Вечная память Маэстро!
Людмила Воронова
Памяти Игоря Андреевича Журавленко
(30.06.1943-15.05.2018)
Дорогой друг, дорогой и бесценный друг!
Да упокоит Господь душу твою в селениях Праведных.
Когда весь «виват» уйдет туда, куда ему определит Господь, надеемся, что мы окажемся вместе, там уже много наших, кого Вы воспитали, взрастили и любовью которых зажигали публику или прихожан – где бы мы ни пели: на службах в храмах (Апостола Филиппа, Косьмы и Дамиана, Алексия человека Божия в Хотькове и других), либо на концертах, где зал всегда был полон и восторженно принимал «Виват» – любительский коллектив.
Мы все любили Маэстро, и он платил нам взаимностью.
Журавленко руководил не одним коллективом: первым был детский хор мальчиков в созданном им хоровом отделении в музыкальной школе-одиннадцатилетке г. Минска. Месяц назад хор отпраздновал свое пятидесятилетие (Игоря Андреевича после окончания Московской Государственной консерватории направили по распределению в Минскую консерваторию). Теперь это знаменитый на весь мир хор мальчиков и юношей Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской академии музыки. По возвращении в Москву организовал камерный хор «Виват» при Музыкальном обществе Московской области, а в 1989 году при Тверской филармонии – мадригальный певческий ансамбль «Русский партес», работал с хорами Волгограда, Великого Новгорода, Коломны, Чебоксар и многими другими. Он не знал, что такое отдых. Но нам, всем виватовцам, казалось, что мы – любимый хор.
Вся жизнь его была – движение и создание нового – будь то фестивали (например, как фестиваль им. А.Свешникова в Коломне), участие в Хоровых Соборах и фестивалях, концертах, либо работа над книгами (в Даниловом монастыре было выпущено два сборника Элементарного сольфеджио на природном певческом материале). Игорь Андреевич также вел преподавательскую работу в Московском педагогическом институте, Институте культуры, одновременно работая хормейстером в Государственном хоре им. А.В. Свешникова.
Будучи тяжело больным, до конца отпущенного срока он трудился, устраивал репетиции даже с крохотным оставшимся составом; трудился даже прикованным к постели, завершая свою последнюю книгу, «Системное хороведение», которая в ближайшее время будет издана.
Обладая безупречным вкусом, выпускник знаменитого Александра Васильевича Свешникова, Журавленко никогда не включал в программы тех авторов, которые писали бы «на потребу» и могли бы принести быструю известность.
Его уникальные программы, состоящие главным образом из лучших образцов русской и западной духовной музыки, составлялись кропотливо и тщательно. Находясь в зарубежных поездках или гастролируя по России и за рубежом, Игорь Андреевич в библиотеках разыскивал и переписывал (доступной копировальной техники тогда еще не было), нередко делал переложения, а затем исполнял со своими хорами забытые шедевры.
Всемирно известному музыковеду, профессору Владимиру Васильевичу Протопопову принадлежит идея создания библиографического справочника, в котором бы все песнопения Русской Православной Церкви были бы расположены в алфавитном порядке. Эту идею смог воплотить именно Журавленко, обладавший поистине гениальной памятью, собранностью, трудолюбием и острым умом, издав уникальный справочник «Свод песнопений русской православной музыки «По первым словам», вышедший в издательстве «Православный паломник».
А чего стоят исполнения двойных концертов Бортнянского, за которые не брались даже профессиональные хоры! На концертах хор «Виват» подолгу не отпускали со сцены. С легкой руки Игоря Андреевича вошли в репертуар духовных хоров «Херувимская» Алябьева и многие другие произведения русской духовной музыки. Коллектив «Вивата» участвовал в концертном исполнении оперы Александра Гречанинова «Добрыня Никитич» с оркестром народных инструментов, зазвучавшей в зале Чайковского снова через сто лет после ее первого исполнения.
Он прошел школу (сначала – «хоровушку», затем консерваторию и аспирантуру) у знаменитых учителей: А.В. Свешникова, Е.А. Лобачевой, В.В. Протопопова, органиста Г. Ройзмана), всегда оставаясь скромным и непритязательным, готовым на самую «черновую» работу. Современные композиторы охотно давали ему новые произведения, зная, что их замысел будет воплощен чутко и точно. Так, тесная дружба связывала его с композиторами Анатолием Киселевым, Валерием Киктой (его однокашником) и др.
В работе Игорь Андреевич был неутомим. Мы с нетерпением ждали каждой репетиции, зная, что на очередной встрече нас ожидает какой-нибудь «вкусный» сюрприз, который мы будем с радостью разбирать, запоминать (старались петь наизусть), доводить до идеальной чистоты звучания. Терпение, такт, деликатность, с какой он добивался необходимого звучания, были беспредельны. Ведь далеко не все знали ноты! А исполнялись сложнейшие многоголосные двух и треххорные партитуры! Как он это делал? Наверное, только с помощью Божьей, ибо в коллективе не было ни зависти, ни обид – одна любовь! Многие, неверующие еще тогда, пришли к Богу – ибо духовная музыка побуждает к молитве.
У Журавленко было чему поучиться: его ученики, Георгий Сафонов, дирижер Праздничного хора Данилова монастыря, закончивший созданный Журавленко хор мальчиков в Минске (сейчас это хор мальчиков и юношей Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской государственной академии музыки) и которого Игорь Андреевич разыскал в детском саду, отбирая для своего хора мальчиков хористов; блестящий звукорежиссер Вадим Киранов, записавший не одну программу с «Виватом», обладающий абсолютным слухом говорит, что чище и музыкальнее Минского хора мальчиков невозможно себе представить, и многие другие (в Минске еще при жизни Мастера стали писать о нем научные и дипломные работы – он там легендарный дирижер!).
Игорь Андреевич горячо поддержал идею создания музея регентско-певческой культуры, подарив монастырю свои бесценные архивы.
В скором времени выйдет книга воспоминаний о становлении «Вивата» (первые пять лет), которую готовит автор цитируемых стихов, участница хора Виват, Людмила Воронова.
Вечная память Маэстро – Заслуженному артисту России, профессору, уникальному хоровому дирижеру, владеющим уникальной методикой работы с непрофессиональным хором, позволяющей поднять исполнительский уровень любителей до уровня профессионалов, замечательному человеку, всего себя посвятившему сохранению русской культуры, русской православной музыки/
* * *
Наш друг любимый, наш Маэстро!
Ушел от нас ты в мир иной.
Там все находят свое место,
А мы прощаемся с тобой.
Ты верно жизнь свою направил –
Служил искусству много лет.
Но рок судьбы тебя ударил,
Не пережил ты страшных бед.
Никто, как ты не знал блаженства
От дивных звуков хоровых.
Ты столько лет вел к совершенству
«ВИВАТ» – любимый коллектив.
Тебя призвал к Себе Всевышний,
Ты нужен там – на Небесах.
Иди к Нему духовно чистым,
Пусть не пугает тебя страх!
Ты жизнь свою провел в горенье,
И зародил в наших сердцах
Любовь к прекраснейшим твореньям,
Что нес в хормейстерских руках.