Проблемы, не утратившие важности

Минул год с тех пор, как в Интернете началась дискуссия о проекте «Положения о монастырях и монашествующих». Эту дискуссию, несмотря на некоторые издержки полемики, без сомнения, можно считать плодотворной, так как она выявила принципиальные вопросы, не нашедшие на момент начала дискуссии соответствующего отражения в документе, – проблемы современного монашества, которые действительно важны, требуют решения и поэтому не могли не оказаться в центре дальнейшего обсуждения в процессе доработки «Положения». Кратко напомним о них в предлагаемом ниже обзоре.

Возможность свободно высказываться на вполне официальной дискуссионной площадке Межсоборного Присутствия, какой стал портал Богослов.ру, вдохновила целый ряд авторов на дальнейшее исследование тем, посвященных проблемам современного монашества. Будем надеяться, что все это, как и предстоящая научно-практическая конференция, послужит не только качественному улучшению документа, но и развитию богословской мысли, а главное, станет подспорьем для создания условий дальнейшего развития монастырей и монашеской жизни.

Наиболее животрепещущими, вызвавшими множество комментариев стали вопросы об избрании игумена (игумении) монастыря, о духовничестве, особенно в женских обителях, об отношениях монастырей с правящим архиереем, оставлении иноком обители и истоках монашеского права. Отдельного внимания потребовали темы духовного образования монашествующих, паломничества в монастыри, миссионерской и социальной деятельности обителей. При глубоком беспристрастном рассмотрении необходимо признать, что это отнюдь не обособленные друг от друга темы, и правильное понимание их возможно только в свете святоотеческого предания, древних монашеских традиций и аскетического опыта.

Согласно этим высоким критериям, игумен монастыря – это в первую очередь духовный отец для братии (как игумения – духовная мать для сестер), а сама обитель должна являть собой семью, управляемую любовью и авторитетом, который также зиждется на любви. Избрание игумена братией (игумении – сестрами) – проверенный столетиями опыт; на Святой Горе эта традиция сохранилась как единственный способ поставления игумена (избрание при этом пожизненное). Однако точность исполнения монашеских преданий нередко входит в противоречие с реалиями современного монашества. Духовная жизнь немалой части иноческих общин на территории постсоветского пространства «не благоустроена», по выражению архимандрита Тихона (Шевкунова), – такие монашеские братства не достигли «духовного совершеннолетия», позволяющего сделать осознанный и ответственный перед Богом и Церковью выбор и из своей среды предложить того, кто, во-первых, станет в их глазах образом Христа (а это и есть истинное назначение и суть игуменства) и кому они готовы будут повиноваться с любовью как отцу.

В этой же связи находится вопрос разделения обязанностей духовника и настоятеля: афонский игумен архимандрит Ефрем Ватопедский относит эту практику исключительно к сфере икономии, уместной в чрезвычайных обстоятельствах. Впрочем, современные монастыри довольно часто испытывают нужду в подобном снисхождении.

Недоумение как монашествующих, так и мирян вызвал продекларированный запрет на служение монахов в женских обителях. По словам Ватопедского игумена, «если человек сам опытно не живет монашеством, он не может ни сам понять его, ни научить ему других. Как понять, а тем более вдохновить монахинь-девственниц, самому не подвизаясь в девстве? Как научить других отсекать свою волю, никогда не быв послушником? Как научить умной молитве, самому не занимаясь ею?»

Но кто бы ни был духовником монахинь – женатый священник или монах, – необходимым условием правильного окормления (и это прозвучало в большинстве откликов) должно быть единомыслие игумении, как духовной руководительницы обители, и опытного священника как ее помощника, единственного правомочного совершителя Таинств. «Нужно помнить: для того чтобы в монастыре был порядок и единство, духовник и игуменья должны быть глубоко единомысленными людьми, – пишет в своем отзыве на проект «Положения» монахиня Илария (Болт). – Если же духовником будет даже очень хороший и опытный монах, но при этом он не будет одного духа с игуменьей, ничего, кроме разлада и раздора, монастырю он не принесет. И в то же время священник из белого духовенства, являясь хорошим пастырем и понимающим человеком, который в согласии с игуменьей будет духовно окормлять сестер, может принести обители много пользы. Был ведь у нас святой праведный Иоанн Кронштадтский, который окормлял и наше русское женское монашество».

Неоднократно возникавший в ходе дискуссии вопрос об отношении монастырей с правящими архиереями, если снять с него провокативный налет в виде требований независимости (что, естественно, противоречит священным канонам), имеет весьма глубокое содержание. Его истоки – в верном понимании богословской сути этих отношений, где епископ – пастырь, несущий великую ответственность за духовное состояние Богом вверенных ему людей, а не администратор, озабоченный лишь поддержанием дисциплины и распределением рабочей силы. (Обзор правил, которые дают представление о том, каковы права епископа в монастыре, дан в рамках обсуждения в статье доцента Московской Духовной академии протоиерея Валентина Асмуса.)

Отдельного внимания удостоилась тема «Положения», посвященная источникам монашеского права. Ей были посвящены две статьи отца Валентина: «Отзыв на проект Положения о монастырях и монашествующих» и «О взаимоотношениях епископа и монастыря, или О какой независимости просят монашествующие», а также статья монаха Диодора (Ларионова), насельника Богородице-Сергиевой пустыни Марийской епархии. Доклад отца Диодора «Монашеские степени: их каноническое и духовное значение» в рамках продолжения дискуссии по проекту «Положения» можно будет услышать на предстоящей международной научно-практической конференции «Монастыри и монашество: традиция и современность» 24 сентября в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.

Весьма болезненным для одних обителей и в то же время плодотворно решаемым для других является вопрос о служении монастырей миру – социальном, миссионерском и т. д. Очевидно, для правильного рассуждения на эту тему нужно руководствоваться апостольской мыслью о различии даров и служений (см.: 1 Кор. 12, 4–6), но никак не безличными административными предписаниями.

В целом главные и наиболее конструктивные пожелания участников дискуссии сводились к тому, что «Положение» должно не столько утвердить то, что имеется сейчас, сколько направить жизнь современных монастырей в русло истинных монашеских традиций, не игнорируя имеющиеся жизненные реалии, но и не угождая им, а руководствуясь всегда единственным и непреложным Христовым законом, который заповедал нам стремление к Богообщению и любовь. «Положение» не может остаться формальным документом, так как является важной точкой отсчета для вхождения в новый этап развития монашества.

В преддверии международной конференции «Монастыри и монашество: традиция и современность», которая состоится в конце сентября в Троице-Сергиевой лавре, Синодальный отдел по монастырям и монашеству напоминает, что до начала конференции на сайте можно высказать обоснованное мнение по названным проблемам и предложить форму, в которой они могли бы быть отражены в готовящемся документе.


Источник: Монастырский вестник