«Я с вами во все дни...»

Вознесение Господне... Праздник разлуки и в то же время праздник радости. В Новом Завете Вознесению отводится не очень много места: небольшие упоминания в Евангелии от Марка и Луки, более подробно – в первой главе Деяний Апостолов.

Каждый христианин знает, что в течение сорока дней после Воскресения Господь являлся Своим ученикам, говорил с ними, рассказывал о Царствии Божием. А по прошествии этого времени собрал их вместе и повелел: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян. 1:4–5). «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16:15–18).

 .

Говоря это, Христос вывел учеников Своих из Иерусалима в сторону Вифании и поднялся с ними на гору Елеонскую. И, произнеся эти слова, стал подниматься все выше и выше на небо, благословляя их. А ученики так и стояли потрясенные, провожая Учителя глазами. Наверное, они еще долго смотрели бы вверх на небо, если бы не явились к ним два Ангела в белых одеждах, которые сказали: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11). После чего, как свидетельствует святой апостол Лука, ученики Его «возвратились в Иерусалим с великой радостью» (Лк. 24:52).

Кстати, гора Елеонская, иначе называемая Масличная (потому что на ней росли маслины), была выбрана Спасителем не случайно. Он освятил ее Своим многократным пребыванием и молитвами. Здесь в день торжественного Входа в Иерусалим Спаситель мира воссел на осла, являя людям пример кротости и смирения. Здесь Он вел беседы с учениками о конце мира и Втором Пришествии на землю. Здесь же, на Масличной горе в Гефсиманском саду, молился о Чаше страданий. Отсюда, с горы Елеонской, смотрел на Иерусалим, оплакивая его участь.

Церковь празднует Вознесение на сороковой день Пасхи. Это цифра имеет сокровенное значение и в Ветхом, и Новом Завете. Сорок лет Моисей водил свой народ по пустыне. На сороковой день было принято приносить новорожденных младенцев в храм, ко Господу. Сорок дней постился в пустыне Спаситель перед Евангельской проповедью. Сорок дней после Воскресения пребывал Господь со своими учениками, уча их Тайнам Божественного Царства.

 .

Глубокого смысла исполнено изображение Вознесения Господа на иконах. Правда, в разное время Вознесение писали по-разному. Так, самым ранним дошедшим до нас изображением Вознесения Господня считается рельеф на деревянных дверях Церкви Санта-Сабина в Риме (около 430 г.). На ней Христос со свитком в руке окружен символами Евангелистов в медальонах. По сторонам от Него крупные буквы α (альфа) и ω (омега), отсылающие к словам: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22:13). Ниже двое учеников, предстоящих Господу, держат над головой изображенной между ними женщины крест в круге. Этот образ Богородицы традиционно истолковывают как символическое изображение Церкви.

Позже, начиная с VI века, сложилось привычное нам изображение Вознесения: Господь в мандорле (условном миндалевидном (итал. Mandorla – миндалина) изображении сияния Божественных энергий), которую держат четыре Ангела; ниже Богородица с воздетыми руками и двенадцать Апостолов. И нередко – два Ангела в белых одеждах, те самые, что явились к ученикам и подтвердили Божественное Вознесение Христа ко Престолу Отца.

Хотя в Евангелии ничего не говорится о присутствии Матери Божией в момент Вознесения, но о нем свидетельствует Церковное Предание: творения святых отцов, тексты службы праздника Вознесения. Среди свидетелей Вознесения на иконах часто изображается апостол Павел, хотя исторически этого быть не могло – тогда Павел был еще Савлом и не мог присутствовать на Вознесении Господнем. Евангелисты Марк и Лука также входили в число семидесяти последователей Христа, но не в число двенадцати. Можно предположить, что, кроме одиннадцати Его учеников, на Елеонской горе находилось больше свидетелей Вознесения. Ведь когда ученики вернулись в Иерусалим, на собрании с ними было 120 человек – последователей Христа. Но не число здесь главное. Иконописцы, воссоздавая картину Вознесения, стремились передать символический образ Новозаветной Апостольской Церкви, установленной Спасителем на земле и вверенной Им после Вознесения Своим ученикам.

 .

На некоторых иконах можно заметить на Елеонской горе след ноги Спасителя. Это изображение действительного отпечатка Его стопы, которое показывают паломникам в Иерусалиме.

И, наконец, о самом Вознесении Господнем и о той радости, с которой вернулись Его ученики обратно в Иерусалим. Христос сошел на землю из любви к нам. И, завершив Свое земное служение здесь, вернулся к Отцу, чтобы сесть одесную Его.

Став свидетелями Вознесения Господня, ученики испытали радость, оттого что им в полной мере был открыт смысл прихода Спасителя на землю. Он не только указал путь ко спасению Своим Воскресением, не только дал понять, что плоть человеческая может преобразиться, но открыл, что возможность вознестись в Высшую Обитель и быть рядом с Богом есть у каждого человека.

 .

Своим Вознесением Христос показал, что, даже покинув землю видимым образом, незримо пребывает с нами: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6), – сказал Христос. И все мы, желающие Спасения, должны идти этим Путем, жить этой Жизнью, и постигать эту Истину.

Петр Селинов


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить