Протоиерей Андрей Ткачев: Те, кто рядом
Церковь это священники. Так кажется многим и с этим нечего спорить. Священника не просто виднее всех, и он не просто главный. Без него попросту не будет служб и Таинств, то есть не будет самой Церкви. В этом смысле священник главный. Но вокруг него и рядом с ним есть еще просфорники, пономари, звонари, сторожа, свечницы, певцы и чтецы. И это еще не весь список. Эти люди все вместе и каждый по отдельности тоже очень важны. От их веры, от их нрава и поведения очень зависит общий климат на приходе. Среди них могут прятаться от мирского взора и славы человеческой подлинные праведники и молитвенники. Нередко из их числа выдвигаются истинные защитники веры, как это было в годы советской власти. Посмотрим на них, хотя бы некоторых, внимательно. Попробуем нарисовать идеальный портрет этих смиренных и не всегда заметных, но необходимых служителях Церкви.
Свечницы. Их роль больше, чем роль гардеробщицы в театре. Они должны быть терпеливы к людям, снисходительны к их возможной докучливости, особенно при праздничном многолюдстве. Они должны всей душой любить храм, как Дом Божий, а не как привычное место своей работы. Одним ухом слушая покупателя свеч или заказчика молебна, другим ухом им хорошо бы слышать богослужение. Им нельзя быть собирательницами и переносчицами сплетен. Взгляд их и весь вид их должен быть добр и прост. Ведь именно этого подсознательно ищут и ждут люди от Церкви – простоты и доброты.
Пономари. Эти счастливые люди имеют такие привилегии, какие многим и не снились. Пономарь раньше всех приходит в храм и позже всех уходит. Ему дано, зажигая лампады, молиться в храме первому. И ему же дано в темноте угасшего дня, только при свете редких свеч приносить в опустевшем храме Богу свои сокровенные прошения и внимательные молитвы. Пономарь должен быть молитвенником. Тогда алтарь будет любим им, а следовательно – чист, ухожен. Пономарь тем более должен быть молитвенником, что на службе он вечно в движении. То успеть, то сделать, то приготовить. Но при этом нужно держать в голове строй службы, ничего не забыть и ходить перед Богом на святом месте со страхом и вниманием. Пономарь по определению великий человек. Исполнительный, пунктуальный, аккуратный и умеющий молиться, таким его хочется видеть всегда.
Певцы. Это люди, несущие ангельское послушание, служащие Богу голосом. Мы не можем служить под звуки магнитофонной ленты с записью службы. А почему? Потому что нам нужен не только голый звук, но и вера поющего. Нам нужны звуки осмысленные и осоленные верой, а не производимые механически. Клиросный певец должен быть внимателен. Более того – умен, не в смысле математическом или житейско-практическом (что тоже не помешает), а в смысле отношения к службе. Каждое слово, каждую ноту, легшую на слово, нужно пропустить через себя. И если служение словесное, то и самые большие грехи тоже словесные. Болтовня, пересуды, отвлечение от службы – грехи поющих. Если от них избавиться, храм будет полон умной молитвой так, как море полно водою. И да будет так.
Еще есть чтец. Он может совпадать с кем-то из певцов или пономарей, но может быть и отдельной фигурой. Это человек, из которого может со временем вырасти Иоанн Златоуст. Ведь святитель в свое время был чтецом, и ненасытимо упражнялся в чтении Божественных книг. Со временем при цепкой памяти и горячем сердце святитель отдал Церкви все, чем ранее питался сам. Отдал с большими процентами. Чтец должен любить Слово Божие, должен читать его не самому себе, но церковному собранию, и читать так, чтобы каждое слово звучало и звенело, не зажевывалось и не съедалось.
Продлим далее по аналогии свое возвышенное представление обо всех церковных служителях. Вот они дисциплинированы, исполнительны, дышат молитвой и любовью к святому месту, на котором проживают большую часть своей жизни. Они деятельны и самостоятельны, но вместе с тем послушны и не горды. Они не склочны и не спесивы, не сплетники, не лентяи. Они рабы Божии. Скажите, это мечта или возможная реальность. Ей Богу, это возможная реальность. И тогда Церковь при такой реальности повсюду сильна, повсюду жива, повсюду богата добрыми плодами. Она не культурный довесок и не деталь городского или сельского пейзажа. Она – Невеста Христова, «блистающая, как заря, прекрасная как Луна, светлая как Солнце, грозная, как полки со знаменами» (П. Песн.6:10)
Нормальное не должно быть редкостью. И то, что мы назвали (нарисовали словом) не есть что-то выходящее из ряда вон. Это норма, имеющая право и долженствующая встречаться нам, если и не всегда, то часто. Дай Бог, чтоб так и было, а иначе не было.