Молитва помогает лечить душевные недуги

22 и 23 ноября, в Отделе внешних церковных связей Русской Православной Церкви  проходила VI Международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных». В шестой раз в стенах Данилова монастыря собрались священники, ученые и врачи-психиатры, чтобы обсудить важную тему пастырского окормления людей, страдающих душевными расстройствами. В этом году вопросы, обсуждаемые на конференции, касалась возрастных аспектов психических расстройств.

Широка была географическая представленность выступавших: врачи и священники из России, Италии, Германии, Индии, Эфиопии, США, Швейцарии. Большим оказался и круг медицинских и исследовательских учреждений, приславших своих представителей на эту конференцию: Московский «Научный центр психического здоровья», Томский государственный университет, Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко, Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им В.П. Сербского, РНИМУ им. Н. И. Пирогова, Московский государственный медико-стоматологический факультет им. А.И. Евдокимова, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, индийский государственный медицинский колледж Коттаяма.

Сомодераторами на конференции традиционно выступали митрополит Сергий и заместитель директора «Научного центра психического здоровья» Василий Глебович Каледа.

Как уже говорилось выше, на конференции обсуждались самые разные вопросы душевного здоровья: проблема депрессии у пожилых и профилактика деменции глазами священника и врача; влияние семейных конфликтов на психическое здоровье подростков и причины суицидальных кризисов в подростковом возрасте; психологические свойства веры и влияние молитвы на психическое здоровье…

  • VI Международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных».
  • VI Международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных».

Для того, чтобы читатель смог представить себе круг обсуждаемых тем, коротко осветим некоторые выступления второго дня. Познакомиться с более полным обзором конференции можно на сайте Отдела внешних церковных связей.

Так, профессор из Университета Святой Троицы Патриархата Эфиопской Православной Церкви Тевахедо Абба Хайлегебриэль Гирма свое выступление посвятил влиянию духовной жизни на психическое здоровье и тем исследованиям, которые ведутся в этой области. По его словам, вовлеченность в духовную жизнь способствует укреплению душевного здоровья, помогает бороться со страданиями, дает утешение и силы в кризисных ситуациях. Духовная жизнь, по мнению профессора Гирма, включает в себя религиозные практики, чтение Библии, молитвы. «Духовность молитвы… – наиболее эффективный метод для преодоления душевных болезней, – подчеркнул Абба Хайлегебриэль Гирма. – Вторая важная составляющая в этой борьбе – это поддержка общины». Как отметил профессор Гирма, именно принадлежность к духовной общине может дать человеку наибольшую поддержку. И, наконец, третьим важным инструментом борьбы с психическими страданиями профессор Гирма назвал чувство прощения. «Христос учит нас, что прощение необходимо нам всем как для духовного, так и для душевного исцеления, – подчеркнул он. – Прощение, наравне с молитвой, чтением Библии и духовными практиками активно способствует снижению уровня тревожности, нервозности и способствует улучшению духовного здоровья».

Проблеме просвещения в вопросах психического здоровья в коптской общине посвятил свое выступление пресвитер церкви Святой Девы Марии в Лос-Анджелесе Джеймс Солиман. Свой рассказ он начал с цифр, сообщив что в США 1 из 5 человек страдает психическим расстройством, а 1 из 24 – можно ставить диагноз серьезного заболевания, типа шизофрении.

Отец Джеймс поведал участникам конференции, что многие коптские христиане вынуждены эмигрировать из Египта и перебираться в США не по своей воле. Многие из них, еще будучи на родине, вынуждены скрывать свои психические заболевания, чтобы не подвергаться дискриминации, потому что в Египте христиане сталкиваются с различными барьерами, которые не позволяют им обратиться за психиатрической помощью. Коптские семьи часто скрывают информацию о своих родных, страдающих психическими заболеваниями, чтобы семья не подверглась стигматизации. По словам Джеймса Солимана, в коптских религиозных общинах люди считают, что психические заболевания являются беснованием, попущенным человеку за грехи. И из-за этого к таким больным относятся негативно.

Перебираясь в США, копты и на новой родине сталкиваются с многочисленными барьерами, которые мешают им в лечении душевных расстройств. «Многие в коптской общине считают, что молитвы и поста достаточно для исцеления от психических расстройств, – заметил отец Джеймс Солиман. – И потому не обращаются к врачам за профессиональной помощью. При этом, как показывают исследования, выходцы с Востока страдают психическими болезнями в два раза чаще, чем иммигранты из Европы или так называемые белые, родившиеся в США. Находясь в Америке, копты даже не знают о существовании специальных служб психиатрической помощи, а те, кто знает, боятся туда обращаться. При этом сами верующие не понимают разницы между психологами и психиатрами».

  • VI Международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных».
  • VI Международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных».

Иммигранты продолжают испытывать страх стигматизации – считают, что, если они сообщат кому-нибудь о своем психическом заболевании, их вышлют на родину. Обратиться за помощью коптам, по мнению Джеймса Солимана, мешают также языковой и финансовый барьеры. Без знания языка, они боятся общаться с врачами-психиатрами. Кроме того, они не понимают, как в Америке работает система медицинского страхования и какими правами обладают иммигранты.

Подводя итог своему рассказу о проблемах коптов, отец Джеймс Солиман подчеркнул, что в подобной сложной ситуации крайне важно активное участие в религиозной жизни коптской общины, поскольку вера придает человеку силы и помогает облегчить стресс.

Теме психологической нагрузки в семье, где кто-то из членов страдает от психического расстройства посвятил свое вступление директор психиатрической больницы № 1 в Бергамо (Италия), доктор медицинских наук Эмилиано Монзани. Он коснулся сложного и в то же время важного момента – как должна вести себя семья, если один из родственников страдает психическим заболеванием. Препараты – препаратами, врачи – врачами, но на семью ложится очень большой груз психологической ответственности.

По мнению доктора Монзани, именно поддержка семьи может способствовать реабилитации больного. Описывая схему совместных действий психиатра и семьи больного, Эмилиано Монзани использовал термин «семейное вмешательство». Врачу, прежде всего, необходимо рассказать членам семьи, что испытывает их близкий родственник. «Это крайне важно, – подчеркнул доктор Монзани. – Не имея подробной информации о болезни, члены семьи будут бояться и избегать своего родственника, а это, в свою очередь, может вызывать у него чувство агрессии. Врачу надо сделать так, чтобы в семье как можно больше знали о болезни. Надо научить родственников, как успокоить своего близкого, когда он находится в состоянии кризиса, и как оказать ему максимальную эмоциональную поддержку».

По словам доктора Монзани, родственники часто не обращают внимания на поведение близких или неправильно оценивают его, особенно когда речь идет о подростках: семья может ошибочно считать, что такое поведение является следствием подросткового кризиса – мол, вырастет, и всё наладится. «Потому так важно, чтобы семья и врач работали рука об руку, – заметил доктор Монзани. – Правильное семейное вмешательство поможет самим членам семьи избежать стрессов и в то же время, обладая необходимой информацией и зная, как вести себя в состоянии кризиса и ремиссии, члены семьи смогут оказать такую эмоциональную поддержку родственнику, страдающему психическим заболеванием, какую он не сможет получить ни от кого».

О положительном влиянии духовной жизни на человека, страдающего психическим расстройством, поразмышлял в своем докладе клирик храма святителя Иоанна Крестителя села Ариндж Котайкской епархии Армянской Апостольской Церкви, иерей Смбат Саргсян. По его собственному признанию, до того, как стать священником, он учился на психиатра, и полученные им знания пригодились в служении. Поэтому, по его мнению, многое может зависеть от священника, который окормляет человека с психическим расстройством. «Здесь важно всё, – заметил иерей Смбат Саргсян. – И как можно большее нахождение священника рядом с больным, и увещевание, и совместные молитвы, и его воцерковление, и приобщение к покаянию».

Поскольку, по словам отца Смбата, причиной духовных болезней человека нередко являются его страсти, священник, воздействуя на человека через его веру, может способствовать лечебному влиянию на психику больного. «Страсть – это болезнь души, в основе каждого психического состояния лежит какая-та страсть, – подчеркнул иерей Смбат Саргсян. – Страсти вызывают эмоциональные расстройства, нарушают мышление человека, восприятие им действительности. А через приобщение человека к вере, через Исповедь и Причастие священник может помочь больному в его борьбе со страстями».

Говоря об окормлении больных разных возрастов, иерей Смбат Саргсян особо подчеркнул необходимость предельной заботы и внимания в общении с детьми и подростками. С ними необходимо, прежде всего, подружиться, заметил священник, а после стать для них авторитетом. В общении со взрослыми, и особенно пожилыми, следует проявлять большое терпение и максимальную эмпатию.

Завершая свое выступление, отец Смбат Саргсян рассказал о наиболее типичных ошибках, совершаемых священниками, которые общаются с людьми, имеющими психические заболевания. «Наиболее типичная ошибка – это непрофессиональный подход, незнание священнослужителем психиатрии или отрицание ее, – заметил иерей Смбат Саргсян. – Важно понимать, когда заканчиваются возможности священника и когда следует направить прихожанина к врачу. Другая типичная ошибка – когда священник забывает о больном. Люди, имеющие психические проблемы, нуждаются в регулярном общении, а потому священник должен постоянно поддерживать связь и дружбу с больными, которых он окормляет. Психическое заболевание – это крест, порой очень тяжелый. И Господь посылает помощников. Духовная жизнь – путь в духовное отечество. Но, как известно, дорогу осилит идущий, надо только идти, а не стоять на месте».  

Суицидальным проблемам в жизни подростков посвятил свое выступление старший научный сотрудник отделения суицидологии Московского НИИ психиатрии, кандидат медицинских наук Геннадий Сергеевич Банников. Он начал со статистических данных, отметив, что в наши дни, если смотреть с позиции суицидальных действий, соотношение мальчиков и девочек примерно равное. Если раньше девочки подростки чаще обращались за помощью, то теперь чаще суицид совершают мальчики.

  • VI Международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных».
  • VI Международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных».

Описывая факторы, толкающие подростка к суицидальному поведению, Г.С. Банников, прежде всего, указал на семью. «Недопонимание между родителями и подростком, когда их воспитанием никто не занимается, может стать толчком к суициду, – пояснил Геннадий Сергеевич. – То, что для взрослого, может быть пустяком, для подростка является жизненно важным. Подросток, когда находится в кризисе, иначе смотрит на жизнь: если в норме ценность жизни высокая, то в состоянии кризиса ее ценность невелика».

Геннадий Банников подробно описал, как можно понять, что подросток находится в кризисном состоянии: «В эмоциональном плане – это страдания, тревога, подавленность или ненависть. Причем ненавидеть подросток может как других людей, так и себя. Он может чувствовать себя истощенным, ощущать телесные боли. И на этом фоне у него вырабатывается неспособность перерабатывать информацию. Подросток как бы говорит сам себе: «Не пойму, что делать, не знаю, к кому обратиться». В его сознании возникает так называемое тоннельное мышление, и ему видится только один выход – суицидальный».

Подводя итог своего выступления, Геннадий Банников добавляет, что не существует какого-то единого портрета суицидального подростка. Есть разные типы, а потому и стратегии помощи различны. Главное, надо вовремя успеть пообщаться с человеком. «Хорошо, если такой подросток ходит в церковь и может пообщаться со своим духовником, – замечает Геннадий Сергеевич. – Наблюдательный духовник может тактично расспросить его о причинах кризисного состояния и порекомендовать  обратиться к специалисту. А иногда достаточно пробудить у подростка чувство надежды и прощения самого себя, и опасное напряжение спадет».

Тему душевного кризиса в жизни человека продолжила старший научный сотрудник группы по изучению особых форм психической патологии «Научного центра психического здоровья», кандидат медицинских наук Екатерина Владимировна Гедевани. Она описала кризисные состояния в различных возрастных группах, поясняя, что духовный кризис в разные моменты жизни наполнен различными смыслами. В одних случаях кризис – поворотный пункт, с которого начинается новая страница жизни, в других – ощущение душевного поражения. Именно поэтому человеку, находящемуся в состоянии кризиса, требуется постоянная забота и внимание со стороны близких. 

Екатерина Владимировна отдельно остановилась на духовной ипохондрии: она рассказала, что в этом состоянии человек очень сильно ощущает в себе отсутствие веры, и потому винит себя за это. Чувство недостаточной веры или озабоченность в том, насколько искренняя его вера, могут привести человека к духовной ипохондрии и отчаянию. Екатерина Гедевани в качестве иллюстрации описала состояние так называемой «святой анорексии», когда человек считает, что только полный пост может вернуть ему веру, и потому он полностью отказывается от еды и нередко даже воды. В итоге таких душевнобольных в состоянии полного физического истощения приходится лечить в стационаре. Рассказала Екатерина Владимировна и историю женщины, которая в состоянии духовной ипохондрии ушла в монастырь, и это в итоге привело к тяжелым последствиям и для нее самой, и для ее близких, и даже для насельников этой святой обители.

Интересное выступление, посвященное влиянию молитвы на психическое здоровье, удаленно представил директор Комиссии церквей по вопросам здоровья и исцеления Всемирного Совета Церквей из Женевы д-р Манош Куриан. Он рассказал об исследовании, в котором на протяжении 15 лет анализировались состояния более тысячи людей, посещавших религиозные собрания и активно практикующих молитву. По мнению господина Куриана, существует прямая связь между духовной жизнью, душевным здоровьем и молитвой. «Молитва и религиозная практика вместе помогают справляться с душевными недугами, заметил Манош Куриан. – Потому так важно сочетание чтения Священного Писания с соблюдением поста, общением с братьями по вере, служением и милостыней. Молитва – это самая важная форма общения с Богом, которая позволяет нам выразить Ему свою благодарность. Но молитва еще и образ жизни. Беседуя с Богом, мы должны научиться смирять свое сердце».

Д-р Куриан, говоря о молитве, сослался на мнения святителей: Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Игнатия Антиохийского (Богоносца), Климента Александрийского… Он подчеркнул, что Сам Христос указывал на огромное значение в жизни человека молитвы как жизненно важной преобразующей практики следования воле Бога.

В своем выступлении, опираясь на Евангелие, Манош Куриан определил несколько ключевых требований к молитве: «Молитесь искренне, а не напоказ. Молитесь уединенно. Используйте в молитве простые слова. Помните, что «Отче наш» – образец молитвы покорности Божией воле. Будьте настойчивы в молитве. Молитесь о прощении и примирении. Что ни попросите в молитве, дано будет. Молитесь об исполнении воли Божией, а не своих желаний. Молитесь за других. И помните, что Христос говорил о силе совместной молитвы».

 «Все виды молитвы положительно влияют на психологическое состояние человека, способствуя облегчению депрессии и уменьшая тревогу, – заметил д-р Манош Куриан. – Поэтому молитву надо регулярно практиковать для улучшения психофизического состояния человека».

…Два дня продолжалась Международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных». Ее участники представили более трех десятков докладов. Много актуальных тем, проблем и вопросов обсуждалось врачами, учеными, священниками. Но в этой области еще многое предстоит сделать и обсудить. Главное, что такие встречи проходят регулярно, что существует правильный диалог между Церковью и наукой, Церковью и обществом. И в течение последних лет этот диалог расширяется, привлекая все больше специалистов, научно-исследовательских и медицинских учреждений, с одной стороны, и церковных деятелей, с другой, которые готовы в этом диалоге участвовать.

Петр Селинов


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!