Медиа будущего, или Какими станут средства массовой информации

В конце октября в Москве проходил фестиваль «Вера и слово», организованный Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата. На фестиваль съехались представители церковных СМИ из всех уголков России. Программа фестиваля включала очень интересную и познавательную встречу со Святейшим Патриархом Кириллом в Храме Христа Спасителя. Все остальные мероприятия проходили в пансионате «Клязьма», где участники имели возможность послушать епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона, руководителя пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священника Александра Волкова, познакомиться с различными творческими проектами, которые представило радио «Вера», служба «Милосердие», телеканал «Царьград».

Одним из весьма интересных мероприятий, на которых довелось побывать представителю «Прихожанина», была лекция «Медиа будущего» эксперта в области «новых медиа», медиа-продюсера и журналиста Наталии Лосевой. Свое выступление она посвятила новым направлениям развития современных СМИ. Послушать ее выступление пришли многочисленные журналисты и блогеры, пишущие на церковные темы, а также представители самых разных церковных изданий, сайтов, теле- и радиоканалов из различных российских епархий. Как нам кажется, мысли Наталии Геннадьевны Лосевой интересны и важны не только журналистам, но и всем, кто хочет понять, в каком направлении будут двигаться современные медиа в ближайшем будущем.  К сожалению, привести полный текст выступления Наталии Лосевой не представляется возможным. Поэтому «Прихожанин» для своих читателей отобрал и представляет лишь главные и важные моменты.

От компьютеров – к мобильным средствам связи

Первое, на чем остановилась Наталия Лосева, была тема информационной среды. Что она собой представляет? И почему нам всем так важно знать, что в ней происходит?  Когда мы говорим про информационную среду, мы говорим о носителях, которые использует аудитория, чтобы получать информацию. Анализируя информационную среду, мы лучше знаем и  понимаем нашу аудиторию: пол, возраст, образование, географию, поведенческие привычки…

Первый тренд – это движение аудитории от компьютеров через ноутбуки к мобильным телефонам. И это движение не зависит ни от географии, ни от возраста. Правда, необходимо учитывать, что мобильный телефон в качестве устройства для получения новостей чаще всего использует молодое поколение в возрасте от 19 до 24 лет.

Надо также понимать, что новости на компьютере и в мобильном устройстве люди читают по-разному: на мобильнике меньше листают страницы одного и того же сайта. Но зато с мобильника чаще постят (передают) информацию на своих страницах в социальных сетях. Это прекрасно понимают и на это делают ставку такие ведущие игроки, как Google и Facebook. Поэтому в своих новостных лентах они отдают предпочтения тем ресурсам, которые имеют мобильные версии с хорошим прогнозом по загружаемости. Проще говоря, крупные игроки влияют на то, чтобы аудитория, в основном, пользовалась теми ресурсами, которые хорошо адаптированы к мобильному употреблению.

При этом большинство современных пользователей, предпочитающих получать информацию через мобильные телефоны, основное время, энергию и усилия направляют на мобильные приложения, основной пакет которых, по мнению социологов, включает 5 приложений. Это могут социальные сети (Facebook, ВКонтакте или Инстаграм), приложение для парковок или Avito, или какое-нибудь банковское приложение. А вот новости люди, как правило, читают, как веб-версию через браузер.

«Что можно сказать про современную аудиторию? – спрашивает Наталия Лосева и отвечает на свой же вопрос. – Мы видим, что практически 50% пользователей, которые репостят (перепечатывают) заметку у себя в социальных сетях, часто даже ее совсем не читают! И получается, что аудитория перемещается из бумажных версий в цифровые, – и там мы ее теряем! Теряем, потому что не умеем с ней работать».

Наталия Лосева в качества очень удачного примера работы с аудиторией привела историю небольшого голландского СМИ, которое, имея в своем штате 20 сотрудников, выпускает всего 5 статей (!) в неделю. И имеет при этом тысячи подписчиков и гигантскую прибыль на рекламе! И все это лишь благодаря тому, что каждый сотрудник редакции, занимаясь написанием всего лишь одной статьи в месяц, все остальное время очень плотно работает с аудиторией: ведет свои подписки на персональных страницах, активно вовлекает аудиторию в обсуждение темы, упомянутой в той или иной статье, опубликованной в этой интернет-газете, участвует в дискуссиях в комментариях, поощряет читателя… Одним словом, напрямую работает с аудиторией. Как наблюдательно подметила Наталия Геннадьевна Лосева, если не принимать во внимание, что речь идет о светском СМИ, то получается, что, по сути, это голландское издание занимается миссионерством, выращивает и ведет свою аудиторию.  

Для чего нужны СМИ сегодня?

Еще один современный тренд в СМИ – это коррекция запросов аудитории. Для чего раньше нужны были все медиа? Сообщать аудитории новость – в этом была их главная задача. А сейчас аудитория сама становится очевидцем событий и первая сообщает новости в социальных сетях. И зачем тогда ей нужны СМИ? Сегодня задача средств массовой информации не столько информировать аудиторию о каком-то событии, сколько анализировать новость, предлагать ее разбор. Новость уже надо не сообщить, а объяснить.

Отсюда второй вывод: каждой редакции необходимо решать задачу дистрибуции. Каким бы замечательным ни был контент, сама новость, главное – это схема распространения этого контента.

Сегодня основная масса аудитории приходит на новостные сайты из различных социальных сетей и через новостные агрегаторы, которые собирают и процеживают все новости в Интернете. И поэтому редакция каждого СМИ должна, в первую очередь, быть нацелена на экспорт своего контента в такие крупные новостные агрегаторы, как Яндекс и Google, а также на социальные сети – Facebook, ВКонтакте, Инстаграм.

Журналисты должны понимать, что сама аудитория является дистрибутором, она стала главным распространителем новостей. Но если аудиторию не выращивать, если с ней не работать, то сама по себе она никогда не станет дистрибутором. А вот если редакция какого-нибудь СМИ научится работать с аудиторией и будет побуждать ее к распространению новостного контента, тогда это СМИ будет обладать наибольшим влиянием.

Следующие слова, сказанные Наталией Лосевой, прозвучали как призыв к действию. Сегодня всем СМИ надо понять главное: если у вас нет дистрибуции в социальные сети и новостных агрегаторов, значит, вас в информационном поле просто нет! 

И, обращаясь к залу, в котором находились журналисты и священники, работающие в церковных СМИ, Наталия Лосева добавила, что главная задача не просто сделать красивыми паблики и журналы епархий, страницы церковных и приходских сайтов, а содействовать тому, чтобы новости этих епархий и приходов распространялись лидерами мнений, то есть через частные лица, которые ведут активную работу в социальных сетях. Только тогда можно говорить о правильной дистрибуции новостного контента. Только в этом случае аудитория придет на сайт.

Стратегия «огороженного сада»

Еще один новый тренд, по словам Наталии Лосевой, это зависимость от новостных агрегаторов. Сегодня люди, в основном, читают новости в Яндекс News и Google News.  Доля людей, которые приходят в общественно-политические СМИ  из новостных агрегаторов, составляет 60%. При этом, как ни парадоксально, уже перейдя из новостного агрегатора, скажем, Яндекс News на конкретный новостной сайт, аудитория зачастую продолжает считать, что находится в Яндексе.

Наталия Лосева отметила также еще одно важное явление в жизни современных СМИ. С апреля 2016 года большинство средств массовой информации зафиксировало активное падение трафика (объем движения – Ред.) людей, которые пришли из социальных сетей. Почему так происходит? Это – результат целенаправленной стратегии, которую сегодня активно используют социальные сети и различные мессенджеры (программы по обмену сообщениями – Ред.). Ее называют стратегией «огороженного огорода», или «огороженного сада». Смысл ее в том, чтобы привлечь аудиторию и уже не выпускать ее наружу, держать внутри конкретной социальной сети или программы. Эта стратегия способствует развитию социальных сетей и мессенджеров.

Главная проблема, заметила Наталия Лосева, у нас в головах, потому что нам кажется, что наша аудитория только та, которая купила нашу газету или пришла к нам на сайт. Ничего подобного! Аудитория, которая пребывает в социальных сетях, – она тоже наша. Только надо научиться работать с ней на чужой платформе.  

Тренд 2016 года – прямое вещание

Как заметила Наталия Лосева, информация, появляющаяся в новостных агрегаторах первой, как правило, приходит из Facebook. Именно эта социальная сеть задает тон новостям. А такая ситуация будет побуждать журналистов переходить из новостных СМИ в различные организации, такие, как Министерство культуры, Следственный комитет, Патриархия, где можно делать горячие новости, минуя различные средства массовой информации.

Еще одной тенденцией в СМИ, по словам, Наталии Лосевой, стал шквальный рост видео. У аудитории 18-24 года наблюдается безудержное стремление фиксировать каждый свой шаг и всем его демонстрировать. Идут подростки на дискотеку и выкладывают танцы в Facebook или Periscope. Обсуждают девушки что-то у себя на кухне, кто-нибудь из них немедленно выкладывает все обсуждение в социальную сеть.

А охватившая весь мир страсть к разного рода видеоиллюстрациям! Забавные собачки-кошечки, как сделать пирожное или ощипать утку – все это стремительно летит в Интернет.

Сегодняшний пользователь готов смотреть любой видеорепортаж, если только это событие происходит прямо в данный момент, а само событие остро актуально. А вот событие, которое уже произошло, молодые люди не хотят смотреть в формате видеосюжетов – об этом они хотят читать. То есть, с одной стороны, наблюдается лавинообразный рост потребления видео, с другой – запрос на текст, только этот текст должен быть написан безупречно и эмоционально.

Так что можно сказать, тренд 2016 года – прямое вещание, заявила Наталия Лосева и дала всем присутствующим совет: «Пользуйтесь этим!» С любого интересного мероприятия можно показать динамичный видеосюжет: крестный ход, поднятие колоколов на колокольню… Как говорится, стоит это ноль копеек и зависит только от желания, расторопности и умения держать телефон во время записи. Но зато аудитория резко может вырасти.

Играйте!

Наталия Лосева назвала еще один новый тренд, который можно наблюдать в СМИ, – активную геймофикация (от слова game [игра] - Ред.) новостей. Необходимо при подготовке новостей использовать различные игры, тесты, конкурсы… Наталия Геннадьевна привела в пример Сбербанк, который, чтобы рассказать о новой акции «Бесплатные музеи», сделал специальную игрушку по картинам художников. Немало тестов и игр используется на портале «Медуза». Эти игрушки не опошляют информацию, но это именно тот формат, который активно набирает аудиторию. Кроме того, язык, которым сегодня рассказываются истории, становится все более графическим, да и сама журналистика – все более и более виртуальной и визуальной.

Подводя итог своему выступлению, Наталия Лосева заметила, что сегодня современные медиа находятся в состоянии турбулентного развития. Технологии опережают готовность тех, кто производит новостной контент, и преимущества есть у тех игроков в новостном поле, кто имеет и технологии, и знания об аудитории. Поэтому всем тем, кто заинтересован в продвижении своих сайтов, журналов, изданий, необходимо уходить со своих площадок и идти туда, где находится аудитория, говорить с ней на ее языке и вовлекать ее в свой творческий процесс.

Подготовил Петр Селинов