Фотографировать в храме – можно или нельзя?
Елена Якушева
Еще каких-то два десятка лет назад мы не могли представить, что наша жизнь будет под постоянным прицелом видео- и фотокамер.
В 1999 году в мир вошел первый телефон с камерой. Вскоре мы узнали про социальные сети: в 2003–2004 годах запущены Facebook, LinkedIn, MySpace, в 2006–2008 появляются «Одноклассники» и ВКонтакте.
Сегодня миллионы людей захвачены желанием поскорее поделиться очередным снимком на персональной странице. И если фото в купальнике, как и красивые пейзажи, – это личное дело каждого и дискуссии по этому поводу возникают редко, то съемка в храме явно разделила верующих на два лагеря: одни готовы предать анафеме «безбожников» с камерой, другие не видят ничего плохого в фотографиях богослужений.
Кто же прав? Попробуем порассуждать на эту тему.
Начнем с того, что каких-либо канонических указаний Церкви по этому вопросу нет. Однако существует государственный закон, согласно которому можно получить уголовное наказание за съемку даже не в помещении храма, а на его фоне: статья 148 Уголовного кодекса Российской Федерации ограждает верующих от оскорбления их религиозных чувств и может сильно испортить жизнь любителям провокационных челленджей на фоне святынь.
Кому разрешается фотографировать богослужения?
Часто, особенно на архиерейских службах, можно наблюдать людей с фотокамерой, которые ведут съемку всех присутствующих, включая священнослужителей. Это епархиальные фотографы, или фотографы, работающие в официальных православных СМИ. Они имеют благословение и фиксируют все значительные события в жизни Церкви для создания ее фотолетописи.
На сегодня они настолько искусны в своей деятельности, что их присутствие практически незаметно. Эти люди знают православную жизнь, специфику богослужения и осознают допустимость съемки в определенные моменты. Как правило, их присутствие не вызывает вопросов у верующих.
Церковные фотографы выполняют важную миссию: помимо снимков «для истории», их работа необходима для популяризации нашей веры, чтобы люди, которые еще не пришли к Богу, могли благодаря фоторепортажу – видя красоту богослужения, особый свет на лицах молящихся, – почувствовать присутствие Божие в храме. Ибо сказано: Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит… (Ин.3:8).
Это же можно отнести и к трансляциям богослужений, которые мы наблюдаем уже более двадцати лет. Ежедневно на православных телеканалах любой желающий может присоединиться к храмовой молитве, в том числе, стать причастным и праздничным, особо торжественным Патриаршим службам.
«Православные папарацци»
Что же касается всех прочих обладателей фотоаппаратов и смартфонов, то, наверное, каждый встречался при входе в храм с листком, а то и стационарной табличкой, гласящими, что фотографировать в храме запрещено (иногда их дополняют шутливые предупреждения о том, что телефоны, звонящие во время богослужения, будут незамедлительно погружены в святую воду).
Прихожане, которые постоянно участвуют в службах, понимают, что речь идет не о литургических вопросах, а скорее о небрежном, непочтительном отношении некоторых любителей селфи к святыням и другим людям.
Недавний случай в одном из храмов Москвы показал, к чему приводит такая неразумная гонка за фото.
Дело было в Вербное воскресенье. Одна прихожанка, назовем ее Евдокия, всегда ходила на службу с включенной камерой смартфона, и никакие «прещения» со стороны священства на нее долгое время не действовали. Так было и в этот раз. Всю Литургию она бегала кругами по храму, снимая все и всех, чем немало раздражала молящихся. Началось Причастие. Алтарник попросил убрать телефон. Дуся причастилась и продолжила свое дело, фотографируя причастников, а потом освящение верб. Лавируя между стоящими, не замечала никого и ничего вокруг, ведь главное – «огонь-кадр» для инстаграм! И – прислонилась спиной к подсвечнику. От пламени свечи в один миг вспыхнули куртка и волосы… Огонь прихожане потушили быстро, энергичными хлопками от души вразумляя незадачливую охотницу за эффектными кадрами. У многих в этот момент было желание погрузить ее в святую воду вместе с телефоном, прямо как написано в объявлении на двери.
Как снимать в монастыре?
Храмы – это прежде всего место молитвы. Конечно, во многих случаях это еще и образцы красивой архитектуры, живописи, художественного убранства интерьера. Наверное, именно в таком ракурсе стоит рассматривать возможность съемки в них.
Отдельного внимания в этом вопросе заслуживает запрет на фотографирование в монастырях.
Конечно, отправляясь в паломническую поездку, хочется привезти с собой частичку благодати, которая бывает там, где молитва не прекращается ни на минуту, запечатлеть монашеские будни и праздники. Но нужно при этом не забывать об элементарной деликатности, о том, что монахам, оставившим мир, вряд ли приятно попадать под прицел вашего объектива. Стоит помнить и о том, что в храмах могут находиться старинные иконы, которым вредит вспышка фотокамеры. Поэтому разрешение на съемку внутри храма, даже во время, свободное от богослужений, необходимо спрашивать у наместника монастыря. Вне храма фотографировать в большинстве монастырей можно.
Есть и еще причина, по которой вас могут попросить выключить камеру. Дело в том, что обитель нередко принимает в своих стенах не только желающих служить Господу, но и нуждающихся в Его защите. Например, при женском монастыре могут существовать приюты для тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию, страдал от насилия в семье. Представьте, что будет, если фото такой женщины, выставленное в сеть, случайно попадет на глаза мужу-насильнику.
«Со страхом Божиим…»
Даже если вы в монастыре или храме не случайный человек, а член прихода, и вам хотелось бы стать фотолетописцем приходской жизни, все равно нужно соблюдать некоторые правила.
Правильно будет перед богослужением попросить разрешение на съемку у священника, который возглавит службу.
Помолитесь перед тем, как включить камеру.
Не нужно снимать людей во время исповеди. Не становитесь с камерой перед лицом молящихся, не вводите их своими действиями в искушение. Помните слова Спасителя: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:6) .
Прежде чем сделать кадр, подумайте, действительно ли нужно в этот момент фотографировать.
Не снимайте Причастие. Да, запрета на это сейчас нет, но есть слова молитвы перед принятием Святых Таин Христовых: «Не бо врагом Твоим Тайну повем» и «Со страхом Божиим приступите». Действительно ли, «оголяя» перед всеми Причастие, мы имеем благоговение и страх? Как воспримут это фото те, кто будут ставить лайки и дизлайки? Не станем ли мы Иудой, когда враги Господа начнут комментировать фотографию, не стесняясь в выражениях?
Хотелось бы обратить внимание, что Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) внесла в Литургический справочник правила использования мобильных устройств в храме.
Так, о съемке в Алтаре говорится следующее: «Категорически запрещено человеку любого звания фотографировать в Святом Алтаре без явного предварительного благословения архиерея (независимо от того, присутствует ли архиерей на богослужении или нет), и которое будет предоставлено единожды едва лишь одному человеку и только при исключительных обстоятельствах (например, для съемки рукоположения)».
Далее имеются указания для прихожан: «В целом, к самому храму следует относиться так же, как и к алтарю. Храм не является местом для мобильных телефонов, фотоаппаратов или видеокамер без особого благословения духовенства, данного для определенной службы. Прихожане должны быть осведомлены об этом духовном принципе и правиле, чтобы они не вынимали свои телефоны или фотоаппараты во время богослужений, чтобы фотографировать или записывать части службы без благословения, что является неуместным. Точно так же не следует снимать или записывать без благословения проповедь».
Хочется надеяться, что все эти вопросы будут обсуждаться и найдут свое отражение в решениях Русской Православной Церкви. А пока, братья и сестры, будем помнить слова Самого Спасителя: Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, а вы сделали его вертепом разбойников (Мк. 11:17)
В своем Толковании Беда Достопочтенный (637 –735), пресвитер, церковный историк, святой говорит всем нам: «Нечестивых торговцев Он выгнал вон вместе со всем, чем они торговали. Братья мои, что, думаете вы, сделал бы Господь, когда бы теперь нашел нас спорящими, празднословящими, смеющимися без удержи или уловленными в сети какого-либо иного греха – подобно тому, как, будучи в храме, Он увидел торгующих жертвенными животными, Ему же предназначенными, и поспешил изгнать их (ср. Мф. 21:12, Лк. 19:45, Ин. 2:15)?.. Вот потому-то, возлюбленные, всего этого надо сильно страшиться и с вниманием и усердием остерегаться, чтобы, придя внезапно, Он не обнаружил в нас зла, которое сделало бы нас достойными бичевания и изгнания вон из Церкви».
РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!