Темная сторона социальных сетей: негатив, фейки и мозговые вирусы

Петр Селинов

27 января 2016 года в Трапезных палатах Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря Москвы в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений состоялся мастер-класс известного эксперта в сфере информационных технологий, разработки программного обеспечения и управления проектами Игоря Ашманова. Он был посвящен теме «Большие данные социальных сетей и информационные войны в Рунете».

Игорь Ашманов в разное время участвовал в разработке системы ОРФО русской версии Microsoft office, руководил компанией «МедиаЛингва», был директором по разработке и исследованиям интернет-холдинга «Рамблер» и в итоге создал свою консалтинговую компанию «Ашманов и партнеры», создавшую в России рынок поисковой оптимизации. Один из продуктов его компании – система «Крибрум». Она позволяет мониторить весь российский интернет и анализировать тематику всех социальных сетей, блогов, олайн-СМИ, а также оценивать охват их аудитории, эмоциональную окраску и другие параметры.

…Хотя, на первой взгляд, тема мастер-класса Игоря Ашманова показалось мне несколько специфической, но, прослушав его лекцию, я был весьма потрясен описанной им картиной происходящего в российском интернет-пространстве и, в частности, в социальных сетях.

Чтобы не пересказывать подробно его выступление, ограничусь лишь выводами, которые можно было сделать на основе лекции господина Ашманова.

Вывод 1. Социальные сети – это бескрайний океан, где очень быстро «тонет» весь публикуемый пользователями контент. Время «активной жизни» любого сообщения – 4–6 часов. Под «активной жизнью», по словам ведущего, понимается время, когда сообщение получает 95% всех действий: комментарии, «лайки», репосты, ретвиты (репост и ретвит – пересылка понравившегося сообщения (текста, иллюстрации, видео) своим друзьям в соцсетях; слово «ретвит» применяется к Твиттеру – Ред.)… Да и вообще любое сообщение в интернет-СМИ живет не более 3–4 дней. Потом интересующую пользователя информацию можно уже не найти – она практически исчезает в безграничном океане бесчисленных новостей и сообщений.

Вывод 2. Социальные сети тяготеют к негативу, вседозволенности и нетерпимости к мнению оппонента. В Интернете люди ведут себя так, как не позволяют себе в реальной жизни: могут оскорблять, обзывать, угрожать, хамить… Самая «напряженная» часть контекста, вызывающая наиболее резкую эмоциональную реакцию, споры и озлобленность, связана с политическими сообщениями. Простые положительные сообщения не привлекают пользователя – он ждет негатива. И чем больше в сообщении негативной информации, тем больше она получает репостов.

Говоря об особенностях распространения информации в социальных сетях, ведущий особо выделил скорость передачи информации. Игорь Ашманов привел такой пример: при падении Челябинского метеорита 15 февраля 2013 года первая и точная информация появилась в Твиттере через 40 секунд (!) после падения. Тогда как другие СМИ сообщили об этом (при этом первая информация была ошибочна) спустя 1 час 20 минут. К этому моменту о метеорите, благодаря Твиттеру, узнало свыше 300 тысяч пользователей.

Вывод 3. Как ни парадоксально, по мере развития Интернета и социальных сетей активно деградируют и пользователи, которые читают получаемую информацию, и журналисты, которые ее пишут и распространяют. По словам господина Ашманова пользователи Интернета стремительно глупеют, у них появляется «клиповое» мышление – они воспринимают лишь небольшую информацию, заключенную в трех первых абзацах или в подписях к картинкам.

При этом резко возрастает градус дискуссий. Пользователи в своих комментариях и обсуждениях на форумах практически не слышат и не хотят слышать своих оппонентов – только себя самих. Недалеко от пользователей ушли и журналисты. Теперь никто не проверяет информацию и не несет ответственность за ее правдивость. В сети спросом пользуется любой фейк (от английского слова fake – «фальшивка», «подделка» – Ред.), который может вызвать ажиотаж в сети. Как заметил ведущий, важна не достоверность информации, а способность сообщения генерировать трафик (объем информации, передаваемой в сети за определенной период времени – Ред.).

Вывод 4. Мозговые вирусы превращают пользователей социальных сетей в «зомби». Как поведал Игорь Ашманов, в социальных сетях действует разработанная профессионалами искусственная информационная структура. Путем передачи сообщения она способна захватывать внимание пользователя, превращаясь для него в навязчивую идею. Мозговые вирусы, по словам ведущего, подчиняют себе мышление человека и делают его восприимчивым к внешнему управлению.

Именно на системе мозговых вирусов, по словам господина Ашманова, были выстроены информационные атаки, которые проводились в социальных сетях в последние годы по самым разным информационным поводам: Олимпиада, Крым, «Бессмертный полк», Патриарх…

Получается, что все пользователи социальных сетей по сути своей потенциальные жертвы информационного манипулирования сознанием. Как здесь ни вспомнить знаменитое оруэлловское предупреждение: «Старший брат следит за тобой». Правда, современные интернет-манипуляторы пошли дальше предсказаний Оруэлла. «Старший брат» теперь может не только следить, но и активно манипулировать сознанием, заставляя пользователей социальной сети воспринимать информацию так, как это необходимо «Старшему брату». При этом «Старшим братом» могут быть не только государственные структуры, но и любые иные группы людей, умеющие использовать вирусную систему и манипулировать сознанием и поведение пользователей социальных сетей.

В заключение своего интересного мастер-класса Игорь Ашманов сделал вывод о том, что ждет российский Интернет в ближайшие годы: «Государству придется защищаться, и в ближайшие 57 лет в России медийная инфраструктура – поисковые машины, справочные ресурсы, социальные сети, мессенджеры, блоги, форумы, рассылки, Интернет-СМИ и ТВ, видеохостинги и фотохостинги, мобильные платформы, контентные ресурсы, игры – будут национализированы. Они станут отечественными и контролируемыми».