«Церковь в меняющемся мире: вызовы и уроки цифровизации»

Более 400 делегатов из России и зарубежных стран приняли участие в IX международном фестивале «Вера и слово». На этот раз форум был посвящен теме «Церковь в меняющемся мире: вызовы и уроки цифровизации». Делегаты охотно участвовали в дискуссиях, мастер-классах, общались.

Опасность подмены

В преддверии нового локдауна это была еще счастливая возможность пообщаться очно. Хотя часть мероприятий и проходила в режиме онлайн с прямым включением спикеров. Как было подмечено на открытии фестиваля, до COVID-19 мы еще о многих новшествах цифровизации не знали, не пользовались ими, но эпидемия внесла свои коррективы.

  • Международный фестиваль «Вера и слово»

Например, в соцсети «Одноклассники» при прошлом локдауне была открыта прямая линия «Поговори со священником», которая быстро стала востребованной. Хотя, как заметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на встрече с участниками фестиваля, «Пандемия и вынужденная изоляция поставила во всей остроте вопрос: возможно ли полноценное христианство в виртуальном пространстве? Возможно ли полноценное христианство, когда каждый, сидя перед монитором компьютера, может не выходить из дома для участия в богослужении? Я со всей ответственностью могу сказать: нет! Сын Божий не для того сошел на землю и воплотился, принял человеческую природу, чтобы Его ученики через две тысячи лет превратили Его подвиг в виртуальную реальность! Преемственность благодатных даров, передаваемых буквально из рук в руки, начиная с апостолов и до сего дня, не терпит никакой виртуализации».  Однако пояснил, что вопрос участия в богослужении посредством удаленной связи, тем более в случае предписанной самоизоляции, с большой вероятностью будет еще обсуждаться и решаться в зависимости от дальнейшего развития ситуации. Но уже сейчас очевидна возможная опасность подмены богослужения лишь видимостью участия в нем.

  • Международный фестиваль «Вера и слово»

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда подчеркнул актуальность оппозиции «использовать-злоупотреблять» в отношении цифровых технологий: «Инструмент нейтрален, все максимально зависит от того, как, для чего и насколько эффективно мы будем его использовать».

Церковь не является одной из конфликтующих сторон

Первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора Александр Щипков на встрече «Церковь, пропаганда и национальная безопасность России» предостерег участников фестиваля, отвечающих за информационную деятельность в своих епархиях, от основных ошибок контрпропаганды – то есть защиты Церкви от лживых, предвзятых выпадов (а это то, с чем сталкивается сегодня каждый христианин, тем более если он носитель сана или несет послушание игумена обители):

  • Международный фестиваль «Вера и слово»

–  Какие мы допускаем ошибки? Вот, например, когда мы говорим, что на Церковь нападают и представляем себе Церковь как участника конфликтной ситуации: не передают зданий монастыря, хозяева собак выступают против строительства нового храма, обсуждается в прессе личность того или иного священника… – тут же начинается медийная турбуленция. Да потому что допущена системная ошибка. Церковь никогда не является одной из конфликтующих сторон. Есть две, иногда больше, противоборствующие силы, как правило, политические, которые решают некие задачи, ставят перед собой цели: политические, идеологические, экономические. Если в этом конфликте появляется Церковь или вообще что-то религиозное, это значит, что одна из сторон для достижения своих целей пытается использовать религиозную составляющую. Самый яркий пример – Украина. В 2014 году я писал, что там за ситуацией вокруг Церкви стоят определенные силы, решающие свои политические задачи. Тогда надо мной смеялись, но сегодня уже очевидно: протестантская империя США преследует свои политические цели по отношению к России, а реализует их на территории Украины. Среди разных инструментов используются в том числе и религиозный. Церковь на Украине не является стороной конфликта, она является пострадавшей стороной.

Ошибка № 2: это, когда мы полагаем, что Церковь непременно и постоянно находится в позиции самообороны. Мы то и дело будто ждем информационного удара. Переживаем: надо подготовиться, как-то окопаться, разработать стратегию информационной безопасности. Это всё делается, а результат близок к нулю. Да потому что изначально мы неправильно оцениваем ситуацию: точно Церковь находится в неком гетто под неослабеваемом давлением извне. Мы такие, мол, маленькие и изо всех своих сил только тем и должны быть заняты, что защищаться или вступать в какое-то взаимодействие с этим миром. В какое? Компромиссное? При такого рода внутренней установке компромисс с этим миром неизбежен, чтобы нас не задавали? А какова же тогда мера при такой усвоенной боязливости этого якобы неминуемого компромисса? И с кем, позвольте спросить, нам вступать надо в этот компромисс? Есть такой эвфемизм: «Церковь должна говорить на современном языке, понятном миру». А мир-то разный: с физиками по-физически как-то надо изъясняться, так? С химиками по-химически?  С молодежью – быть, как это называется, «своими в доску»? Но результат-то у всех этих заигрываний, как правило, близок к нулю. А почему? Что-то не так. Какая-то не та диспропорция? Бога не учли?

И последнее. Нападки на Церковь принято объяснять, де, ошибками самой Церкви. Мы делаем ошибки, нас за это кусают, раз мы сделали что-то не так, значит, мы во всем виноваты. И вот когда мы чувствуем себя виноватыми, звучат фанфары, – это радуются и празднуют свою победу противники Церкви, потому что они достигли своей цели! Виноватый слаб и всегда неправ. Именно такою они и хотят видеть Церковь. Им ни в коем случае нельзя подыгрывать. Вообще нельзя никоим образом подстраиваемся под мир. Вот мы, мол, хотим понять мир, и чтобы он нас понял. Это тупиковый путь: никто никогда не шел в Церковь, потому что она похожа на мир, в Церковь всегда шли потому, что она не такая, как мир, она – инаковая. Христос не такой, как все, во всем и всегда Он ни на кого не похож. Сплошной парадокс. И мы никогда не должны мыслить шаблонами, их просто намеренно подсовывают нам.

Деструктивное воздействие в соцсетях оказывается на каждого второго подростка

Неоднократно за время проведения фестиваля звучали предостережения от тех угроз, которые так или иначе связаны с темпами цифровизации, подстегнутой эпидемией, с не урегулированным до сих пор законодательством в области Интернета, который у нас в стране, как отмечали участники панельной дискуссии «Цензура в медиа и суверенный Интернет», не является пока еще суверенным, – правила поведения в сети во многом нам диктуются извне. И для привыкающих их соблюдать в интернете, они подспудно могут становиться некой нормой, а это тот же запрет на критику в отношении смертных грехов, извращений. Нарушение этих навязываемых нам вето (направленных как раз на «растабуирование табу» всех традиционных обществ) чревато удалением аккаунтов, каналов, как это произошло с ютуб-версией телеканала «Царьград».

  • Международный фестиваль «Вера и слово»

В качестве сетевой интервенции в страну проникают деструктивные течения [1], особенно захлестывающие молодежь – буквально каждого второго подростка [2]. Вовсе не сами по себе в последнее время участились расстрелы в школах, – эту проблему обсуждали на фестивале в рамках круглого стола «Скулшутинг: профилактика и помощь Церкви пострадавшим». Руководитель информационно-аналитического центра «Граница настоящего» Яна Амелина обратила внимание на все то же навязывание всем вины, – подростков в сети натаскивают на подражание «колумбайнерам», а осуждается при этом все общество. Это массированная атака, резонанс от которой надо нейтрализовать, минимизируя освещение подобных случаев, – уверен писатель Сергей Чекмаев. Так как за счет расхождения этих информационных кругов увеличивается эффект неблагополучия и опасности в объективной̆ реальности, приучение молодежи к идее насилия. «Это всё пропаганда различных человеконенавистнических течений, таких как неонацизм, фашизм и оккультизм вместе взятых. Движение "колумбайнеров" является особой формой сатанизма», – отметил глава Правозащитного центра ВРНС, заместитель председателя Экспертного совета по государственной религиоведческой экспертизе при Минюсте РФ Роман Силантьев.

  • Международный фестиваль «Вера и слово»

Он же провел круглый стол «Лжестарчество в эпоху цифровизации», осветив проблему распространения сегодня, в том числе и массированно посредством сети, псевдоправославных сект. Таковые «зачастую стараются ассоциировать себя с Церковью», как тот же лишенный сана Владимир Головин из Болгара или секта в Чихачево. Ведущий круглого стола предостерег и от имеющего распространение в церковной среде культа «Славика из Чебаркуля» и увлечениями «литературным наследием» старицы Пелагеи Рязанской и митрополита Иоанна (Снычева): «Иногда что-то может быть литературно доработано, как в отношении многотомника слов старца Паисия Святогорца, но там все-таки беседы с сестрами в Суроти точно были. А в данных случаях все выдумано». Факторами риска эксперт назвал самовольные попытки «изгнания бесов», как правило, совершаемые публично напоказ, а также жесткое установление своей практически тоталитарной власти кем-либо из духовников. Это такие маркеры лжестарчества, которые при манипуляциях еще и с помощью сети интернет, очень быстро сегодня разрастаются до масштабных и уродливых явлений.

Все в этом мире можно обратить ко греху, а можно и ко спасению

И все-таки интернет предоставляет огромные возможности для проповеди христианства, консолидации православного сообщества и совершения добрых дел.

В монастырской среде одними из первых осваивать интернет стали насельники Святогорской лавры. Сначала вынужденно, чтобы противодействовать информационным атакам, а позднее под обстрелами уже реальными снарядами. До 2014 года на территории Донбасса проживало семь миллионов человек, и Святогорскую лавру ежегодно посещало более миллиона паломников. В праздничные дни – на Рождество, Крещение, Пасху, Троицу – в монастырь приезжало по шестьдесят тысяч человек. После информационного вброса о том, что на Пасху богослужений в обители не будет, впервые со времени открытия монастыря на пасхальную службу собралось не более двухсот человек.  Единственным средством связи внешнего мира с братией тогда был телефон. Люди пытались дозвониться с утра до вечера, и дежурный терпеливо отвечал каждому, что всё это неправда, и пасхальное богослужение, разумеется, состоится. Но в тот год информационная атака имела свои последствия.

Именно тогда братия и создала официальный сайт Святогорской лавры. Сейчас у Лавры около десяти официальных аккаунтов в соцсетях. Люди знают теперь, откуда им узнавать правду о монастыре. Для тех, кто не может приехать в монастырь, было разработано специальное андроид-приложение, чтобы смотреть прямые трансляции богослужений из Лавры. Также был открыт Ютуб-канал, сегодня его аудиторию можно названть многочисленной. Транслируются все богослужения, молебны, акафисты, проповеди, видеоинтервью, документальные фильмы собственного производства, проповеди, встречи с духовниками, сюжеты из жизни беженцев, которые нашли приют в Лавре, сюжеты о  послушаниях, новости обители, пение братского хора и т.д. Братии пришлось освоить возможности интернета до ковидных ограничений ради связи со своими прихожанами и паломниками.

Рассказывает наместник Лавры, митрополит Святогорский Арсений, викарий Донецкой епархии:

  • Международный фестиваль «Вера и слово»

– Господь и всякое зло обращает к благим последствиям. Вот говорят, что молодежь «испорчена» виртуальной реальностью. А у нас, например, есть сайт Святогорской лавры. Молодая братия, которая разбирается в новейших технологиях, и занимается им.

Сейчас такое время, что даже тем людям, кто не имеет возможности приехать к нам в Лавру, Господь через новые средства коммуникации дает возможность общения с духовниками. Например, посредством скайпа спрашивают совета. По электронной почте присылают нам и записочки с просьбой помолиться. На сайте прослушивают аудиозаписи проповедей и духовных бесед, точно также как ежедневно мы транслируем богослужения, которые совершаются в Лавре. Есть же парализованные люди, в больницах лежащие, просто старушки, которым точно также дома внуки настраивают отданные свои старенькие смартфоны, чтобы те слушали службы, наставления.

Все в этом мире можно обратить ко греху, а можно и ко спасению... Тот же телевизор: наконец-то, у нас появились православные телеканалы «Глас», «Спас», «Союз». Я знаю очень много бабушек, которые прикованы к постели, а лежат и попросят: «Включи мне, внученька, телевизор», – и целыми днями со слезами на глазах смотрят трансляции богослужений, на которых им уже трудно или невозможно присутствовать. При этом они поддерживают свое молитвенное настроение и в какой-то мере связь с общецерковной жизнь. Они и Псалтирь читают, и о здравии и о упокоении поминают имена. По телевизору они видят образцы святости в телепередачах о святых да старцах наших дней. Эти примеры настраивают их на покаяние, на усиление молитвы. Все слава Богу!

Подготовила Ольга Орлова

В материале использованы снимки Пресс-службы Московской Патриархии

1 Деструктивные течения в социальных медиа и способы их выявления // https://docs.edu.gov.ru/document/e9ea7480e392434f996870e8cdf1115b/download/559/

2 В ОП заявили о влиянии деструктивного контента на пользователей соцсетей // https://ria.ru/20201119/sotsseti-1585316528.html


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить