Воспоминания о дорогом Батюшке архимандрите Кирилле (Павлове)

Любовь Владимировна Пьянкова

Прошло уже более года со дня преставления ко Господу великого русского старца дорогого нашего Батюшки – архимандрита Кирилла (Павлова). Не зарастает тропа к его могиле в Лавре, люди по-прежнему идут к своему Старцу и Духовному Отцу за помощью, поддержкой и утешением. И получают их – Батюшка не оставляет нас, сирых, без своей отеческой молитвы и заботы.

За это время вышло в свет много воспоминаний об отце Кирилле, и все они по-своему бесценны и интересны. Они дают нам возможность побольше узнать о жизни Батюшки. Отец Кирилл почти ничего о себе не рассказывал, обширных интервью не давал. И только теперь из рассказов близко знавших его людей мы можем хоть как-то представить себе, какой жизненный путь прошел Батюшка, услышать как от него самого его живые слова, на примере его поступков получить драгоценное наставление для себя. Читая о Батюшке, чувствуешь его живое присутствие, многие его слова, которые он в свое время сказал кому-то другому, звучат как сказанные специально для тебя. Чувствуешь, как Батюшка покрывает тебя своей любовью.

Одна из таких людей, много лет близко знавших отца Кирилла, – Любовь Владимировна Пьянкова. 45 лет она была духовным чадом и помощницей Батюшки. Сначала Любовь Владимировна была помощником повара, потом поваром, когда Батюшка, остро нуждавшийся по состоянию здоровья в строгой диете, ездил в отпуск. В последние годы жизни Батюшки, когда он был прикован к постели, Любовь Владимировна была при нем неотлучно, своей заботой хоть как-то облегчая тяготы его мученического креста.

Сегодня мы начинаем знакомить нашего читателя с воспоминаниями Любови Владимировны об отце Кирилле, необыкновенно теплыми и живыми, в которых Батюшка предстает перед нами во всей своей простоте и в то же время во всем своем величии.

Семья Батюшки. Детство

Родился отец Кирилл на Рязанщине – Рязанская область, Михайловский район, деревня Маковские Выселки. Выселки – потому что, когда взрослые дети отделялись от родителей, они строили дома не в самом селе Макове, а недалеко от него – на выселках. Такие деревни на Рязанщине еще называют Вылетовка, то есть куда дети вылетели из родного дома.

Отца батюшки звали Дмитрием Афанасьевичем, мать – Параскевой Васильевной. Павловы по мужской линии были долгожителями: «папаша», как Батюшка называл своего отца (на Рязанщине так заведено), умер в 1963 году в возрасте девяноста двух или трех лет. И старший брат Батюшки – Андриан Дмитриевич – тоже умер в возрасте девяноста трех лет, когда отец Кирилл уже лежал тяжело больным. У Батюшки был один брат, самый старший, Андриан Дмитриевич и три сестры – Александра Дмитриевна, Анна Дмитриевна и Мария Дмитриевна. Сейчас в живых уже никого не осталось. Антонина Яковлевна Салина, дочь Анны Дмитриевны, то есть племянница, живет в Чертанове.

Батюшка со своими родственниками всегда поддерживал очень тесные отношения. Он не чурался родных, всегда навещал их, заботился, причем не только об их материальном положении, но и духовном воспитании. Тоня, племянница отца Кирилла, рассказывала, как он укреплял ее в вере.

Семья была крестьянская, трудовая, но мама Батюшки, Параскева Васильевна, была очень болезненная, очень часто лежала, немоществовала, и папе приходилось много трудиться, заниматься сельским хозяйством.

Батюшка говорил: «Папа у меня был разумным уважаемым человеком». Жители Вылетовки и Макова приходили к нему за советом, чтобы он помог разрешить какие-то вопросы. Может быть, его рассудительность и передалась Батюшке по наследству. А мама обладала необыкновенной добротой, которая тоже передалась Батюшке. Если Параскева Васильевна узнавала, что кто-то нуждается, она говорила: «Нюра, возьми яиц у нас и отнеси этой семье». Такая была милостивая, всегда другим старалась помочь. Отец Кирилл был таким же – очень внимательным к каждому человеку, любвеобильным и милостивым.

Вокруг Маковских Выселок были в основном поля и небольшие лесопосадки, которые Батюшка называл дорки, где были и елки, и лиственный лес. В этих дорках собирали грибы. Белых не было, но сыроежки и другие грибы встречались. А еще на опушке этих дорков росла полевая клубника. Батюшка рассказывал: «Мы ребятишками бегали туда, когда она созревала. Какая она была сладкая!» В Вылетовке был пруд, видимо, там Батюшка и научился плавать. Он любил плавать и плавал очень хорошо.

Батюшка каждый год, после Пасхи и до Отдания, выбирал время и ездил на родину, чтобы повидаться с родственниками и послужить панихиду на могилках своих родителей. Мы ездили туда с Батюшкой много раз. Батюшка показывал: «Тут стоял наш дом (от улиц ничего не осталось, только несколько домов, которые, видимо, стояли за главной улицей). Это дорки, куда мы ходили за лесной ягодой, тут были барские сады, в которых росли яблони». И еще он вспоминал, какие были сладкие груши, которые они называли дулями. Батюшка очень любил свою родину. И он старался съездить в родные места в конце Пасхи еще и потому, чтобы увидеть, как там цветут сады. В Михайлове и Макове большие яблоневые сады, и Батюшка любил видеть их в цвету, его очень радовало это «благорастворение воздухов». И вообще Батюшка очень любил радоваться природе, животным, птичкам, людям. Очень радостный он был человек!

Родители батюшки были верующими, благочестивыми людьми. Папа пел в церковном хоре. Батюшку крестили в этом храме, Рождества Богородицы в Макове, который не закрывался, и до сих пор в этом храме идут службы. Впоследствии и свою самую первую проповедь отец Кирилл сказал именно в этом храме, в котором его крестили.

Учеба

Школы в Вылетовке не было. Четыре километра батюшке приходилось ходить в начальную школу села Макова. Он закончил 4 класса, но нужно было учебу продолжать, нужно было поступать в среднюю образовательную школу. Ближайшая школа была в Михайлове, это 16 километров, транспорта никакого не было. В ту пору его старший брат, Андриан Дмитриевич, уже учительствовал в средней школе села Пустотино, в другом конце Рязанской области. И маленького Ивана, так звали тогда отца Кирилла, отправили к брату на время обучения.

Но когда отец Кирилл жил у брата, и потом, когда после окончания средней школы поступил в Косимовский индустриальный техникум, то началась уже жизнь юношеская, студенческая. Батюшка про это время говорил: «Я распрудился». Но «распрудился» не в плане нравственности, а в смысле, что немного отдалился от церкви. Мы с матерью Евфимией как-то спрашивали его: «Батюшка, а в молодости, вы, наверное, ходили на танцы или в кино?» – «Нет, я не любил ходить ни на танцы, ни в кино. Я любил природу». После окончания Косимовского техникума Батюшку направили в Катав-Ивановск Челябинской области. Там необыкновенной красоты места, очень живописные горы, и Батюшка любил уходить в горы и любоваться их красотой.


Подготовила к публикации Татьяна Петрова.

Продолжение следует ...

 


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!