Церковь спешит на помощь

Социальное служение – одна из важнейших задач Церкви. Можно вспомнить слова Спасителя: «Ибо голоден был Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и напоили Меня; странником был, и приняли Меня; наг, и одели Меня; болен был, и посетили Меня; в тюрьме был, и пришли ко Мне. […] истинно говорю вам: сделав для одного из братьев Моих меньших, вы для Меня сделали» (Мф. 25, 35-36, 40).

29 января в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений в Отделе Внешних Церковных Связей состоялся круглый стол, посвященный теме «Социальное служение религиозных общин – межконфессиональный обмен опытом». Мероприятие собрало представителей разных христианских конфессий. Целью встречи стал обмен опытом социального служения.

Протоиерей Максим Плетнёв.
Протоиерей Максим Плетнёв

Модератором встречи выступил руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге протоиерей Максим Плетнёв.

От лица главы Отдела Внешних Церковных Связей, митрополита Волоколамского Антония выступил сотрудник Отдела иеромонах Марк (Ахматханов). В своем приветственном слове к собравшимся он отметил, что выбранный формат общения – самый продуктивный, так как он позволяет представителям разных христианских Церквей «обменяться опытом в той сфере, где между нами существует единство». Оказание помощи людям, которые сейчас находятся на фронте, и тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию, для всех христиан является важным, потому что «оно основано на учении Христа и христианской нравственности». Иеромонах Марк отметил, что в своей работе наши общины используют разные методологии, поэтому так важно делиться своим опытом и наработками, чтобы послужить общей пользе, чтобы наше общество стало лучше и приблизилось к христианским ценностям.

Джованне Парравичини.
Джованне Парравичини

Одной из первых слово было предоставлено научному сотруднику культурного центра «Покровские ворота» Джованне Парравичини. Свое выступление она посвятила рассказу о деятельности центра «Покровские ворота». Созданный совместно представителями православного и католического духовенства, центр начинал свою деятельность с издания книг. «Но когда мы увидели, что рынок духовной литературы уже переполнен, то стали искать новые направления в своей работе, – рассказала Джованни Парравичини. – И поняли, что важно помогать установлению правильных отношений между обществом и верой, способствовать диалогу между разными конфессиями. Так мы пришли к культурной деятельности».

Каждый год в культурном центре «Покровские ворота» проходят десятки мероприятий самой разной направленности. В первую очередь, это мероприятия христианского характера, встречи и круглые столы, на которых обсуждаются вопросы философии, литературы, искусства. Одно из недавних мероприятий было посвящено духовному наследию священника Александра Меня.

Теме формирования и распространения благотворительных организаций «Каритас» посвятил свое выступление руководитель Миссионерского отдела Майкопской и Адыгейской епархии иерей Сергей Малышев. Он подробно рассказал, как возникла сеть международных католических организаций «Каритас» («милосердие»), ориентированная на социальную и гуманитарную помощь. По словам отца Сергея, опыт «Каритас» может быть полезен и для православной благотворительной деятельности в России, и потому так важно внимательно изучать опыт гуманитарной работы этой организации, которая осуществляет свое служение с XIX века.

Иерей Сергей Малышев.
Иерей Сергей Малышев

Эту же тему продолжила Елена Посланчик, директор Каритас Римско-Католической архиепархии Божией Матери в Москве. В частности, она рассказала о помощи бездомным, которую их организация осуществляла совместно с добровольческим движением «Даниловцы» и обществом «Милосердие»: они снабжали бездомных едой, одеждой, селили людей в гостиницы… «Во время пандемии мы совместно с другими конфессиями еженедельно снабжали 200 человек продуктовыми наборами, – рассказала Елена Посланчик. – Собирали для них одежду, показывали им фильмы на христианские темы, помогали с ночлегом. Вместе с «Милосердием» мы также оказывали помощь нуждающимся женщинам, помогая им устроиться в «Дом мамы». С апреля 2023 года начал работать наш главный проект – помощь беженцам с Украины. Мы оказываем им юридическую, медицинскую и психологическую помощь; в 2024 году 445 человек получили ее в нашей организации».

Рауф Галлямов.
Рауф Галлямов

Об опыте взаимодействия религиозных объединений с вооруженными силами РФ рассказал пастор Церкви христиан веры евангельской «Благая весть» Рауф Галлямов, который также является экспертом Комитета по обороне Госдумы РФ. Его выступление было весьма эмоциональным, поскольку по роду деятельности ему часто приходится ездить на передовую и общаться с военнослужащими и жителями, оказавшимися в зоне боевых действий. «В период СВО приходится встречать много людей, нуждающихся и страдающих. Дети остаются без родителей, родители теряют детей, многие люди – без крова. Наша задача – принести всем нуждающимся слово Божие и какую-то материальную помощь. За два года мы доставили 180 тонн продовольствия, накормили несколько тысяч детей, установили в зоне военных действий пять молельных домов, привезли сантехнику и отопление, потому что люди там нуждается в тепле. Мы стараемся помочь всем, чем можем. Через участие в военных действиях человек быстрее приходит к Богу».

Алексей Алексеевич Борисов.
Алексей Алексеевич Борисов

Сложной теме реабилитации участников СВО посвятил свой рассказ руководитель реабилитационного отделения медицинского центра «Спас» в Калужской области, ведущий психолог Алексей Алексеевич Борисов. Его доклад так и назывался – «Общинный опыт реабилитации и ресоциализации комбатантов».

Центр «Спас» еще в 90-е годы активно помогал людям, страдающим различными видами зависимости: алкоголизмом, наркоманией, лудоманией. Начиная с чеченских кампаний, в центр «Спас» стали поступать люди, страдающие посттравматическим синдромом. «А когда началась СВО, многие наши подопечные отправились в армию, – рассказывал Алексей Алексеевич. – Кто подписал контракт, кто – добровольцем. И с передовой к нам в центр стали приходить воины, возвращающиеся с СВО. Возникло много работы с посттравматическим синдромом. Но, слава Богу, в нашем медицинском центре трудятся очень хорошие и опытные психологи, которые понимают, как помочь людям, пережившим тяжелые испытания».

В своем выступлении Алексей Борисов подробно описал проводимую в центре «Спас» реабилитационную работу с комбатантами. Для них создается специальная закрытая терапевтическая среда. «Человек попадает в общий для всех распорядок дня, где есть утренняя и вечерняя молитвы, участие в церковных таинствах, – пояснял Алексей Алексеевич. – Плюс к этому постоянная психологическая помощь – индивидуальная и групповая. Ведь ситуация с этими людьми весьма непростая: кто-то не спит, кто-то кричит, кто-то постоянно молчит. Бывает, человек говорит, что у него всё хорошо, а в голове у него одна война. В нашем центре «Спас» люди с посттравматическим синдромом могут находиться от месяца до полугода в зависимости от тяжести их состояния. А тем, кто сейчас сражается, мы стараемся помогать чем можем: плетем сети и отправляем на фронт, посылаем гуманитарную помощь и, главное, молимся за них».

О своем опыте помощи людям, попавшим в зону гуманитарного бедствия, рассказал и руководитель социальной службы Церкви адвентистов седьмого дня Александр Владимирович Леухин. Свое выступление он посвятил рассказу о деятельности общественной благотворительной организации АДРА (Адвентистское агентство помощи и развития). «АДРА – это вызов тем бедствиям, с которыми сталкивается общество, – пояснил Александр Владимирович. – Миссия АДРА – служить людям, чтобы они жили так, как задумал Бог. Основное наше направление – социальная и гуманитарная помощь тем, кто пострадал от природных катаклизмов и военных действий и оказался в тяжелом положении. По сути, мы делаем то же, что и Красный Крест, только при этом опираемся на Церковь».

Рауф Галлямов.

Александр Владимирович рассказал о помощи, которую АДРА оказала людям, попавшим в бедственное положение во время наводнения на Южном Урале и в Сибири. Еще прежде, чем государственные службы стали им помогать, сотрудники АДРА организовали в зоне бедствия пункты раздачи воды и места временного проживания для тех, кто в результате наводнения потерял свой кров, помогали деньгами. В Курскую область сотрудники АДРА отправляли фуры с продуктами, одеялами, подушками и раскладушками. «Сейчас наши новые проекты – это помощь нуждающимся в Донецкой и Луганской областях, – пояснил Александр Леухин. – Помимо раздачи продуктов, мы обучаем взрослых и детей, как оказывать первую медицинскую помощь, остановить кровотечение, сделать перевязку, спасти от заражения. Наш новый проект на 2025 год – «Церковь, готовая к бедствиям». Поэтому мы считаем, что должны проводить тренинги в зоне военных действий и обучать людей, как самим спастись, помочь друг другу и как взаимодействовать с органами власти».

Еще один представитель Церкви адвентистов седьмого дня Даниил Дударев в своем выступлении, которое называлось «Гуманитарная помощь Донбассу», вкратце рассказал о том, что им удалось сделать: привезти жителям воду, а детям Луганска и Донецка – подарки. Помимо этого, тонны теплых вещей и продуктов питания пасторы ЦАСД привезли в Курскую область и раздали нуждающимся жителям.

Тамара Вадимовна Царёва.
Тамара Вадимовна Царёва

С особым интересом и вниманием участники круглого стола выслушали выступление руководителя Редакционно-издательского отдела Института этнологии и антропологии РАН, кандидата исторических наук Тамары Вадимовны Царёвой. Она рассказала о своей поездке по территориям Донецкой области и, в частности, в Северодонецк, которая была организована при поддержке двух Синодальных отделов Русской Православной Церкви – Отдела по взаимоотношениям с вооруженными силами и правоохранительными органами и Отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Во время своей экспедиции она изучала деятельность церковных общин в период военных действий.

«Деятельность религиозных общин необычайно важна для солидаризации общества, – подчеркнула Тамара Вадимовна. – Люди, находясь в бедственном положении, ищут помощи именно в религиозных общинах. Северодонецк раньше был пророссийским городом, сейчас ситуация изменилась: многие жители не определились со своей принадлежностью. С точки зрения религиозной общинности, ситуация там очень непростая: многие священники уехали, и на два-три храма приходится один священник».

Как рассказала Тамара Царёва, она проводила опросы среди жителей, чтобы понять, как они относятся к деятельности Церкви. Судя по результатам опроса, жители Северодонецка не понимают, от какой Церкви они получают помощь. «Со слов жителей, наибольшую помощь они получают от протестантов, – заметила Тамара Вадимовна. – На мой вопрос: «Откуда вы знаете, что это протестанты?» они говорят, что очень легко их распознать: ежедневные горячие обеды, всем раздаются Библии, проводится общая молитва. Так делают протестанты. А вот когда помощь оказывает Русская Православная Церковь, люди не могут ее идентифицировать. При этом в Северодонецке, который является административным центром Луганской области, очень не хватает духовной поддержки и слова проповеди, исходящего от Русской Православной Церкви. И, я считаю, что надо что-то менять. Пусть даже наклейки делать на пакеты с продуктовой помощью. Я встречалась с представителями Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению и всё это им рассказала».

По словам Тамары Царёвой, подобной проблемы нет в Мариуполе. Там иные сложности. В частности, все находящиеся там церкви заняты вопросами регистрации. Кроме того, в городе много лежачих больных, за которыми нужен уход. «В Мариуполе очень необходимо пастырское слово, – подчеркнула Тамара Царёва. – В городе я встречалась с пасторами общины «Сердце Давида». Это супруги-волонтеры, которые получили благословение на пастырскую деятельность. По их словам, с каждым днем всё больше и больше людей приходят в Церковь, и всем им необходимо слово проповеди. Эти болевые точки Русской Православной Церкви необходимо знать».

Иерей Михаил Гусев.
Иерей Михаил Гусев

Совсем иную тему поднял клирик храма преподобного Иосифа Волоцкого в поселке Развилка Подольской и Люберецкой епархии иерей Михаил Гусев. Тема его доклада звучала так: «Взаимодействие священника и психолога в окормлении пожилых людей в домах-интернатах».

Говоря о проблемах окормления пожилых в интернатах, отец Михаил отметил, что самая большая трудность заключается в нехватке времени: «Мы не успеваем окормлять всех пациентов, которые нуждаются в нашей духовной поддержке. Из-за этого часто у них возникают обиды. Любому коммерческому пансионату для пожилых рано или поздно придется столкнуться с этой дилеммой: либо забота о пациентах, либо выгода. Кроме того, настоящий психолог, который занимается социальным служением, должен быть верующим, неравнодушным и любить близких. И надо помнить: особая специфика наших пожилых пациентов заключается в том, что они не могут ждать».

Екатерина Евгеньевна Целоухова
Екатерина Евгеньевна Целоухова

Отец Михаил подчеркнул, что социальная работа с пожилыми требует внимательного отношения к каждому. Но в современном мире православный человек слишком занят различными обязанностями, и ему просто не хватает времени на внимание к старикам. Рассказывая о том, как их храм окормляет частный дом-интернат, иерей Михаил Гусев подчеркнул, что каждое посещение священником интерната должно быть праздником для пациентов.

В завершение работы круглого стола выступила руководитель Департамента по связям с общественностью Российского объединения Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Екатерина Евгеньевна Целоухова. Ее выступление было посвящено профилактике подростковой преступности. Прежде всего, она заметила, что преступность в нашей стране сильно помолодела, и сегодня Россия занимает первое место по подростковым суицидам и алкоголизму, – только 4% старшеклассников не пробовали алкоголь. Описывая ситуацию с подростковой преступностью, Екатерина Евгеньевна назвала ряд причин: легкий доступ в Интернет, контент которого направлен на разрушение; недостаток нравственного воспитания в семье; неполные и неблагополучные семьи; стремление через преступление завоевать авторитет в своей среде. «Многие подростки первые преступления совершают именно в семье, – заметила Екатерина Евгеньевна. – Это их месть родным за плохое отношение и небрежное воспитание. Нужна совместная работа Церкви и общества с неблагополучными семьями. Нужно, чтобы священник помогал родителям формировать правильное мировоззрение. Религиозным организациям просто необходимо работать с подростками. Ведь у нас общая цель – спасение будущих поколений и служение нашему обществу».

Рауф Галлямов.

Как показал прошедший круглый стол, в вопросах социального служения религиозных общин еще очень много нерешенных вопросов, и поэтому представителям различных христианских конфессий надо чаще встречаться и обмениваться своим таким разным, но бесценным опытом.

 

Петр Селинов


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!