Святоотеческое предание в современном монашестве

Региональный этап ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений

 

1 декабря Донской ставропигиальный мужской монастырь принимал участников Регионального этапа ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений. Третий год на этом крупнейшем церковно-общественном форуме существует направление, посвященное вопросам монашества. И уже во второй раз Синодальный отдел по монастырям и монашеству в преддверии традиционных январских Чтений проводит собрания, на которых игуменам, игумениям, братии и сестрам ставропигиальных и епархиальных монастырей предлагаются доклады, раскрывающие различные аспекты претворения святоотеческого духовного наследия в истории и современной жизни Церкви и православного иночества.

Тема монашеского направления XXIII Рождественских чтений именно так широко и сформулирована: «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви». Прозвучавшие доклады очень интересно расставили акценты на этом, в сущности, необъятном для изучения и осмысления пространстве.

После краткого приветственного слова архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, возглавившего президиум собрания, выступил иеромонах Николай (Сахаров) с докладом «О святоотеческом предании в современном монашестве (на примере архимандрита Софрония (Сахарова)».

Отец Николай, насельник Иоанно-Предтеченского монастыря в Эссексе, не впервые оказывается на трибуне подобных ученых монашеских собраний: многие, вероятно, обратили внимание на его интересное выступление на XXII Рождественских чтениях. Пребывая уже четверть века в монастыре, созданном архимандритом Софронием (Сахаровым), храня драгоценный опыт нескольких лет близкого общения со старцем, отец Николай всегда щедро и искренне стремится донести свой опыт, свое пережитое и глубоко продуманное понимание удивительного феномена старческого руководства, воспитания личности монаха, явленного в трудах и жизни архимандрита Софрония. Впитавший живую святоотеческую традицию на Афоне, наученный непосредственно преподобным Силуаном Афонским тому, что есть божественное смирение, старец Софроний, как сказал отец Николай, поднял сознание монахов своего монастыря до того уровня, когда «свободой не злоупотребляют». И единственным «инструментом» для выполнения этого заветного желания всех, наверное, без исключения, кому доверено пасти души, была любовь. Любовь, осознаваемая на онтологическом уровне как качество, присущее изначально Святой Троице. Первым же проявлением истинной любви является послушание.

Существенным дополнением к этим словам (ведь многие настроены воспринимать их как красивую риторику, не связанную с «суровой действительностью») прозвучал ответ на вопрос из зала: как избежать опасности подмены старцем – Бога. Иеромонах Николай сказал, что нельзя забывать: отношения старца и ученика – Таинство, где действует Бог в ответ на смиренное усилие человека. И понимание этого – одна из важнейших составляющих культуры старчества, которой можно учиться, обращая взгляд не только на Афон, но и, например, на преподобного Серафима Саровского.

Архиепископ Святогорский Арсений прокомментировал эти слова живым свидетельством того, как братия Святогорской обители, возрождая монастырь и не имея возможности получать одно постоянное духовное окормление, осуществляла свою жизнь «по совету»: разрешая трудные вопросы у трех духовных наставников, каждый из которых сам являл собою образец смирения и послушания. «"Круговая порука" смирения – залог правильного духовного руководства», – заключил владыка Арсений.

Доклад «Преемство древних монашеских традиций в женском монашестве на Руси» игумении женского монастыря Рождества Богородицы (Ростов Великий) Афанасии (Силкиной), несмотря на скромно заявленную автором попытку «отметить лишь основные тенденции и особенности развития женских обителей и монашества в России», оставил впечатление очень серьезного, глубоко продуманного труда. Экскурсы в далекую историю (начиная с женских монастырей в Египетской пустыне и в первые века существования их на Руси) сопровождались жизнеописаниями выдающихся монахинь-подвижниц, историческими сведениями о создании и особенностях внутренней уставной жизни обителей. Подробно были рассмотрены причины роста или оскудения женских монастырей в разные исторические эпохи, социальный состав монашествующих женщин, характер несения послушаний. Автору удалось достичь главного: на обширном материале показать вклад русского женского монашества в развитие аскетической традиции.

Доклад игумении Викторины (Перминовой), настоятельницы московского Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря, в самом названии содержал некое полемическое зерно: «Богослужение в монастырях: для братии или для паломников?» Игумения монастыря, стоящего в самом центре мегаполиса, вероятно, как никто иной, чувствует актуальность данного вопроса. Матушка Викторина с большой мудростью, с опорой на непреходящие основы, данные святыми отцами, предложила взглянуть на эту проблему. Можно, утверждает она, смиренно принять неизбежное в такой ситуации сближение монастыря и мира и не поступиться при этом внутренней духовной жизнью, духовным ростом, которые зиждутся на молитве, во много раз превосходящей силы большинства простых паломников, желающих посещать монастырские богослужения.

Игумения Викторина отметила, что следование уставу во все века приносило хорошие плоды. Опыт Студийской обители, чей богослужебный устав ориентирован на совершение служб суточного круга, а также великопостных, в этом плане мог бы послужить примером для подражания современным монастырям. В Богородице-Рождественском монастыре, как и в некоторых других городских обителях, стараются совершать суточный круг богослужений для насельников отдельно от прихожан, за частью же служб те молятся вместе с сестрами – в соответствии со своими потребностями и силами.

Основной вывод доклада заключался в следующих словах: «Когда мы стремимся следовать Уставу, данному святыми отцами, Господь устраивает наши дела, наше время и силы распределяются разумно, и их хватает на много полезных дел и начинаний».

«О возрождении литургических традиций монастырей» – так звучала тема доклада иеромонаха Иова (Чернышова), насельника Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря. При отсутствии напечатанного текста, это был, скорее, интересный, живой и поучительный рассказ. Поучительный потому что давал пример, вероятно, самого правильного пути воссоздания монастырской жизни после десятилетий разрухи. Разрушение касается ведь не только стен: самое страшное – утрата памяти. И поэтому заслуживают уважения усилия, употребляемые насельниками Угрешской обители для того, чтобы восстановить праздничные богослужения, которые совершались именно в этом монастыре и были любимы народом. За нейтральным определением «локальная традиция» скрываются праздники, собиравшие тысячи богомольцев, свидетельствовавшие о силе благочестия и о любви к святыням, например отмечавшиеся издревле в Угреше Рождество святителя Николая (11августа, н.с.) и явление образа Николая Чудотворца святому благоверному князю Димитрию Донскому (22 августа, н.с.), о которых рассказал отец Иов.

Заключительный доклад «Сохранение и развитие традиций зосимовского старчества в Высоко-Петровском монастыре в 20-е годы XX века» был сделан Еленой Григорьевной Балашовой, аспиранткой кафедры истории историко-филологического факультета Российского Православного университета. Это было такое же живое повествование о горькой и одновременно замечательной странице истории нашей Церкви в прошедшем

столетии: о крупнейшей тайной церковной общине, существовавшей с 1923 по 1935 год в Москве и окормляемой последними старцами Зосимовой пустыни, которые нашли приют в Высоко-Петровском монастыре, возглавляемом в то время владыкой Варфоломеем (Ремовым). Еще более удивительным, возможно, явлением был тайный Знаменский скит, в котором подвизались монахини в миру – постриженицы преподобномученика Игнатия (Лебедева); скит просуществовал до 1979 года.

 

Незримые для мира иноки и инокини несли свое служение едви ли не с большей истовостью и огромной ответственностью. Как сказал по завершении доклада Его Высокопреосвященство архиепископ Феогност, эти времена показали истинных носителей православного духа.

Конференции, организованные Синодальным отделом по монастырям и монашеству самостоятельно или в рамках больших церковных форумов, становятся интересной приметой жизни современного отечественного монашества. В продолжение Регионального этапа Рождественских чтений владыка Феогност не один раз одобрительно высказывался о «тональности» представленных докладов: она была задана стремлением поделиться духовным переживанием – неформальным, искренним отношением к святоотеческому преданию.

Фотограф: Александр Ерофеев