Защитник веры из Острога
Приближается пора отпусков. Выбирая место для отдыха, многие наши прихожане рассматривают только христианские страны, где приятное хорошо сочетается с полезным. Черногория — край, который нужно посетить всем, кто любит бывать у христианских святынь и располагает временем для этого только в отпуске. Наш рассказ — о святителе Василии Острожском, основателе монастыря в Черногории.
Вот уже свыше трех столетий в этот необыкновенный, высеченный в скалах на высоте 900 метров над уровнем моря монастырь, со всего света идут паломники. Когда смотришь на него снизу, возникает ощущение, что монастырь словно висит в воздухе, как большие каменные «соты», прилепившиеся к скалам.
Сначала — 50 километров от столицы Черногории Подгорицы или 15 километров от второго крупного города Черногории — Никшича. Потом по горному серпантину, что вьется среди скал, стремительно поднимая вас к небу. И вот за очередным поворотом дороги перед вами возникает знаменитый Острог, слава о котором гремит по всему миру, — ведь здесь хранятся мощи святителя Василия Острожского.
Согласно дошедшим до нас материалам, 28 декабря 1610 года в небольшой деревушке Мрконич в Поповом Поле родился будущий святой, которому при рождении дали имя Стоян. Его благочестивые родители — Петр и Ана Йованович — воспитывали ребенка в любви к Богу и Святой Церкви. Они отдали мальчика в ближайший монастырь в Завале, посвященный Введению во храм Пресвятой Богородицы, где игуменом тогда был дядя Стояна — Серафим.
Когда Стоян подрос, игумен Серафим, видя твердость мальчика в вере, решает послать его в монастырь Тврдош в городке Требинье. Там Стоян принимает монашеский постриг и получает имя в честь великого Святителя Церкви — Василия Великого. Там же в Тврдоше он удостаивается сначала диаконского, а затем и священнического сана. Кстати, еще в ранние монашеские годы Василий приобретает большую известность среди простого народа. Люди, видя его доброту, искренность, готовность помочь нуждающимся, тянутся к нему за советом и молитвой.
Сражение за веру
Из монастыря Тврдош Василий отправляется в Черногорию, в городок Цетинье, где тогдашний митрополит Мардарий решает на время задержать его у себя в Цетиньском монастыре. Там-то будущему святителю Василию приходится вступить в первое сражение за веру, сражение, которое, возможно, и определит всю его дальнейшую деятельность.
Тут надо сделать одно историческое отступление. Необходимо напомнить читателям, что святитель Василий жил в то время, когда вся Сербия вот уже пять веков задыхалась под Османским игом, а начавшаяся длительная война между турками и венецианцами тяжким бременем легла на сербский народ. К тому же, в начале XVII века в Сербии начинают активизироваться иезуиты, посланцы Папы Римского, обещающие поддержку тем, кто отречется от Православия.
Но именно в такой трудный период Бог посылает в этот край человека, способного верой и любовью, жизнью и трудом указать путь сербскому народу и защитить веру. Позже, уже став архимандритом монастыря Тврдош, святитель Василий будет убеждать свою паству, что только Православие способно помочь сербскому народу выстоять в борьбе с турецкими захватчиками. А тогда, оказавшись в Цетиньском монастыре у Мардария, Василий открыто выступает против посланцев Папы — иезуитов, ведущих пропаганду папской унии. Увы, его слова не услышаны, Мардарий поддерживает иезуитов и пытается клеветой опорочить молодого монаха. Согрешив со служанкой, Мардарий обвинил в этом Василия. Василий был осужден на повешение, но просил подождать с исполнением приговора до рождения ребенка. Когда ребенок родился, Василий взял его на руки, три раза дунул и спросил, чей он. И новорожденный, к великому изумлению свидетелей этого чуда, проговорил: "Корнетского владыки". Тогда Василия оправдали, а Мардария забросали камнями. Образовавшийся над его телом курган, до наших дней называют «могилой Корнетского владыки».
Покинув Цетиньский монастырь, Василий возвращается в Тврдош, где очень скоро становится архимандритом. После он много путешествует, ездит по православным храмам, обменивается знаниями, рассказывает о борьбе за веру и национальную самостоятельность, которая идет в Сербии. Предпринял архимандрит Василий и поездку на Святую Русь, несколько месяцев провел он в различных храмах и монастырях и, вернувшись, привез в Черногорию много богатых даров: церковные облачения, священные книги и даже деньги для своей паствы, которые помогли восстановить разрушенные храмы, открыть школы при монастыре. Он постоянно помнил, что его главная задача — помогать бедным, больным и нуждающимся, — утешительным словом или деньгами, молитвой или хлебом.
Чуть позже архимандрит Василий отправляется на Святую Гору, а по дороге заезжает в Печ к патриарху Паисию I Яньевацу. Он рассказывает патриарху о тяжелом положении православных сербов в Герцеговине, о турецком насилии и иезуитском наступлении на православие. Патриарх отпускает его на Афон, обязав на обратном пути вновь посетить Печ.
На Афоне святитель Василий обходит монастыри и скиты, учится у афонских подвижников. К моменту его возвращения в Печ, патриарх Паисий созывает сербских архиереев, которые объявляют о рукоположении 28-летнего Василия в епископы, ставя его митрополитом Требиньским с резиденцией в Тврдоше.
Вскоре случается еще одна трагедия: турки убивают Восточно-Герцеговинского митрополита Паисия Требешанина. Тогда печский патриарх решает соединить восточную и западную герцеговинские епархии в единую Захолмскую митрополию под началом святителя Василия.
Монастырь
Тяжелая ситуация возникает вокруг новоназначенного митрополита Василия. Враги ведут против него непрерывную войну. Вскоре турки захватывают и до основания разрушают Тврдош. Тогда Василий вместе с 30 монахами решает перебраться в маленький горный монастырь Острог.
Решив основать монастырь в острожских скалах, святитель Василий задумывает в первой пещере построить церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, во второй — организовать склад и комнаты для гостей, а в третьей — часовню, где будут содержаться самые ценные реликвии. Ниже основного монастыря находилась маленькая церковь. Василий распорядился пристроить к ней дом, в котором будут жить молодые монахи.
Чуть позже епископ Василий возводит средь острожских скал церковь Святого Распятия. Он сам таскает камни на строительстве церкви и постоянно молится о защите веры и Церкви. Его трудами Острожские пещеры превратились в настоящий монастырь.
За те 15 лет, что святой Василий руководил епархией из Острога, этот горный монастырь стал поистине духовным центром Герцеговины. Порой, словно «пастух веры», он спускается с гор в долину, чтобы утешить нуждающихся и поддержать духовными советами верующих. Нередко и жители долины, скрываясь от преследования турков, прячутся за неприступными стенами острожского монастыря.
29 апреля 1671 года земная жизнь владыки Захолмского и Скендерского, митрополита Василия завершилась — он мирно почил в своей келье в Острожском монастыре. Рассказывают, что в момент его кончины небывало яркий свет озарил всю его келью. Его похоронили на пороге церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Чудеса
А спустя семь лет после его кончины в Острожском монастыре стали происходить чудеса. Сначала святитель Василий явился во сне настоятелю монастыря Святого Луки игумену Рафаилу (Косеревцу) и приказал тому идти в Острог, дабы открыть его могилу.
Поначалу игумен не придал сну никакого значения. Сон повторился вторично. В третий раз игумену святитель Василий явился облаченный в архиерейские одежды, с кадильницей в руках. Во сне из кадильницы вырвался жар и опалил игумену лицо. Когда игумен проснулся, он увидел ожог на лбу и тотчас рассказал о тройном видении братии своего монастыря.
А после отправился в Острог, дабы поведать о воле святителя Василия острожским монахам. Иноки установили строгий пост, ежедневно служили Литургию, и через 7 дней, покадив гроб св. Василия, отворили его. Пред ними предстали нетленные мощи Святителя, которые были желтые, как воск и благоухали, как базилик. Монахи взяли тело Святого, положили в ковчег и перенесли в Введенскую церковь, где оно почивает и сейчас.
С этого момента к гробнице святого Василия потянулась вереница паломников, а у самой могилы начали происходить чудесные исцеления. Интересна история, связанная с американским сенатором из Иллинойса Уильямом Билл Бэри, которую описала в своей книжке «Голубой голубь» его жена Дойна Галик Бэри. В 1970 году сенатор подвергся нападению, был ранен, в результате потерял ногу. После лечения у него остались сильные боли, с которыми врачи ничего поделать не могли. Как рассказывал сенатор Бэри, однажды ему приснился необычный сон. В нем он увидел маленькую белую церковь, высеченную в горах. В этом сне, который повторялся ночь за ночью, седой старик, говорящий на непонятном языке, водил сенатора по этой церкви и при этом лечил находящихся в церкви больных одним своим прикосновением.
Сенатор продолжал поиски врачей, которые могли бы облегчить его боли, и случай свел его с протезистом из Югославии. Придя к нему в офис, сенатор Бэри увидел на стене картинку, на которой была изображена белая церковь и святитель Василий, в котором Бэри узнал человека из своего сна. Узнав, все об Острожском монастыре и с группой других нуждающихся в 1980 году отправился в Острог. Каждый день, преодолевая боль, с молитвами он поднимался в Верхний монастырь. Как рассказывал потом сам сенатор, с каждым днем боль становилась все слабее и слабее, пока не исчезла совсем.
Широко известна стала история с 14-летней Снежаной. В свое время попала девочка под влияние сатанистов, начала принимать участие в их черных обрядах и совсем оказалась в сетях дьявола. Отчаявшиеся ее родители повезли Снежану в Острог. Рассказывают, что когда привезли девочку в монастырь, то поначалу нельзя было подвести ее к мощам Святителя — девочка кричала, царапалась, билась в истерике, бросалась на людей — такова была сила сатаны. В первую ночь священнику пришлось даже служить молебен подле автомобиля, где сидела Снежана. На другой день удалось ввести девочку в церковь, но к мощам святителя Василия она все равно приблизиться не могла — дикая сила охватывало тело четырнадцатилетнего подростка, Снежана царапала и кусала себя и других. Но молебен смогли отслужить в церкви. И лишь на третий день Снежана сама вошла в церковь, приложилась к святым мощам и после молебна вышла к родителям успокоенная и просветленная.
И таких чудес, совершаемых в Острожском монастыре не перечесть. Многие неверующие обращались в веру, а больные — исцелялись. Так велика сила мощей святителя Василия.
День памяти святителя Василия Острожского — 29 апреля (12 мая).
Пётр Селинов