Диалог Церкви и медицины в вопросах душевного здоровья человека

«Попечение Церкви о душевнобольных людях: эмоциональные расстройства в практике пастыря, врача-психиатра и психолога» – эту особенно актуальную сегодня тему обсуждали на секции, которая проходила на территории Данилова ставропигиального мужского монастыря, в конференц-зале Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата в рамках XXXII Международных Рождественских образовательных чтений.

Мировое сообщество обеспокоено тем, что количество психических и душевных расстройств неумолимо увеличивается.
Каждый год священнослужители из разных епархий Русской Православной Церкви, которые занимаются душепопечением, ведущие специалисты в области психиатрии и психотерапии, врачи встречаются, чтобы обсудить вопросы сотрудничества и методы работы с психически нездоровыми людьми.

 .

По традиции с вступительным словом ко всем участникам встречи обратился председатель секции митрополит Воронежский и Лискинский Сергий.

«Современный человек живет в информационном пространстве, интенсивность которого постоянно растет. Объемы информации, высокие темпы ее подачи оказывают сильное воздействие на психическое состояние людей, – отметил владыка Сергий. – Неслучайно в пастырской и медицинской практике все чаще приходится наблюдать у людей эмоциональные нарушения: тревогу, апатию, внезапную смену настроения, дисфорию [1], подавленность и другие проявления эмоциональных расстройств. Все они выводят человека из душевного равновесия, омрачают его жизнь».

По мнению владыки, к психическим срывам, которые в дальнейшем порождают целый комплекс негативных эмоций и привычек, приводит утрата традиционных христианских ценностей, пресыщение ненужной информацией. В сознании человека нет ясных ориентиров, которые помогут понять пользу или вред для внутреннего мира от поступающих сведений, негативных фактов.

Возрастающее желание получить как можно больше чувственных удовольствий  и как можно свободнее выразить свои эмоции приводит к деградации духовной жизни, провоцирует противоправные действия.

В то же время, заметил митрополит Сергий, к потере искренних отношений с людьми и утрате способности понимать окружающих приводит сокрытие человеком своих истинных чувств и притворная эмоциональная сдержанность.

В итоге именно неутвержденность в добре и эгоизм влекут за собой расстройство эмоционального состояния человека.

Получается, что между увлеченностью греховными привычками и их пагубными последствиями для физического здоровья существует тесная связь.

Церковь призывает человека освободиться от греховных зависимостей и способствует созданию условий для оздоровления его личной, семейной и общественной жизни.

Митрополит Сергий процитировал великого учителя Церкви святителя Иоанна Златоуста: «Освобождают от болезни не крепость и здоровье тела, а добродетели духа и правильный порядок жизни» и пояснил: «Мы постоянно видим, что выдающимися людьми становятся не крепкие телесной силою, но великие душевной добродетелью».

Архипастырь также отметил, что сегодня рассмотрение проблем морали и нравственности трансформировалось в обсуждение эмоциональных проблем и поиск способов преодоления тревог и негативных переживаний. По словам митрополита Сергия, «эмоциональный комфорт зачастую воспринимается как смысл человеческой жизни, а его достижение – как альтернатива христианскому пути спасения. В этом случае перед врачом-психиатром и психологом ставится духовно гибельная задача: помочь пациенту преодолеть укоры совести и искать удовольствий, невзирая на нравственные принципы. Однако с такой ролью специалиста в сфере психического здоровья не согласны ни представители православного медицинского сообщества, ни верующие пациенты».

Проявления, которые святые отцы именуют «страстностью», современная наука обозначает как душевные переживания, то есть только лишь чувства. Стыд и укоры совести, которые являются даром Божиим для переживания ошибок, теперь принято называть «негативными эмоциями».

Митрополит Сергий считает, что в современной психологии и психиатрии очень заметна «тенденция сводить к минимуму негативные эмоции по поводу совершенного греха и преуменьшать значение голоса совести. Верующему человеку невозможно согласиться с использованием методик врачевания, направленных исключительно на уменьшение душевного страдания и не создающих предпосылок к отказу от греховных привычек, заграждающих человеку путь к жизни вечной. Преподобный Максим Исповедник различал два основных вида греховных страстей: страсти, вызванные стремлением к наслаждению и страсти, связанные с желанием избежать страдания. Основанием их является самолюбие, всецело противоположное любви к Богу и ближнему. Под воздействием неукрощенных страстей как положительные, так и отрицательные эмоции могут нести огромный разрушительный потенциал, становиться источником заблуждений и греховных действий, несущих гибельные последствия».

По словам владыки, на протяжении столетий вопросы душевного здоровья людей остаются в  центре внимания нравственного богословия и повседневной пастырской практики. «Без тесного взаимодействия со специалистами в сфере психического здоровья священнику порой непросто решить, когда эмоциональные нарушения являются симптомом болезни, а когда – проявлением неустройства духовной жизни!», – подчеркнул митрополит Сергий. Достаточно много примеров  показывают значительное сходство болезней душевных и духовных, а чтобы их различить, нужен комплексный подход и врача, и священнослужителя, то есть диалог Церкви и медицины в области психиатрии.

Профессор, заместитель директора ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», председатель секции Российского общества психиатров «Клиническая психиатрия, духовность и религиозность» Василий Глебович Каледа подробно рассказал об эмоциональных расстройствах в психиатрической практике, причинах и видах депрессии. Более 350 миллионов человек всех возрастных групп страдают депрессией. При этом женщины подвержены ей в большей мере, чем мужчины.

 .

У людей верующих депрессия проявляется по-разному, в зависимости от тяжести состояния. По словам Василия Глебовича, «при нетяжелой и неглубокой депрессии человек становится глубже. Как говорили наши предки, когда случалось несчастье: Господь посетил. И когда депрессия не тяжелая, человек понимает, что самое ценное – его жизнь. Человек становится ближе к Богу, испытывая особое духовное состояние.

Когда же депрессия тяжелая, то, наоборот, наступает “окамененное нечувствие” – человек теряет чувство благодати, перестает переживать духовные моменты, не может молиться, испытывает чувство богооставленности, потери веры, отчаяния и безысходности».

В самом худшем проявлении человек может дойти до идеи самоуничижения, такого чувства греховности, когда он считает себя настолько грешным, не соответствующим высоким идеалам, что недостоин жить и существовать. Самый опасный возраст, когда чаще всего случаются суициды, – с 15 до 29 лет.

Все эти болезненные состояния перечислены и изложены в документе Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви «Попечение Церкви о душевнобольных людях». Изучение их необходимо духовенству, чтобы понимать, когда же стоит направить людей с определенными проявлениями именно к психиатру.

Заместитель директора Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева (Петербург) Наталья Семёнова отметила, что последние два года государственная психиатрическая служба сталкивается с большим количеством пациентов, которые обращаются за помощью в связи с разными последствиями стрессовых расстройств. Особенно это характерно для военнослужащих, не профессиональных, а мобилизованных для прохождения военной службы.

По словам Натальи Семёновой, «пострессовые расстройства являются серьезной медицинской проблемой, влекут за собой комплекс больших проблем, связанных с физическим здоровьем, злоупотреблением психотропными веществами, сложностью взаимодействовать с различными общественными институтами, а также такие неблагоприятные социальные последствия, как безработица, склонность к криминальному и агрессивному поведению, и в том числе высокий суицидальный риск».

Работая с такими людьми, психотерапевты пытаются снизить эмоциональную напряженность, но, как заметила Наталья Семёнова, «к сожалению, на сегодняшний день наш опыт говорит о том, что такие пациенты, особенно имеющие комплексные ранения – не только душевные, но и телесные, – нуждаются в прощении и покаянии. А это то, чем врачи не занимаются. Причем характер переживаний и травмы зависит не только от того, как человек их переживает в настоящий момент, но и от тех установок, с которыми он пошел участвовать в военных действиях: выполнять свой долг, или зарабатывать деньги на контрактной службе и т. д. От всего этого тоже зависит характер протекания расстройств. Разговаривать и делиться своими душевными переживаниями с первым встречным и с «гражданскими» (теми, кто это сам не пережил) ребята не будут. А вот с военными психологами становятся более откровенными».

Наталья Семёнова уверена, что актуальна именно духовно-нравственная составляющая реабилитации, и здесь одной медицинской помощи (психотерапевтической и психологической) недостаточно.

Эту же мысль особенно подчеркнул митрополит Сергий в короткой беседе отвечая на вопрос интернет-журнала «Прихожанин»: помогают ли духовная жизнь, участие в церковных таинствах людям с душевными расстройствами.

 .
– Безусловно. Вне всякого сомнения. Конечно, если человек ничего не знает о Боге, а есть такие люди, то понятно – к нему нужен особый подход, и нужно его воцерковлять. Но насильно никто это делать не будет. Но если это человек верующий и нуждается в опеке Церкви, к нему нужно приглашать священника. Вот при Научном центре психического здоровья организовали свой храм, и там постоянно служит священник, который знает, чем живет этот центр и какие там проблемы. У больных есть доступ к храму, а у священника – к больным. Для оказания духовной помощи человеку, как правило, недостаточно разовой встречи; важно, чтобы постепенно укреплялось взаимное доверие между священнослужителем и больными, а также между пастырем и докторами. Например, такой сложный и деликатный вопрос, как подозрение на бесоодержимость является для врача пунктом преткновения и очень часто доктора не понимают, какова природа этого явления. Общение же со священником должно помочь психиатру разобраться в этой проблеме. Конечно, не каждый священник умеет правильно разговаривать с психически больным человеком. В Москве и Московской области есть несколько пастырей, которые до принятия сана были успешными врачами-психиатрами. Мы пригласили их к участию в нашей работе, и они нам очень помогают.

[1] Дисфория – заболевание, характеризующееся нарушением эмоционального равновесия:  болезненно пониженным настроением, раздражительностью, отчаянием, гневом и т. п. – Примеч. ред.

Дарья Лагутина

Фото: Воронежская митрополия


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить