Не спешите с выводами
Это был обычный день в инклюзивной школе. Первая, наиболее многочисленная, смена учеников, среди которых мелькали колясочники, закончив занятия, покидала здание. На скамейках в вестибюле оставались только мы, несколько человек родителей, чьи дети учились во вторую смену. До конца уроков было еще далеко, и мамы занимали время обычной болтовней о погоде, растущем долларе и о том, кто из учителей лучше.
Незаметно вырулили на тему продленки.
– Все педагоги хорошие, и Ия, и Кетино, и Саломе, – говорила одна из мам. – Одна эта Инна какая-то неприятная. На детей орет, глазами сверкает.
– Ой, не говори! – подтвердила другая. – На мою дочку как гавкнет: «Вынь палец изо рта!» Бедный ребенок аж вздрагивает.
– И лицо у нее отталкивающее, – подхватила третья. – Так на всех смотрит, будто она тут главная. А сама всего-навсего только нянька.
– Говорят, дома у нее куча кошек, – внес кто-то слева свою ценную лепту в неписаное досье. – Вонь, наверное, жуткая. Фу...
Неожиданно хор обличителей прервал голос одной из мам:
– Подождите, я тоже так о ней думала до недавнего времени. А вышло вот что. На днях в пять вечера забирала я свою Лали из продленки и предложила Инне подвезти ее до дома. Мы в одном районе живем. Веду я машину, ну, и надо же о чем-то говорить. Спросила ее из вежливости: «Как Ваша дочка? (видела раньше ее девочку-аутистку то в транспорте, то на базаре. Она в нашей школе в десятом классе учится. Светленькая такая). И как это Вы в таком возрасте решились родить?»
– Да, да помним такую, – откликнулись слушательницы, пока не понимая, к чему эти описания.
– ... А эта Инна мне вдруг выдает: «Я и не рожала. У меня свои две взрослые дочки. Эта младшая – приемная».
– Как приемная? – я на тормоз нажала от неожиданности.
– Так. Я и не собиралась никого удочерять. Своих без мужа поднимала. Просто так вышло. Иду я с работы и слышу, кто-то пищит в мусорном ящике. Заглянула – трехдневный младенец. Я мимо котенка пройти не могу, а тут ребенок. Как не взять. Сколько мне нервов при оформлении потрепали – не описать. Чуть девочка подросла, поставили диагноз. Начала я ее учить ложку держать, туалетом пользоваться. Благо, я всю методику знаю, сколько лет с такими детьми работаю. Теперь большой прогресс у нее. Сама себя обслужить может.
На лицах слушательниц застыло удивление.
Двое почти хором спросили:
– Неужели правда?
– Девочки, я сама в шоке. Как раз за неделю до того мужу на нее жаловалась, мол, грубая очень. Чтоб высказал ей по-мужски. А тут вот какое дело. Мы, матери, с нашими инвалидами мучаемся, мы обязаны. А она за что?
– Выходит, ни за что. Просто человек такой. А мы ей тут все кости перемыли, – заключила мать неговорящего эпилептика.
Фото: specialneeds.ge