Внутренний компас, или Ещё одна притча
Максим Терехов
Однажды я возвращался домой с дачи. Это было давно, и машины тогда у меня еще не было. До прибытия рейсового автобуса оставалось, примерно, двадцать минут. Я сидел на лавочке и смотрел по сторонам, не зная чем себя занять. Неожиданно мое внимание привлек бредущий в моем направлении пьяный парень. «Да… Развлечение в виде лишенной всякого смысла и логики беседы с выпившим местным жителем мне обеспечено», – подумал я.
– Здравствуйте, – сказал парень. – Извините, я пьян.
– Здравствуйте, – ответил я, очень удивившись началу разговора.
– Я присяду отдохнуть? – спросил парень достаточно четко.
– Да, конечно, – согласился я и подвинулся.
Нудного разговора не последовало.
Парень сел рядом и сказал теперь уже самому себе:
– Так, я пьян, я иду домой, я присел отдохнуть.
После этих слов он моментально заснул, а я стал с большим интересом рассматривать этого человека. Спустя десять минут он проснулся и повторил ту же фразу про дом и про отдых, потом увидел меня и вновь извинился за свое состояние. Затем, собравшись с силами, оторвал от лавки непослушное тело и, покачиваясь, пошел дальше.
Я был поражен его способностью точно оценивать собственное состояние и не сбиваться с курса. Пили без меры в то время многие, особенно в деревне. Последствия часто были ужасными: люди теряли внутренний компас, помогающий человеку оставаться человеком, попадали под машины, замерзали на зимней дороге или, что еще хуже, кого-нибудь убивали в пьяном угаре.
«Этот дойдет», – подумал я, неожиданно начиная понимать смысл увиденного. Тогда я только начинал читать святых Отцов и как раз мучился вопросом, почему внимательную к молитве христианскую жизнь отцы называли «трезвением». «Ведь все мы в той или иной степени пьяные», – понял я. Просто вместо вина у нас – обильная пища, яркие шоу и жажда комфорта. «Похоть очей, похоть телесная и гордость житейская», – краткое святоотеческое определение цели жизни обычного светского человека.
И в этом – прелестном – состоянии мы убеждаем себя: «Всё нормально – живу как все: семья, работа, не пью, не курю – что еще от меня требовать?» Нас не посещают мысли о нашей духовной нетрезвости, о том, что мы вовсе не безгрешны и что надо покаяться и попытаться идти за Христом. Но, когда это понимание приходит, в человеке формируется некий внутренний компас, позволяющий ему уцепиться за «хитон Христов» и не сбиваться с пути.
Упоение грехом, сладким и липким, для церковного человека пагубно. Вот уже и под благословение не хочется подходить, и в храме душновато стало стоять, и вообще раньше в храме была благодать, а теперь ее вроде как и нет… Зато начинается интерес к личной жизни батюшки: на какой машине ездит, в каком доме живет и что происходит у него в семье… Да мало ли чем займется еще помраченный греховным дурманом разум, чтобы «не заметить бревна в собственном глазу»?!
Как жить с момента осознания своего греха и до исповеди? Тут стрелка нашего внутреннего духовного компаса может начать отчаянно вращаться. В детстве я брал магнит и играл с обычным компасом. Легкого движения магнита хватало, чтобы надолго дезориентировать стрелку. Уберешь магнит – и через какое-то время компас приходит в правильное положение.
Проснется путник, начнет мучительно соображать: «Куда я шел, где нахожусь, что со мной случилось и что делать дальше?» – а компас подскажет: «Шел за Христом. Согрешил. Отстал. Надо покаяться и идти дальше за своим Спасителем». Правы святые Отцы. Через любого встреченного нами на жизненном пути человека Господь может наставить нас так, чтобы в наш жизненный багаж добавилась еще одна притча.