Не забуди нас, чад твоих...
Обретение мощей благоверного князя Даниила Московского произошло в 1652 году. Предстоятелем Русской Церкви в это время был Патриарх Никон. В первый год его правления духовная сокровищница Русской Православной Церкви пополнилась драгоценной жемчужиной, а Данилов монастырь был украшен мощами своего основателя.
Мы почитаем благоверного князя Даниила как покровителя града Москвы и основателя Великого Московского княжества, вокруг которого объединилась впоследствии Святая Русь.
Преподобным князем Даниилом был основан первый монастырь на Московской земле. Со временем от нашей обители стали отпочковываться и другие монастыри. Получая благодать, иноки образовывали новые обители, чтобы возможность наследовать жизнь вечную была открыта перед всеми, ищущими спасения чадами Церкви.
Благоверный князь Даниил, чье имя мы славим как имя подвижника благочестия, справедливого градоправителя и миротворца, имел дар от Бога приобретать земли и присоединять их к своему княжеству не силой меча, а мудростью и силой духа. Это те качества, которые и сегодня необходимы человеку. Ничто земное не может быть устроено без молитв святых угодников Божиих, которые подвизались при жизни и неизменно помогают нам после своей смерти, когда мы обращаемся к ним за помощью.
Почитая князя Даниила, мы помним его труды, чувствуем благодать, которая пребывает в его обители, и, обращаясь к нему в церковных песнопениях, просим его: «Не забуди нас, чад твоих, и овец словесных твоих учений».
В 1983 году мы получили великий дар – обитель преподобного князя Даниила была возвращена Русской Православной Церкви. Духовное возрождение, начавшееся с того времени в России, коснулось не только монастырей и храмов, прежде всего, оно началось в сердцах людей. Благодать Божия вернулась в церкви, и люди потянулись в храмы, подражая духовной жизни православных верующих, видя благолепие храмов и монастырей.
Каждый человек ищет Божией помощи, радости о Господе и желает знать о себе Божию волю. И как тогда, так и теперь заповедь о необходимости подвизаться и быть примером для тех, кто еще только находится на пути к Богу, по-прежнему остается для нас актуальной.
Сегодня обитель благоверного князя Даниила – столичный монастырь. Он расположен в мегаполисе с многомиллионным населением. Само словосочетание «городской монастырь» ассоциируется у нас с многолюдностью, суетой, большим количеством дел и обязанностей. Жители и гости нашего города, которые приходят к нам в обитель в большом количестве, сподвигают нас к тому, чтобы быть для них примером. У святых отцов есть выражение, что свет монахам – Ангелы, а свет для мирян – монахи. Осознавая свое недостоинство, мы понимаем, что должны стремиться к свету небесному, свету который Господь дает нам через Своих святых. Нередко мы видим вокруг себя мирян, которые несут подвиги, доступные не каждому иноку. Слышим, как за богослужением люди молятся за нас. На всех ектеньях богомольцы вместе с братией просят Господа помиловать «братию святыя обители сея».
В Даниловом монастыре всегда бывает много паломников, и мы с радостью наблюдаем, что люди тянутся ко Христу. Может быть, для слуха русского человека даже более привычно – слово поклонник. Поклонник – это человек, который приходит в монастырь или храм, чтобы поклониться святыне, и если он делает это с чистым сердцем, то его душа наполняется благодатью. Он получает от святыни помощь, о которой просит, и вдохновляется желанием подражать жизни святых угодников Божиих.
Часто в нашей обители бывают и туристы. И, если это – верующие люди, и у них нет мысли похулить святыню, то, возможно, следующей ступенью станет для них паломничество. Сегодня человек называет себя туристом, а завтра он обращается за помощью к святому, о жизни которого узнал, побывав в монастыре. Ведь порой даже находясь в туристической поездке, люди узнают о древних святых и проникаются уважением к ним, узнавая, как они жили, как созидали всё то, что оставили после себя потомкам.
Конечно, порой братия устает от потока людей, но мы понимаем, что это труд, к которому мы призваны. Мы несем послушание, и я верю, что в очах Божиих оно предстает, пусть малой, но все же заслугой.
Господь благословил нас подвизаться в городской обители, и это означает, что наше устроение соответствует этому месту и мы призваны спасаться здесь.
Архимандрит Алексий (Поликарпов)