Круглый стол: быть или казаться

Петр Селинов

27 января в рамках XXII Международных Рождественских образовательных чтений в Российском православном университете прошел круглый стол на тему «Церковь и новые медиа: быть или казаться». В нём приняли участие: главный редактор научно-богословского портала Богослов.ru, доцент Московской духовной академии, протоиерей Павел Великанов, руководитель информационного отдела Томской епархии Русской Православной Церкви, священник Дионисий Землянов, президент благотворительного фонда «Предание» Владимир Берхин, специалист информационно-аналитического управления Синодального информационного отдела Сергей Болотов, главный редактор портала «Православие и мир» Анна Данилова, заведующая кафедрой журналистики и связей с общественностью РПУ – Православного института имени Иоанна Богослова Елена Жосул, обозреватель портала «Православие и мир» Мария Сеньчукова, православный публицист Сергей Худиев, журналист Мария Свешникова. В качестве модератора за круглым столом поработала первый заместитель генерального директора по новым медиа в ЗАО «Аргументы и факты» Наталья Лосева.

Спешу поделиться впечатлениями с теми, кто из-за обилия разнообразных направлений на чтениях, сюда не попал. Мероприятие, скорее, походило на кросс-интервью на тему «Социальная сеть для православного человека – добро или зло?», которое Наталья Лосева проводила с несколькими экспертами параллельно. Большая часть остальных выступлений вполне укладывалась в формат общения старинных приятелей, которые просто решили собраться вместе, чтобы не столько обсудить или порешать какие-то проблемы, сколько пообщаться и поговорить о социальных сетях, поскольку это их жизнь и работа. Остановлюсь на интересных мыслях, прозвучавших в ходе круглого стола.

1. Каковы плюсы и минусы социальной сети?

прот. Павел Великанов

Протоиерей Павел Великанов: «Плюсы: возможность свидетельства, возможность взаимопомощи, быстрое распространение новостей. Минусы: распространение информации, за которую никто не отвечает; дискуссии сваливаются на неподобающий для христианина уровень, хватание за грудки; человек слишком много времени находится в сети, а в реальный мир выходит только, чтобы перекусить».

Сергей Худиев: «Минусы и плюсы разделить сложно. Большинство плюсов являются такими же минусами. Плюс – полная субъективность публикации. Это дает возможность получить не политкорректную информацию, а ту, что отражает настроение живых людей. Отсюда и отрицательная сторона – никогда не знаешь, насколько эта субъективность имеет право на существование. Плюс - возможность установления личных отношений с тем, кто является носителем той или иной информации. И минус – что эти отношения не могут быть глубокими и содержательными. Есть еще вопрос анонимности. Его плюс в том, что многие люди сумели преодолеть зону отчуждения между ними и духовенством, но минус в том, что вопрос анонимности снимает ограничения у людей в сети: они идут вразнос и перестают контролировать то, что говорят».

Анна Данилова: «Плюс – социальные сети дают возможность выйти из гетто, в котором находится православная аудитория. И это здорово! Они дают возможность понять повестку дня, узнать, что людям сейчас интересно. Минус – это достоверность информация, её верификация. Через соцсети порой стремительно распространяются поразительные фейки. Минус – в результате социального общения перегружается сознание людей. И самый главный минус социальной сети – слишком быстрая реакция на происходящее: мы еще толком не разобрались в ситуации, а отношения уже накалены до предела».

2. Надо ли священнику принимать участие в жизни социальных сетей? И не стоит ли православному человеку пытаться вырваться из социальных сетей?

Анна Данилова

Протоиерей Павел Великанов: Священник должен присутствовать в социальных сетях, но он не должен быть сетевым миссионером. С одной стороны, человеку легче перейти к общению со священником, спрашивая его в сети, что Церковь думает по этому поводу, а что – по этому, но, с другой стороны, при таком общении понимаешь, что человек пришел в сеть не ради того, чтобы прийти к Церкви, а только чтобы потрепаться с батюшкой. <…> В любом православном человеке должен быть некий внутренний иммунитет к попытке раствориться в тех тенденциях к образу жизни большинства, которые присутствует в социальных сетях. Я думаю, что у нас не получится убежать из социальных сетей, но если у нас исчезнет это желание убежать, то это будет свидетельствовать о том, что с нами что-то не в порядке.

3. Какова самая большая проблема православных сетей?

Сергей Худиев

Мария Свешникова: «Если говорить о православных дискуссиях, то я нигде не встречала такого оскорбительного общения. И такой уровень общения поддерживают в сети и священники. И мне не совсем понятно, как потом эти священники выходят с проповедью. Они дискредитируют и себя и Церковь. Сам уровень такой дискуссии дискредитирует Церковь».

Протоиерей Павел Великанов: «В социальных сетях у нас часто не успевают сработать тормоза. Когда была первая дискуссия – масштабная, очень нервная, на эмоциях – вокруг документа Межсоборного присутствия на портале Богослов.ru о церковно-славянском языке, мы просто схватились за голову и не знали, что делать. Это был поток озлобленного раздраженного сознания. Никто не хотел ни о чем разговаривать. Все хотели только одного: заявить свою позицию. В итоге документ был загнан в тупик. Дискуссия по нему закончилась. Все высказались, документ не был принят Священноначалием, а был отправлен на бесконечную переработку. Вторая ситуация произошла в прошлом году, когда появился документ, собравший вокруг себя в десять раз больше комментариев за короткий срок – документ о подготовке о подготовке ко Святому Причащению. Поскольку все комментарии были премодерированы, то мы с изумлением для себя открыли, что у людей появилось желание разговаривать. Это положительный пример того, что мы не так безнадежны. Нас надо просто поместить в правильную позицию».

Анна Данилова: «У нас отсутствует культура конструктивной критики. <…> Часто, если в блоге или в сети появляется какая-то дикая информация, то потом оказывается, что в этой информации либо что-то не так, либо совсем не так. Я считаю, что если в социальных сетях мы на кого-то наехали, то наше извинение должно быть сопоставимо с нашим наездом».

Сергей Худиев: «Любой журналист, имеющий отношение к Церкви, должен руководствоваться принципом: «Не нагадь Церкви!».

4. Чего не хватает православным социальным сетям?

Свешникова Мария

Сергей Худиев: «Очень важно, чтобы мы старались говорить что-то хорошее и позитивное, потому что надрыва, ругани, крика, ненависти, страха и без нас хватит. Важно, чтобы кто-то выполнял созидательную функцию, функцию доверия, чтобы не было ощущения, что мы живем среди законченных уродов. Надо стремиться находить что-то радостное и позитивно, особенно в информации о людях Церкви».

Протоиерей Павел Великанов: «Мы полтора часа говорили, о чём должны говорить православные СМИ и о чем они не должны говорить, и за всё это время мы ни слова не сказали о Христе. А наше свидетельство должно подводить человека к тому, что Христос – это самое главное, что у нас есть. Христос – единственный критерий человечности».

 

Что ж, хотя этот круглый стол не предложил ответа на вопрос являются ли социальные сети новыми медиа или только кажутся таковыми, его участники еще раз напомнили нам, что социальная сеть недаром зовется сетью, – в ней так легко запутаться и утонуть. Увлекаясь интересным занятием, всегда остается опасность не вспомнить в нужный момент о том, что искушение часто начинается с любви к новому, и потерять любовь христианскую оказывается бывает легко даже к тем, с кем собирался просто поговорить.