Интервью митрополита Черкасского и Каневского Феодосия информационному агентству Romfea
Митрополит Черкасский и Каневский Феодосий (Украинская Православная Церковь) дал эксклюзивное интервью церковному информационному агентству Romfea.gr. Беседа состоялась через несколько дней после избиения, которому иерарха подвергли последователи «Православной церкви Украины» во время захвата Архангело-Михайловского кафедрального собора.
— Ваше Высокопреосвященство, не могу прежде всего не спросить Вас о состоянии Вашего здоровья после того, как Вы были жестоко избиты сторонниками «Православной церкви Украины»…
— Уважаемый господин Полигени, благодарю за Ваш вопрос. Сейчас мне значительно лучше. После сотрясения мозга и ожогов глаз и кожи, мне пришлось некоторое время быть прикованным к постели по требованию врачей. Но сейчас, благодарение Богу, я практически полностью восстановился. Благодарен Богу, что удалось в тот день отделаться только сотрясением мозга. Ведь, по мнению знакомых криминалистов, изучавших видео нападения, целью удара представителя «Православной церкви Украины» по моей голове дубиной было преднамеренное убийство. Лишь крепкий монашеский клобук смягчил удар до сотрясения мозга.
— Скажите, как Вы восприняли и пережили эти трагические события в кафедральном соборе? Как мы вообще дошли до такого в 2024 году, что на наших глазах митрополит становится жертвой жестокого избиения?
— Скажу Вам вполне откровенно, г-н Полигени, что мы до сих пор не пережили эти события в полной мере. До сих пор всем нам кажется, что такое не могло произойти в современном мире, в ХХІ веке… Тем более со стороны людей, которые называют себя христианами. Но это произошло. Тут речь даже не в тотальном нарушении конституционных прав наших верующих — граждан Украины. И дело даже не в брутальном попрании неприкосновенного права частной собственности. Ведь до сих пор и кафедральный собор в Черкассах (самый большой православный храм Украины), и комплекс зданий епархиального управления со всем их содержимым — это частная собственность нашей епархии как юридического лица с соответствующими имущественными документами. Также и на земельный участок под нашим церковным комплексом мы имеем государственный акт на землю. Дело даже не в этом всем.
Больше всего нас потрясли и повергли в ужас та злоба и ненависть, та бесчеловечность, с которой представители «Православной церкви Украины» избивали не только меня, но и наших священников, монахинь и мирян. Со зверскими криками люди из ПЦУ ломали верующим руки, ноги, ребра, валили их на землю и избивали ногами, обломками стасидий и даже церковными хоругвями. Они выбивали зубы священникам и стреляли в верующих из травматического оружия прямо в храме Божием, травили слезоточивым газом. Это сопровождалось матерной руганью и выкриками кощунств. Все это зафиксировано на камеры видеонаблюдения. Эти события повергли в шок и ужас не только жителей Черкасс, но и множество людей как в Украине, так и во всем мире.
В этом разбое в качестве организаторов непосредственное участие принимало так называемое «духовенство» «Православной церкви Украины». А их руководитель в Черкассах «митрополит» ПЦУ Иван Яременко сразу после силового захвата позировал на публику в моем кабинете, лично разграбляя мою библиотеку. Делал он это без всякого стыда и потом выложил свое видео в интернет. Сейчас этот Яременко «служит» в захваченном соборе, используя облачения нашего духовенства, мои личные посохи, дикирий и трикирий, церковную утварь.
В общем, ПЦУ в очередной раз на весь мир показала свое истинное лицо. Тут нет даже намека ни на христианство, ни на Православие.
— Какова сегодняшняя церковная ситуация в Украине?
— Ситуация очень тяжелая, г-н Полигени. Сегодняшняя власть, используя спецслужбы, а также подконтрольную себе «Православную церковь Украины», устроила настоящие гонения на Украинскую Православную Церковь.
Они аналогичны тем гонениям, которые были в советский период нашей истории. Духовенство избивают и арестовывают, храмы забирают в пользу ПЦУ, после чего туда, как правило, перестают ходить верующие. Самих верующих часто преследуют на работе, а над их детьми насмехаются в школах. Некоторые храмы нашей Церкви даже разрушают (в Киеве, Ивано-Франковске и Львове), а другие находятся под опасностью ликвидации.
Все это делается с одобрения и при прямом участии «Православной церкви Украины», которая и является в этом деле верным союзником нынешней власти и выгодополучателем гонений на нашу Церковь. Ситуация практически на 100 процентов повторяет события столетней давности, когда «Красная церковь» обновленцев по указке большевистской власти помогала Советам уничтожать историческую Православную Церковь.
К сожалению, г-н Полигени, в таких условиях мы сейчас живем в Украине. При этом не во всех регионах страны ситуация одинакова: где-то лучше, где-то хуже.
— В конечном счете, была ли какая-то польза от предоставления автокефалии ПЦУ?
— Мы не можем говорить о пользе, ее нет. Можно говорить только лишь о колоссальном вреде. Томос 2019 года принес в церковную жизнь Украины море слез, горя, крови и страданий верующих людей.
Росчерком пера в ограду мирового Православия был запущен настоящий монстр, имеющий очень мало общего с христианством, — только внешнюю оболочку, внешние формы. Может быть это звучит жестко, но после событий в Черкассах я имею моральное право называть вещи своими именами. Этот монстр сейчас пытается уничтожить историческую Православную Церковь в нашей стране. Он зол и беспощаден, он использует все инструменты государственной машины, не гнушаясь ничем.
Но самое страшное, г-н Полигени, что он при этом прикрывается церковными облачениями и томосом об автокефалии 2019 года, и это ужасно! Этот ужас нельзя оставить без внимания, ведь это духовная инфекция! Она, сделав свое дело в Украине, начнет разрушать всю нашу православную семью — систему мирового Православия. И это уже началось. Нельзя такого допустить, ведь все мы, православные иерархи мира, ответственны перед Богом за историческую судьбу Святой Православной Церкви!
— Что бы Вы хотели сказать тем Предстоятелям и архиереям Православных Церквей, которым не довелось пережить то, что Вам доводится сейчас терпеть в Украине?
— Зная, что сотни тысяч православных верующих со всего мира, в том числе Предстоятели Поместных Православных Церквей, иерархи, духовенство, монашествующие и миряне читают Агентство церковных новостей Romfea.gr, я с болью выскажу свое смиренное мнение о ситуации, которая сложилась сегодня в Украине и в мировом Православии, а также о путях ее возможного разрешения.
Обращаясь к Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею, хочу попросить Его Святейшество принять мои слова без горечи и обиды. Ни в коем случае я не желаю проявить неуважения к Вашему высокому сану и авторитету в православном мире. Прошу принять мои слова, как человек Божий Валаам принял слова, произнесенные через уста неразумной ослицы.
Ваше Святейшество, к большому сожалению произошло так, что Вы совершили большую ошибку в Украине!
Вы ошиблись в своих решениях, как может ошибиться любой человек, даже одаренный Богом высоким саном и богатым опытом. Плоды этих ошибок пожинают уже сегодня не только верующие Украины, но и весь Православный мир стоит на грани раскола, подобного расколу 1054 года. Украинских схизматиков ни в коем случае нельзя было впускать в церковную ограду без покаяния и последующих законных хиротоний. Совершенно точно, что значительная часть православных иерархов всего мира никогда — ни сейчас, ни в будущем — не примут этих людей и их последователей в качестве законных епископов. Если кто-то думает иначе, значит, он серьезно заблуждается!
Также фатальной ошибкой была попытка канонически разорвать духовное тело Церкви, восходящей к Крещению святого князя Владимира, то есть Русской Православной Церкви, формально «лишив силы» документа 300-летней давности. Бумага мертва и бездушна, она стерпит все. А тело Церкви живое, и когда его пытаются рвать, течет кровь.
Теперь же эти очень болезненные проблемы нам всем нужно как-то решать. И решать их необходимо нашим с Вами поколениям, не оставлять эту тяжелую задачу для потомков. Ведь чем более закостенеет это болезненное статус-кво, тем неразрешимее станет Гордиев узел в Православии.
Эпицентр всеправославного церковного конфликта сейчас находится в Украине. Здесь сегодня идут не только боевые действия, но и развязаны кровавые гонения на Церковь. Поэтому проблема эта никак не сможет быть адекватно разрешена, пока не закончатся эти трагические события. Только после окончания войны в Украине, после освобождения нашей Церкви из-под гнета государственных репрессий епископат, духовенство и монашество Украины смогут свободно высказывать свое мнение и озвучить свою позицию относительно канонических вопросов бытия Церкви в Украине.
А сегодня за одно инакомыслие, за одно упоминание о духовном и историческом родстве верующих украинцев с Русской Православной Церковью можно не только лишиться церковного имущества, но и свободы, здоровья, а иногда и самой жизни. В таких условиях репрессий решать церковную дилемму Украины было бы равноценно мародерству во время войны. Что, в общем то, сейчас и происходит.
Не исключаю, что для решения такой сложной и болезненной проблемы, как «Православная церковь Украины», понадобится братское мнение других Поместных Православных Церквей — либо в форме консенсуса на Совещании делегаций всех общепризнанных Поместных Православных Церквей, либо даже Всеправославный Собор, регламент которого обязательно должен соответствовать регламенту Святых Соборов древности.
Принципиально важно, чтобы на таком Совещании или Соборе с самого начала было исключено присутствие церковных групп, наличие апостольского преемства в которых не признано хотя бы одной из общепризнанных Поместных Православных Церквей. Также все решения должны приниматься исключительно в рамках священных канонов и правил Святой Православной Церкви и с уважением к исторически сложившимся территориям Поместных Церквей.
Сегодня, при уже имеющихся неблагоприятных обстоятельствах, самым безболезненным и приемлемым сценарием прекращения канонического раздора между Церквями могло бы стать временное приостановление Вашим Святейшеством действия выданного Вами Томоса для ПЦУ, а также всеобщий мораторий на сослужение и сопричастие православного духовенства с этой религиозной группой. Это могло бы не только снять напряжение между Поместными Церквами, но и помогло бы всем нам вернуться к евхаристическому общению между собой — залогу мира и единомыслия. Таким образом, была бы предотвращена дальнейшая эскалация раскола мирового Православия, а также хоть немного затормозились бы гонения на христиан в современной Украине.
Это в Вашей власти и в Ваших силах, Ваше Святейшество.
При этом сама проблема ПЦУ и всего, что с этой проблемой связано, могла бы быть решена после окончания войны в Украине на основании канонических правил Святой Православной Церкви, как об этом говорилось выше.
Также в рамках данного интервью, обращаясь к православным иерархам из разных стран, прежде всего хочу поблагодарить вас за молитвы и слова поддержки, которые вы высказали смиренной черкасской пастве и мне лично после трагических событий 17 октября.
Таких слов укрепления и утешения со всех концов Православного мира было очень много.
Любая ваша поддержка, будь то публичная или в личной переписке и телефонных разговорах, была чрезвычайно ценна для нас! Именно в этой вашей поддержке Господь дал мне явным образом ощутить Соборность и всеобщность нашей Святой Православной Церкви во всем мире! В свою очередь прошу вас, святители Христовы, от всего страждущего православного народа Украины: не забывайте в своих молитвах о нашей Церкви! Мы здесь не теряем надежды, что ходатайством Пресвятой Богородицы наши верующие смогут достойно пройти это непростое испытание в их жизни.
— В завершение, Ваше Высокопреосвященство, хотел бы спросить, на каком этапе находится уголовное преследование в отношении Вас.
— На данный момент против меня возбуждено пять уголовных дел, идет четыре судебных процесса в разных судах городов Черкассы и Киева.
Все эти преследования, дорогой г-н Полигени, возбуждены против меня за словесную защиту Украинской Православной Церкви, в том числе в официальных интервью на общенациональных телевизионных каналах Украины за последние десять лет.
В этих судах «потерпевшими» выступают практически все — «клирики» «Православной церкви Украины», которые писали и пишут на меня доносы в спецслужбу (СБУ). После захватов храмов в моей епархии именно эти доносчики, «клирики» ПЦУ становятся новыми «владельцами» захваченных храмов. Такой «механизм» работает при помощи спецслужб и местной власти.
Я нахожусь под домашним арестом уже около двух лет, большую часть из которых я был под круглосуточным арестом, сейчас под ночным арестом. Три раза СБУ пыталась меня взять под стражу и посадить в следственный изолятор, но, к счастью, суды этого не позволили, оставив меня под домашним арестом.
На данный момент конца и края этим судебным расследованиям не видно. Но я верю, что все это Господь попускает мне на пользу души.
Слава Богу за все!
РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!