Если око твое чисто…
Владимир Басенков
Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ опубликовал методичку для священников с советами, как вести видеоблоги в интернете. Читаю в тексте документа: «В настоящее время в русскоязычном сегменте блогосферы широко представлен антиклерикальный дискурс…». Действительно, Церковь сегодня ругают и свои, и чужие. Активным пользователям соцсетей кажется, что делает это чуть ли не каждый второй.
«Жертвами» обструкции становится в сети и в жизни не только наша мать-Церковь. Кажется, что ругают сегодня всё и вся. Правда, на поверку сам порядок жизни критика требует не меньшего внимания. Поговорка «каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны» как нельзя лучше подходит к обличителям, абсолютно не погруженным в вопрос, но имеющим свое, обязательно правильное, мнение. На самом деле проблема не в том, что всё вокруг плохо. Проблема в самих людях, их внутреннем мире, их взгляде на жизнь. С одной стороны, общество живет под влиянием СМИ, публикующих «жареные» новости и сообщения с негативным оттенком, говорят ли они о геополитике или же об очередной бытовой трагедии. А с другой стороны… на негатив есть общественный запрос. Почему?
Взошедший на широких полях рунета «антиклерикальный дискурс» в некоторой степени находится, как сейчас принято говорить, в тренде. Массы не хотят читать Книгу Света – Евангелие, – но с удовольствием читают горячие новости о том, сколько у певчей из Питера стоит автомобиль. Информация – та же пища. Только для ума. В чем ум нуждается, то он и будет искать для своего «пропитания». Вопрос в том, почему же чада Церкви, так называемые «разочаровавшиеся», в детских истериках на Мать конвульсивно изрыгают проклятья и обвинения, отрицая благодатность нашего Корабля спасения? Тому есть несколько причин.
Во-первых, люди приходят в Церковь с личными убеждениями и в какой-то степени со своим «уставом». Мы восходим на Корабль спасения для того, чтобы измениться – переменить ум, если возвращаться к дословному переводу слова «покаяние» с греческого языка. И, хотя мы, христиане, живем в мире, наша вера не от мира сего. Сложности, испытания, конфликты между людьми церковными бывают здесь, потому Церковь не рай на земле, но место, откуда люди в этот рай пытаются попасть. На пути к Богу человек неизбежно сталкивается с препятствиями, которые заставляют его бороться с собой, переступать через принципы, делать нравственный выбор. В испытаниях куется христианин, и в этом нет никакой романтики. Есть лишь тяжелый труд и напряжение душевных сил. К сожалению, кто-то оказывается не готов к тому, что церковная жизнь складывается не только из бесконечных улыбок друзей, милых посиделок за чаем и благодатной атмосферы, в которой просто хочется быть. И первые испытания могут ожесточить и разочаровать достаточно сильно. Даже развенчать те убеждения, в которых человек пребывал. Ключевой вопрос всегда заключается в том, зачем мы приходим в Церковь: реализовать себя или услышать Бога? В испытаниях отмирают потребительские наклонности, которые мы, возможно, неосознанно, но пытаемся удовлетворить в церковной ограде. И процесс этого очищения бывает очень болезненным.
А что касается попыток усмотреть в Церкви недостатки (иногда они приобретают маниакальный характер и незаметно начинают разрушать нас самих), то известные евангельские слова «если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло» (Мф. 6:22) должны стать для христианина камертоном духовной жизни. Все усилия «обличителя» устремляются не на зрение внутрь себя, а на поиск «сучка в чужом глазу». Более того, пытаясь обосновать рвение сохранить церковную чистоту, человек совершенно упускает из вида несколько важных деталей. Это и кардинальное смещение духовных приоритетов, и, как это ни парадоксально, взращивание злого начала в самом себе.
Церковь – это не светская организация, действующая по земным законам. Да, в Церкви собрались живые люди, здесь ведется и хозяйственная деятельность, есть даже небольшой «чиновничий» аппарат, но, вопреки всему этому, Тело Христово живет по другим, не заметным человеческому оку законам, имеющим неотмирное происхождение. Мы ищем Царства Божия и правды Его (а Царство Божие есть внутри нас) – остальное же всё нам приложится. Но мы об этом забываем. И вместо Евангелия занимаем подчас свое внимание анализом очередного раздутого церковного скандала.
Мир несовершенен, люди тоже. Но разве мы об этом не знали? Жизнь дается нам как испытание, срок, отведенный для подготовки к вечности. Чистота нашего ока есть непременный залог того, что мы не станем разменивать наше время и внимание на грязь, но будем искать чистого и светлого в надежде по этим чистым и светлым маякам дойти до тихой пристани жизни вечной.
Источник фото: bolgar-hram.info