Международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных» завершила свою работу

14 ноября 2018 года конференция «Пастырское попечение Церкви о душевнобольных» продолжила свою работу в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, расположенном на территории Данилова монастыря Москвы.
(Первый день работы конференции)

Открывая заседание, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий напомнил, что участники форума собрались для того, чтобы обсудить пути взаимодействия Церкви с медицинской психиатрией.

Заслуженный врач Российской Федерации, заведующий кафедрой психиатрии Военно-медицинской академии С.М.Кирова, главный психиатр Министерства обороны РФ, доктор медицинских наук, профессор, В.К. Шамрей в первой части своего доклада «Особенности душепопечения о лицах с суицидальным поведением» напомнил об отношении к самоубийцам в ветхозаветный период, а также изложил христианскую точку зрения на грех самоубийства, проиллюстрировав примерами из библейской истории и истории Российского государства утверждение о том, что народы, знавшие Единого Бога, в разные исторические периоды своего существования одинаково негативно относились к решению человека свести счеты с жизнью. Затем докладчик познакомил слушателей с основными теориями самоубийства и описал наиболее распространенные мифы о самоубийцах, которые бытуют в обществе и могут принести вред, лишив бдительности родственников человека с суицидальным поведением. Например, не является правдой то, что тот, кто говорит о желании совершить самоубийство, никогда не совершает его.

Профессор Шамрей представил вниманию участников конференции статистические данные о российских регионах, где суицид совершается наиболее часто; рассказал о мотивации тех, кто совершает попытки самоубийства; поделился размышлениями о методах профилактики суицида в нашей стране. Главный психиатр Министерства обороны также сообщил участникам форума, что в Военно-медицинской академии разрабатывается справочник-пособие о признаках суицидального поведения, который, по его мнению, необходимо будет приобрести каждому священнику.

Особое внимание докладчик уделил агрессивному влиянию средств массовой информации на формирование саморазрушающего поведения в молодежной среде. По мнению доктора Шамрея, значение религии как фактора антисуицидального поведения трудно переоценить. Голос Церкви, голос духовно здоровой общественности должен звучать в нашем обществе, воспитывая в молодых людях должное отношение к традиционным ценностям, знакомя их с понятиями греха и добродетели, добра и зла. Что же касается информационной политики государства, то она должна быть направлена на формирование мировоззрения граждан, базирующегося на истинных ценностях, так как разрушение духовных основ нашего общества является целью информационной войны, которая ведется сегодня против России.

Почетный профессор психогерантологии в Университете Саутгемптона, магистр Оксфордского университета, доктор философии Лондонского университета, член Британского психологического общества, член Академии общественных наук, доктор Питер Колеман (Великобритания) в докладе «Религиозность и психопатология в пожилом возрасте» обратил внимание собравшихся на то обстоятельство, что пожилых людей становится все больше. Доктор Колеман много лет работал в геронтологических центрах и имел возможность заметить, что спектр услуг по уходу за стариками видоизменяется, но не становится лучше. Но состояние пожилых людей действительно можно улучшить, благодаря качественному уходу за ними. Многие пожилые люди считают, констатировал профессор, что нет смысла продолжать жить. У пациентов геронтологических центров с подобным настроем наблюдается угнетенное состояние психики, ухудшается работа мозга, они страдают тяжелыми депрессиями. По мнению доктора Колемана, мы, то есть здоровые члены общества, должны помогать людям достойно встретить старость. Отсутствие ценности жизни у человека является отражением слабости духовного состояния семьи или общества, которым он принадлежит. Еще не так давно общество внимательно относилось к тому, что религия должна присутствовать в жизни пожилых людей. Правда и тогда, в силу отсутствия научных подтверждений, медики редко признавали, что она может оказывать оздоравливающее воздействие на человека. «Теперь же, - заметил профессор, - благодаря вкладу ученых, которые занимались этой проблемой, мы узнали, насколько важно доверить Богу свою жизнь в обстоятельствах, когда горе или страдания угнетают нас». Духовные убеждения оказывают положительный эффект на здоровье человека, и это подтвердили сегодня научные исследования. Проблема теперь, по мнению Колемана, заключается в том, что и в Европе и в Америке религиозность стремительно падает. В 60-х годах прошлого столетия начались изменения в обществе, по причине которых религиозность значительно снизилась. Люди в возрасте старше 80 лет, подвергают сомнению ценности, которые, которые лежали в основе их воспитания. Атеизм в западном обществе развился изнутри, и именно по этой причине, в частности, остро встала проблема эвтаназии, законодательно разрешенной сегодня в целом ряде стран. Психологическая адаптация, как показывает опыт, в старческом возрасте не приносит ожидаемых результатов. В Великобритании для облегчения состояния стариков применяются психоделические наркотики, которые якобы высвобождают сознание. И многие ученые задаются вопросом о том, какими должны быть пути решения проблем людей старше 80 лет. Игнат Петров, проводивший исследование об уровне депрессии у пожилых людей 30 лет назад и сейчас, сообщает, что он за это время поднялся в три раза. Исследуемая группа продемонстрировала высокий уровень клинического расстройства, требующий внимания со стороны врачей. Но исследования показали также, что сохранившие религиозные убеждения и выстоявшие в период репрессий пациенты имели лучшую сопротивляемость депрессии и сохранили память.

Научные наблюдения за пожилыми людьми выявили и тот факт, что старики чаще сомневаются в вере, чем молодежь. А потому, уверен доктор Колеман, пастырям нужно больше внимания уделять пожилым людям. Наиболее часто задаваемый ими вопрос звучит так: «Как мог Бог допустить все это?» И он должен со всей серьезностью восприниматься священнослужителями.

Бакалавр медицины Мадридского университета Комплутенсе, доктор медицинских наук Университета Ла-Лагуна (Испания), доктор богословия Папского университета Святого Креста, (Рим, Италия), магистр биоэтики Университета Вальядолида (Испания), почетный капеллан клиники Университета Наварры (Испания), доктор Хесус Коломбо Гомез (Испания) в своем выступлении на тему «Психические заболевания и духовная жизнь пациента: пастырское окормление душевнобольных в современной системе здравоохранения» сделал акцент на необходимости прислушиваться к советам священников всем тем, кто в силу профессии занимается душевнобольными людьми. На протяжении многих веков эти пациенты считались опасными, изолировались в домах умалишенных, больше похожих на тюрьмы, подвергались унижениям и могли рассчитывать только на поддержку семьи и благотворительных учреждений. Успехи последних лет в лечении и законодательстве привели к изменению отношения к душевнобольным. Особенно этому способствовали открытия в области фармакологии. Доктор Гомез также поделился тем, как в студенческие годы под влиянием Виктора Франкла трансформировалось его собственное отношение к лечению психически больных. Так, будучи убежденным, что единственный путь лечения - это фармакологическое вмешательство, он открыл для себя книгу «Человек в поисках смысла», где автор примерами из собственной жизни иллюстрирует утверждение: «тот, кто знает, зачем жить, преодолеет любое "как"». Виктор Франкл трансформировал психоанализ в логотерпию, основная идея которой - жизнь сама по себе имеет смысл. Это нашло подтверждение и тогда, когда доктор Гомез стал служить капелланом. «Жизнь наша всегда имеет смысл, даже если он не всегда нам очевиден», - уверен доктор. Помочь больному осознать смысл собственной жизни, смысл страдания или предложить ему этот смысл - вот задача, которая стоит перед священником и врачом, которые занимаются душевнобольными. Священник обязательно должен следовать советам психиатра, общаясь с душевнобольным, но главным для него остается забота о собственном благочестии.

Далее докладчик подробно остановился на практических аспектах душепопечительской практики, раскрыв тезис о том, что душевнобольные должны быть приняты священником с особой заботой. Очень важно также, по мнению доктора, чтобы священник рекомендовал больному выполнять рекомендации, данные врачами. Пастырям же, которые желают изменить отношение к душевнобольным, капеллан порекомендовал никогда не принимать методы лечения, несовместимые с христианством.

Детский психиатр, системный семейный/групповой психотерапевт доктор Панагиота Мама Агапиу представила вниманию участников конференции доклад на тему «Религиозность и психопатология в детском и юношеском возрасте». Напомнив собравшимся значение слова терапия, которое звучит по-гречески как касаюсь теплом, доктор выразила уверенность в том, что именно таким способом и должна оказываться больным психотерапевтическая помощь.

Один из пациентов как-то признался доктору Панагиоте: «Мои родители научили меня строить отношения с Богом посредством того, как они строили отношения с нами, своими детьми». «Он озвучил то, что мы знаем как специалисты, - сказала докладчица. - Если ребёнок считает, что родитель это строгий судия, постоянно наказывающий за какие-либо прегрешения, тогда и Бог для ребёнка будет строгим судией, наказующим и постоянно контролирующим. Если же родители имеют снисхождение и полагают какие-либо пределы свободе, заботясь о безопасности ребёнка, а не ради запрета удовольствий, тогда и заповеди Божии будут им исполняться ответственно и свободно. Принимая ребёнка с его ошибками и покрывая их, мы облегчаем ему следование по пути покаяния, поскольку он знает, что путь этот ведёт его в любящие объятия Отца».

В своем выступлении доктор подробно рассмотрела случаи, когда родители, беспокоясь о том, чтобы ребенок не нарушал заповеди Божии, не замечали его болезни или же занимали чрезмерно жесткую позицию по отношению к ребенку в то время, когда он более нуждался в помощи, нередко медикаментозной, и снисхождении.

Протоиерей Виктор Гусев, клирик больничного храма в честь иконы Божией Матери Целительница при Научном центре психического здоровья РАН в докладе «Особенности пастырского окормления больных в психиатрической клинике» особо отметил, что о подлинном психическом здоровье можно говорить только тогда, когда все три сферы человека - дух, душа и тело - находятся в гармонии друг с другом. Причем ведущей является сфера духовная. Психические же заболевания проявляются в нарушении способности человека сохранять свое внутреннее единство, свою целостность; в невозможности поддерживать оптимальный эмоциональный фон, адекватность суждений, поведения и восприятия окружающей действительности. Главной задачей священники, окормляющие прихожан больничного храма, видят в том, чтобы помогать больным «сознательно возрастать к Богу» в состоянии болезни. Целесообразность такого подхода подтвердили исследования, проводившиеся в Центре психического здоровья, которые показали, что у православных больных сохраняются состав и структура смысловой сферы, а это означает, что психически больной человек способен жить по-христиански. Главными направлениями пастырской работы отец Виктор считает: помощь больному в осознании смысла случившейся с ним болезни; поддержку больного и приведение его к благодатной помощи Божией (молитве и таинствам); а главное - пробуждение собственной активности больного человека.

Далее отец Виктор рассказал о специфических особенностях окормления душевнобольных и поделился опытом своей священнической практики, отметив, в частности, насколько важно уметь из того, что говорит человек на исповеди, выделять, что относится к болезни, а что к греховному поражению его души. По его мнению, от священника, окормляющего психически больных, требуется понимание реалий психопатологии, наличие представления о способах и характере лечения и действии психотропных препаратов, а также особая чуткость к больному и ответственность за то, как он воспринимает священническое слово.

Доктор медицинских наук, психиатр, групповой психотерапевт, богослов, в прошлом председатель и почетный член Всемирной психиатрической ассоциации (секция по религии, духовности и психиатрии) Питер Ферхаген (Нидерланды) представил собравшимся доклад на тему «Религиозные стратегии помощи психически больным». Доктор Ферхаген отметил, что психологические теории не свободны от влияния мировоззрения их авторов. Человек проживает свою жизнь в условиях «разворачивающейся теодрамы». Зная о рождении, смерти и Воскресении Христа, мы имеем возможность видеть перспективы собственного развития и смотреть на психологические недуги глазами христианина. Ученые пытаются доказать нам, что наука лишена иррационального мышления, но когда мы читаем Библию, мы понимаем, что являемся частью этого мира, и психопатология - это лишь следствие падения человека. Это означает, убежден доктор Ферхаген, что есть две основные стратегии помощи больным - это преодоление и прощение. Какое влияние ситуация оказала на человека и как он на нее ответил? Внимательное слушание позволяет психотерапевту поддержать жизнестойкость больного. Доктор также привел результаты целого ряда исследований, подтвердивших положительную роль духовных практик в выздоровлении пациентов.

Психиатрия должна быть включена в курс обучения священнослужителей, уверен доктор. Но и психиатры, в свою очередь, должны понимать, что современное общество развивается как многокультурное и многоконфессиональное. В некоторых странах уже сформулированы руководства для практической психиатрии, где отмечено, что психиатр вне зависимости от собственных убеждений должен с уважением относиться к вере пациента и его родственников. По мнению докладчика, будущее психиатрии принадлежит гармонии веры и профессионализма.

Кандидат философских наук (Папский Григорианский Университет Рима), преподаватель Католической Высшей Межепархиальной духовной семинарии в Караганде (Казахстан), доктор богословия (Лювлин, Польша) священник Александр Посацкий, выступая по теме «Психотерапевтические практики или оккультистские инициации? Практики психотерапии, не совместимые с христианским мировоззрением», выразил опасение, что философская концепция материализма в настоящее время продолжает доминировать в науке. Однако лечение, базирующееся на какой бы то ни было концепции, не должно мешать спасению души больного. Подмена понятий в научном знании нередко скрывает реальную сущность той или иной теории. Так, ложное понимание Бога обязательно принесет свои плоды в виде болезни. А грехи против первой заповеди (гордыня или идолопоклонство) могут стать причиной одержимости. Считать себя Богом очень опасно, как опасно и менять значение прихода Спасителя для человечества. Не меньшую опасность представляют сегодня, по мнению доктора богословия, и психокульты, которые широко распространены в среде психологов и психотерапевтов.

Люди ищут быстрого решения проблем, однако, многие психологические теории требуют коррекции. Наука должна соблюдать границы своей компетенции. Исследуя душу и тело, ученым надо понимать, что душа и тело являются лишь частями целого. Дух же, как главная составляющая человека, остается тайной, и не поддается научному познанию. Но именно на духовном уровне происходит общение человека с Богом.

В завершение конференции митрополит Воронежский и Лискинский Сергий поблагодарил собравшихся за предпринятые труды и напомнил, что форум проходил в рамках работы Межсоборного присутствия.

От лица собравшихся митрополиту Сергию выразил благодарность за возможность обсудить важнейшие проблемы помощи душевнобольным протоиерей Алексий Бабурин. Отец Алексий также поблагодарил председателя Отдела внешних церковных связей, митрополита Волоколамского Илариона и организаторов конференции и выразил надежду на то, что доклады участников форума будут опубликованы и с их содержанием смогут познакомиться все желающие.


 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить