Выйти из кризиса мужественности

Владимир Басенков

Недобрые вести из Техасского университета Остина: местный Исследовательский центр объявил мужественность психическим заболеванием. Техас, оплот традиционной американской идентичности и символ крутых ковбоев, видимо, был выбран социальными инженерами неслучайно. Если и бить наверняка загибающуюся патриархальность Запада, то так, чтоб надежней, в самые важные и сильные органы. «Ну а мы-то причем?» – спросит читатель. США не страна третьего мира, а всё еще культурный гегемон, который не только навязывает, а фактически постулирует реальность будущего. На фоне общемирового кризиса мужественности Россия, увы, не стоит особняком. Примеры тому – в жизни, с которой читатель каждодневно сталкивается на лестничной клетке подъезда, в утробе общественного транспорта, магазине, на работе и дома.

В пос. Псебай Краснодарского края была жестоко убита многодетная мама Наталья Дмитриева. В подробностях об этом случае говорить не хочется: апокалиптичная картина возрастающего насилия заставляет делать бессильные выводы. Убийцы молоды: это подросток 16-ти лет и его старший подельник 20-ти лет. На самом деле одно поколение – те, кто вырос в нулевых. Я однажды уже писал о подростковом насилии и с некоторым опасением отмечал для себя его частоту. Подростковое насилие – это тоже кризис мужественности. Любое социальное потрясение – это, прежде всего, кризис мужественности. Здоровую дисциплину, которая не будет вызывать в подростке внутренних конфликтов и чувства обиды, способного вылиться в немотивированную жестокость против ближнего, способен привить только отец. Бывают исключения, когда эту функцию успешно берет на себя священник, дед, близкий родственник, отчим, даже сторонний человек, руководитель какой-то секции, тренер, наставник… Но это исключения. Мальчик впитывает как губка всё, что происходит вокруг него, но подсознательно он всегда ищет примера в мужчине рядом, отце. Именно отец своим поведением, а не нравоучениями и тем более наказаниями закладывает в будущем мужчине понятия о том, что такое хорошо, а что нет. Что такое честь, достоинство, доброта, милосердие, сила, храбрость. Современная безотцовщина – явление, когда без внимания, а позже влияния мужчины-родителя остается ребенок при живущем в семье отце. Какие зерна должны были взойти в молодых душах, чтобы пойти на жестокое убийство женщины, хрупкого существа, призванного Богом быть входными вратами для новых людей в мир?

Агрессивность – противоположное качество спокойной силе, характеризующей здорового мужчину. Агрессия без явной причины становится следствием колоссальнейших внутренних противоречий мужчины, комплексов, духовных завалов, из-под которых его душа не в состоянии (или в нежелании) выбраться. Но ведь преодолевать трудности – одно из базовых и самых нормальных мужских качеств. Получается, оно куда-то делось из системы современного воспитания?

Я очень давно наблюдаю за поведением родителей и детей, где только это возможно. И прихожу к выводу, что установки мужского воспитания зачастую просто выбиты, в том числе и благодаря феминизированному советскому наследию. И к детям относятся не иначе как… к домашним питомцам.

Два примера из двух семей. О воспитании мальчишек. Мальчишка лет трех упал на улице или, играя, легонько ударился головой. Обычное дело для детей, тем более будущих мужиков, набивать шишки смолоду. И вот передо мной две реакции. В первом случае ребенок смотрит на реакцию родителей, видит, что они не придают случившемуся значения, и встает или, ударившись головой, как ни в чем не бывало, продолжает играть дальше. Во втором – ребенок рыдает как пожарная сирена, зная, что со всех сторон к нему кинутся в ужасе его родители. Любовь и забота – это очень важно. Но характер, который поможет детям преодолевать все невзгоды судьбы, куется с самого детства и происходит это именно в мелочах. Всегда ли, «упав» в потоке взрослой жизни, ты будешь надеяться на то, что тебя кто-то поднимет? И «поднимешься» ли ты самостоятельно, если не научился?

Взрослея, избалованный ребенок привыкает, что на каждый его каприз, крик, раздражение со всех сторон спешат на помощь взволнованные мамки-няньки. Вот только жизнь предъявляет мужчине иные требования. Ведь именно он должен реагировать на «крики о помощи», создавать семью, помогать ближним, в поте лица добывать свой хлеб. Говоря образно, быть одним из тех кирпичиков, на которых Господь держит этот мир. Но неспособный к трудностям, капризный, слабый, уверенный в том, что «мир ему должен», полумужчина окажется неспособным на рутинные подвиги повседневности и окажется в одном ряду, сознательно или нет, с разрушителями Божественного патриархального миропорядка.

Если мы хотим постараться сделать для мира что-то полезное, одним из важных шагов может и должно стать сохранение мужского лица планеты. Постмодерн завел нас в духовный тупик, в конце которого – зияющая пропасть человеческого распада. Что для этого нужно сделать? Мужчинам быть мужественными, женщинам – женственными. И не поддаваться на провокации о том, что наша половая принадлежность представляется кому-то психическим расстройством. Человек был и остается любимым творением Божиим. Наши праотцы Адам и Ева были созданы для жизни в Раю. Для того, чтобы наследовать жизнь вечную, нам необходимо исполнять заповеди, данные человечеству Творцом, как бы ни старался падший мир заставить человека забыть о своем истинном предназначении.