Подарок из Вечности
Нино Чикобава
Еще при жизни родители, нецерковные люди, всё же научили нас помнить и почитать своих предков. Мама, к примеру, поминала своих родителей в определенные дни: мы ездили на кладбище, а дома загодя готовился особый обед. Тщательно выбиралось любимое покойными блюдо: рыбка жареная или чаще сладкое, и его надо было почему-то обязательно раздать. Мама при этом приговаривала:
– Вот, деточка, меня так научили родители, а я – тебя. Надо испечь сладкий пирог или приготовить вкусный обед и угостить им нищих на кладбище. Особенно хорошо, если к тебе в день поминовения зайдет кто-то бедный: ты его покормишь и попросишь помянуть своих усопших. Еще можно детям раздать конфеты, фрукты, пироги. Как говорится в народе, «покойному прибудет».
Вот и отчеканилось в моей памяти: мертвым становится лучше, когда мы их не только сами поминаем, но и другие через наше подаяние их вспомнят. О церковных записочках или молитвах в советском детстве как-то не говорили.
Воцерковившись, мы стали понимать важность молитвенного поминовения.
И вот как-то в Родительскую субботу мы с сыновьями, чтобы не упускать такую возможность, решили пойти в церковь. Поскольку накануне был рабочий день, испечь мамин любимый «сметанник» или хотя бы поджарить рыбки не удалось.
На Литургию пришли с опозданием. Народу в храме – море, на большом столе, передвинутом с канона, – продукты, принесенные на помин души и для освящения, кругом благоухание ладана и цветов, торжественно и печально поет хор.
Написали записки на панихиду, но вот незадача – не хватило наличных денег, а ведь еще надо было купить свечи и заказать записки о здравии. Оставив детей в храме, я бросилась к ближайшему супермаркету с банкоматом. Только войдя в торговый зал и увидев разложенные в ящиках спелые апельсины и желтые в пятнышках бочки бананов, сообразила, что мы явились на помин с пустыми руками.
Батюшка наш благословил как-то раздавать всё, что приносят на канон, в особенности сладкое и фрукты детишкам. Поэтому вопрос «что именно покупать?» я решила быстро: куплю то, что выбрала бы мама для детей. Конечно же, то, что полезно, – фрукты. Прошлась взглядом по стеллажу с печеньями, но, засомневавшись, передвинулась к конфетам. Конечно же, шоколадные принесла бы моя мама, она ведь и сама была сладкоежкой. Нежный аромат корицы и свежих булочек сразил меня наповал – вот оно, то, что нужно! Оплатив продукты и обналичив недостающую сумму, я побежала обратно.
Наши дары положили на стол, как оказалось, тосковавший по фруктам и конфетам. Детки мои успели исповедаться, благословиться, и мы встали на молитву перед иконой святителя Николая, к которому по-особенному относимся в семье. Мальчики занялись любимым и полезным делом – стали чистить подсвечники и снимать с них догорающие свечи, а я наконец-то прислушалась к словам молитвы. Казалось, что даже свечи стали гореть ярче, а молитва тонкой дымкой ладана вместе с чем-то неуловимо теплым и спокойным проникала в душу. Как же здорово!
«Вот это Вам, возьмите, батюшка благословил детям», – раздался горячий шепот заведующей библиотекой. В руках она держала четыре спелых банана с бочками в крапинку, пачку шоколадных конфет «Ласточка» и нежнейшие, пахнувшие свежей корицей булочки.
– Что Вы, я не могу, это же я сама и принесла! – возразила я, растерявшись.
Женщина ласково улыбнулась:
– Видите, значит, так и должно быть – именно Вашим детям это и предназначалось. Берите, раз отец Андрей благословил.
Слезы умиления теплыми ручейками потекли по моим щекам: получается, что именно мамочка и послала этот подарок внукам, о которых мечтала, но отошла в вечность, так и не успев встретиться с ними. Для кого-то это «просто совпадение», а для нас – еще одно обыкновенное чудо. Ведь у Бога все живы!..