Про тетю Люсю и последнюю возможность

Мария Сараджишвили

(Из цикла «Кухонные монологи»)

Господи, спаси нас, дураков, как-нибудь!...

Схиархимандрит Софроний (Сахаров)

Рассказывает Людмила:

– У моей подруги Макрины была тетя Люся. Обычная тетя как миллионы советских людей своего времени. Она любила жизнь во всех ее проявлениях, любила попеть, поплясать, выпить да закусить в приятной компании, рассказать анекдот к месту и самой посмеяться.

Ничего особенного в этой Люсе не было, кроме того, что она была хороша собой и любила всех чем-нибудь одаривать. Придет к ней, бывало, ее племянница Макрина, и тетя Люся тут же ей какой-нибудь подарок всучит. Ни разу племяшка не уходила от тетушки с пустыми руками.

Вот такой была тетя Люся: ничего у нее в доме не задерживалось, всё раздавала направо и налево. Однажды в результате такой своей душевной щедрости она пригрела у себя соседского мальчишку Алешку, которого родная мать забросила по причине пьянства. Мальчишка рос как придорожная трава, никто его не воспитывал. Только тетя Люся, никогда не имевшая своих детей, заботилась о нем.

…Годы шли, тетушка старела. Меж тем советские безбожные времена сменились расцветом Православия. Свобода проявилась не только в вероисповедании, но и в других сферах жизни. Алешка вырос и продолжил путь своей матери, правда, к пьянству прибавилась еще и наркомания. Но тетя Люся по-прежнему продолжала его любить как родного сына и помогать деньгами. Что ж, Алексей ничего не имел против. Наоборот, он так освоился с тетей Люсей, что обирал ее до последней нитки, забирая у старой женщины даже те продукты, что ей привозили ее родственники.

Макрина, подруга моя, ее сестры и родственники с болью в сердце смотрели на происходящее и пытались хоть как-то помочь тетушке в этой ситуации. Макрина думала повернуть тетушку к Богу, к Церкви, но всё было напрасно. Тетушка не поддавалась на уговоры и не хотела идти в церковь. Да это и понятно: она всю жизнь прожила в безбожии и не могла понять, зачем ей ходить в церковь. Молится она может и дома; никого не режет, не убивает, да и какие вообще грехи у пенсионерки?! О вечности тетя Люся как-то не задумывалась.

Макрина начала за нее молиться. Родственники тоже. И Господь не заставил себя ждать...

Тетушка Люся стала сильно слабеть. Однажды в очередной раз она собралась ехать с Макриной на дачу. Для поездки Макрина взяла напрокат машину. Когда их автомобиль остановился на светофоре, в него врезалась другая машина. Так как машина была не частная, Макрине пришлось вызывать полицию.

«Вся процедура с оформлением займет 6 часов», – сказал прибывший полицейский. Макрина была в отчаянии. Что делать? Куда податься со старушкой на долгие шесть часов? Полицейский посоветовал идти в отделение полиции, которое находилось поблизости, рядом с церковью. Идея идти в полицию им не приглянулась. И решили они от нечего делать пойти в церковь. Благо там имелось место, где можно было посидеть в тишине и спокойствии.

Отправились Макрина с тетушкой Люсей в церковь… и провели в храме целый день! Пока они там сидели, к ним подошел познакомиться местный священник. Разговорились о том о сем. В итоге тетя Люся исповедалась и причастилась! Да, да, без подготовки, без необходимого трехдневного поста. «Я побывала на небесах!» – сказала, выйдя из церкви, наша «атеистка».

А вскоре тетя Люся мирно отошла ко Господу, еще раз причастившись и исповедавшись перед смертью, как ей заповедовал священник. Тот же священник ее и отпевал.

Чудны дела Твои, Господи!

…На 40-й день по ее смерти тетя Люся явилась во сне одной из сестер Макрины – Марине. Во сне тетя Люся была довольная-предовольная. «Ну и праздник вы же мне устроили! – сказала она. – Спасибо!»

Мы с Макринкой читали литию по усопшей все сорок дней.