Почему мы не принимаем «новый стиль»
Иеромонах Роман (Кошелев)
Вопрос о разнице дат празднования Рождества Христова в различных христианских традициях заслуживает внимания и объяснения. Католики, протестанты и ряд Поместных Православных Церквей – Константинопольская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Александрийская, Антиохийская, Албанская, а также Православная Церковь в Америке и Автономная Финляндская Православная Церковь отмечают Рождество 25 декабря. Христиане же Русской Православной Церкви отдают предпочтение дате 7 января. С ними солидарны верующие Иерусалимской, Грузинской, Сербской и Польской Поместных Православных Церквей, Православной Церкви Чешских земель и Словакии, а также монастыри Святой Горы Афон и Автономные Православные Церкви – Китайская и Японская.
Знание исторического и культурного контекстов, лежащих в основе этого различия, позволяет нам более глубоко понять причины, по которым православные соотечественники празднуют Рождество в январе.
Сегодня мы разберем эти вопросы с насельником Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь иеромонахом Романом (Кошелевым).
– Отец Роман, почему мы празднуем Рождество Христово 7 января? Многие искренне считают, что существует два Рождества: 25 декабря – католическое и 7 января – православное.
– В мире существует множество различных календарей, около сорока: лунный, солнечный, шумерский, римский, египетский и многие другие. Все они служат цели летоисчисления.
Прежде всего, надо отметить, что празднование Рождества Христова в календаре православных христиан основывается на исчислении времени по юлианскому календарю. Юлианский календарь был установлен в Риме в 45 году до нашей эры и оставался преобладающим календарем более 1600 лет. За это время он органично сросся с церковной жизнью и Преданием Церкви. Все события, праздники, посты, весь устав Церкви связаны с этим календарем.
До 1054 года христианская Церковь была едина. Несмотря на языковые и культурные различия, между христианами не было больших споров. В 1054 году произошло трагическое событие, которое нам известно как Великий раскол. С этого момента западные христиане стали называться римо-католиками, а восточные – православными. В дальнейшем между конфессиями происходили разногласия, в том числе каждая из них принимала свои календари.
В 1582 году папа Григорий XIII ввел новый календарь – григорианский, который сейчас используется большинством стран мира. Юлианский календарь имеет неточность – год по нему был на 11 минут и 14 секунд длиннее, чем полный цикл смены времен года. Так, например, раньше день зимнего солнцестояния приходился на 25 декабря (Рождество Христово по «старому стилю»). В настоящий момент, как все знают, после 22 декабря продолжительность дня идет на увеличение. Григорианский календарь решил уточнить систему счета дней и внес поправки в определение високосных лет, чтобы более точно соответствовать временным циклам природы. Этот календарь позволяет меньше смещаться датам относительно астрономических событий. Папа Григорий XIII взял и просто убрал 10 дней из года, так как посчитал , что именно эта разница была к моменту принятия нового календаря. Он принес в жертву точности церковное Предание. Следует заметить, что точность эту оспорили в дальнейшем ученые. Разница между юлианским и григорианским календарем сегодня составляет 13 дней. Соответственно 25 декабря по «старому стилю» – это 7 января «по новому стилю». А значит, все мы отмечаем Рождество 25 декабря, просто это число приходится в юлианском и григорианском календарях на разные дни. Так что ни о каких двух Рождествах речи быть не может.
– Почему так важно для Русской Православной Церкви сохранить верность юлианскому календарю?
– Русская Православная Церковь не приняла «новый стиль», когда более ста лет назад, в 1918 году он был директивно введен большевиками. И не примет, оставшись верной юлианскому календарю. Как мы уже говорили выше, мы не можем жертвовать Преданием Церкви. Вместе с изменением календаря необходимо будет менять весть уклад жизни Церкви, который формировался веками. Это решение является социально-религиозной мерой, направленной на сохранение и подчеркивание традиций и уникальности православной веры. Соблюдая юлианскую дату, православные христиане утверждают свою приверженность к историческим обычаям, унаследованным от наших святых отцов.
Юлианский календарь был признан Первым Вселенским Собором в 325 году. Там, в Никее, наши отцы решили правильным запретить каждый год праздновать Пасху с иудеями, как это делали протопасхиты. Этим фактам имеются подтверждения.
Из послания императора Константина из Никеи епископам, не присутствовавшим на Соборе: «Прежде всего показалось неприличным совершать этот святейший праздник по обыкновению иудеев... Нам указан Спасителем иной путь... Согласно держась его, возлюбленные братья, мы сами устраним от себя постыдное о нас мнение иудеев, будто независимо от их постановлений мы уже и не можем сделать этого...»[1].
Из соборного послания к Церкви Александрийской: «Сообщаем вам радостную весть и о согласии касательно времени празднования святейшей Пасхи: по вашим молитвам и это дело решено так, что все восточные братья наши, прежде праздновавшие Пасху вместе с иудеями, отныне будут праздновать ее согласно с римлянами, с нами и со всеми, которые издревле хранят ее по нашему обычаю» [2].
Представляете, как важно сохранять эту историческую целостность? Давайте задумаемся, ради чего мы должны принимать «новый стиль»? Ради комфорта, празднования праздников со всеми вместе? Но тогда с кем мы: со Христом или со «всем миром»? Ради чего мы должны нарушать церковное Предание и литургическое единство Церкви?
Таким образом, существует ряд исторических, культурных и духовных причин, связанных с рождественскими праздниками, которые определяют выбор даты для православных христиан. Необходимо также учитывать, что если мы празднуем Рождество 7 января, это вовсе не означает отрицание или исключение из христианской общности. Это всего лишь индивидуальная особенность, уважение и сохранение традиций, которые формировались веками и остаются драгоценными для Русской Православной Церкви. Ведь именно по этому календарю прожили свою земную жизнь Спаситель и апостолы.
– Батюшка, не можем не коснуться вопроса Украины. Мы знаем, что государство Украина теперь отмечает Рождество 25 декабря. Что означает для церковных людей этот переход на григорианский календарь?
– Если говорить об Украине, то вопрос принятия «нового стиля» стоит рассматривать не с религиозной, а с политической точки зрения. Не вся Украина приняла такие изменения. 1 сентября 2023 года раскольничья структура ПЦУ (так называемая православная церковь Украины) приняла «новый стиль», ориентируясь на Константинополь. «Решение принято. Православная Церковь Украины на заседании Архиерейского собора 24 мая 2023 утвердила важную реформу – состоялся переход на новоюлианский церковный календарь с 1 сентября 2023 года», – так написал в своих социальных сетях епископ Ужгородский и Закарпатский Варсонофий.
И здесь следует понимать, что всё, что делает Украинская власть, направлено на отделение Украины от России. Главная задача – не быть похожими на Россию: отменяется русский язык, русская культура. Если религия «по-русски» связана с юлианским календарем, значит надо сделать «по-нерусски». Это еще один шаг отождествления себя с Западом и отделения от России.
Украинская Православная Церковь не согласилась с этим решением и продолжает жить по «старому стилю», выдерживая невероятную волну притеснений и откровенных издевательств. Происходят захваты храмов, националисты совершают нападения на духовенство и православных христиан, любой ценой пытаются запретить УПЦ.
Если говорить про простых украинцев, то, скорее всего, возникнет путаница. Многие так и будут праздновать праздники по «старому стилю», а власти будут пропагандировать новые даты. Так и «задвоятся» Новый год, Рождество и все другие события.
* * *
Православный интернет-журнал «Прихожанин» благодарит иеромонаха Романа за беседу, а всем нашим читателям мы желаем сохранить верность Церкви, ее Преданию и традициям.
С грядущим Рождеством Христовым!
Подготовила Елена Якушева
[1] Из послания императора Константина из Никеи епископам, не присутствовавшим на Соборе. См.: Евсевий Кесарийский (Памфил). Четыре книги Евсевия Памфила, епископа Кесарии Палестинской о жизни блаженного василевса Константина. Кн. 3, гл. 18; Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. I, гл. 9; Феодорит Кирский, блаженный. Церковная история. Кн. 1, гл. 10. Ср.: Деяния Вселенских Соборов, в 7 томах. Т. 1, XV [Эл. ресурс] URL: azbyka.ru
[2] Из Cоборного послания к Церкви Александрийской. См.: Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. I, гл. 9; Феодорит Кирский, блаженный. Церковная история. Кн. 1, гл. 9. Ср.: Деяния Вселенских Соборов... Т. 1, XVI.
РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!