В УПЦ считают, что Патриарх Варфоломей стал жертвой провокации в «украинском вопросе»
Москва. 5 сентября. ИНТЕРФАКС – В Украинской Православной Церкви считают, что доклад Константинопольского Патриарха Варфоломея на Синаксисе, где он заявил о праве решать украинский церковный вопрос и отказал в этом праве Русской Православной Церкви, стал результатом работы провокаторов.
«В последнее время мы получили уже много провокационных новостей о встрече Патриархов в Стамбуле, полагаю, что и нынешняя - из их числа. Трудно поверить, чтобы этот безграмотный со всех точек зрения (с канонической, исторической и даже литературной) текст мог произнести уважающий себя церковный иерарх», – заявил в интервью «Интерфакс-Религия» в среду глава пресс-службы УПЦ Василий Анисимов.
По его словам, авторы этой провокации не знают, что в XIV веке кафедра Киевских митрополитов была перенесена в Москву не из Киева, а из Владимира, куда ее перевели после тотального разорения Киева ханом Батыем.
«На протяжении столетий Москва как столица единственного полностью независимого православного государства была местом паломничества бедствующих от инославного ига восточных Патриархов, куда они отправлялись за материальной поддержкой и сбором милостыни. И всегда их получали. Два Константинопольских Патриарха даже скончались по дороге во время этих путешествий на территории нынешней Украины», – рассказал В. Анисимов.
Он напомнил, что Константинополь всегда призывал и Русское царство, и Российскую империю нести миссию защитников веры, освободителей православных народов, философ Владимир Соловьев утверждал, что ради этого только и велись бесконечные кровопролитные русско-турецкие войны, приведшие к свободе и независимости балканских народов от многовекового османского ига.
«Везде была возрождена Церковь Христова, Православная. И эта свобода была оплачена жизнями сотен тысяч русских солдат – прадедами нынешних граждан России, Украины, Белоруссии, Молдавии», – сказал В. Анисимов.
По его мнению, попытки Константинополя пересмотреть историю через 700 лет выглядят странно. «Что, спрашивается, вы столетиями молчали, а теперь прозрели? Уж не глупо ли? Не стоит ли заодно пересмотреть и результаты битвы при Фермопилах? Для чего выставлять на посмешище всю Православную Церковь?» – спрашивает спикер УПЦ.
В. Анисимов также ответил на слова Патриарха Варфоломея о том, что будто бы нет никаких исторических документов, полностью отдававших Киев Москве в церковном отношении, кроме письма Патриарха Дионисия IV, написанного «в результате сильного политического давления» . В этом письме, как отмечал в докладе Патриарх Варфоломей, Москве лишь предоставлялось право назначать митрополита Киевского на том условии, что каждый митрополит Киевский будет поминать имя Вселенского Патриарха в качестве своего духовного руководителя.
«Провокаторы не ведают, что было не «одно письмо», а целый ворох томосов Константинопольского и Иерусалимского Патриархов верующим Киевской митрополии, Московскому Патриарху, Московским царям, гетману Самойловичу и другим – все эти документы благословляли присоединение Киевской митрополии к Русской Православной Церкви. Константинопольский томос подписан не только Патриархом, но всем Собором митрополитов Константинопольской Церкви. Эти грамоты изданы еще в XIX веке. Где там хоть слово о «сохранении власти Константинополя» ?» – задал вопрос В. Анисимов.
Он также напомнил Патриарху Варфоломею о результатах правления Константинопольской Церкви в Речи Посполитой.
«К началу XVIII века на всем Правобережье Украины и Белоруссии оставалась лишь одна православная кафедра – в белорусском Могилеве, Киевская митрополия была властями практически «зачищена», обращена в унию. Киевского митрополита десять лет не давали избрать, а священнослужителей преследовали как турецких шпионов. Православную Церковь предала элита, землевладельцы, воины – ее некому было защищать, кроме запорожских казаков», –сказал В. Анисимов, напомнив, что именно казаки и были инициаторами воссоединения Киевской митрополии с Русской Православной Церковью.
В каноничности этого акта более 200 лет никто не сомневался, он расценивался как великое благо, отметил представитель УПЦ, напомнив, что с тех пор прекратились гонения, наступил расцвет православия на землях современной Украины: были воздвигнуты тысячи храмов, сотни монастырей, а Киев из захолустного, в десять тысяч населения, военного городка в XVIII веке к концу XIX преобразился в европейскую столицу.
«За власть над разоренной Киевской митрополией никто в Константинополе не держался, а когда митрополия трудами целых поколений возрождена - взалкали. Достойно ли это?» – резюмировал В. Анисимов
Источник: interfax-religion.ru