Попечение Церкви о душевнобольных

13–14 ноября 2018 года на территории Данилова ставропигиального мужского монастыря состоялась международная конференция, посвященная теме «Попечение Церкви о душевнобольных». Таким увидел первый день работы конференции корреспондент интернет-журнала «Прихожанин» Данилова монастыря.
(Второй день работы конференции)

Конференция, проходившая по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, была организована Комиссией по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия, Отделом внешних церковных связей (ОВЦС) и Воронежской митрополией при поддержке международного фонда «Помощь Церкви в нужде» (Kirche in Not). В работе форума приняли участие священники, психиатры и эксперты из России, Белоруссии, Казахстана, Румынии, Греции, Нидерландов, Испании, Великобритании, Италии, с Кипра.

Модератором конференции стал митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, руководитель рабочей группы профильной комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, которая в настоящее время трудится над документом, посвященным теме пастырского окормления душевнобольных.

С приветственным словом перед собравшимися выступил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. «Даже за посещение больного Господь приводит человека в Царствие Божие, а если он не только посещает, но и работает с больными, то награда его еще более высока», – заметил владыка Пантелеимон. Он вспомнил, как сам в юные годы несколько месяцев работал санитаром в психиатрической больнице, и подчеркнул: «Более трудного времени в своей юности даже не припомню».

Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон

Преосвященнейший Пантелеимон также отметил, что ритм жизни, удаленность человека от Бога и природы способствуют развитию психических болезней, и потому проблема, которая обсуждается на конференции, с каждым годом становится всё острее. Более 25 лет наша страна живет в условиях свободы, возможной стала проповедь Евангелия и взаимодействие Церкви и медицины. И очень знаменательным, по словам епископа Пантелеимона, можно считать тот факт, что первым новым храмом, который появился в этих условиях, стал храм в психиатрической больнице – в Научном центре психического здоровья. «Это знак внимания и понимания того, что психиатры должны взаимодействовать с Церковью». В заключение владыка подчеркнул: «Очень важно, чтобы эта конференция помогла священникам с пониманием относиться к рекомендациям врачей, а врачам – с уважением и пониманием относиться к священникам и видеть в священнике своего союзника». По словам председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, нам надо, как это делается в ряде стран, в частности в Великобритании, развивать систему больничных капелланов, которые могли бы стать членами врачебной команды и помогать медикам в работе с больными.

Научным и по-медицински глубоким было выступление ведущего научного сотрудника Отдела особых форм психической патологии Научного центра психического здоровья РАН кандидата медицинских наук Ольги Борисовой, посвященное теме «Патологическая религиозность у психических больных». Как пояснила с самого начала Ольга Александровна, под патологической религиозностью врачи и ученые понимают психические расстройства, искажающие усвоение традиционных религиозных убеждений и ведущие к искаженной социальной жизни. Речь шла об изучении психически больных, зацикленных на различных бредовых состояниях, связанных с верой, в частности о депрессиях, связанных с идеями греховности и богооставленности.

Госпожа Борисова описала такое психическое состояние, когда больные, как правило, молодого возраста сознательно резко ограничивали прием пищи вплоть до полного отказа от еды. Они считали, что должны стремиться достичь определенного физического состояния, которое, по их мнению, должно быть у истинно верующих. Эти больные настолько зацикливались на своем весе и питании, что скрывали от близких свой настоящий вес. Они постоянно думали, что священник на исповеди мысленно осуждает их за несдержанность в еде. В итоге у таких больных наблюдалось полное истощение и социальная замкнутость.

Другие больные, которых изучала доктор Борисова, страдали угнетенным состоянием, вызванным навязчивыми мыслями о том, что Бог их оставил. Они не чувствовали радости от присутствия на службе в храме и во время исполнения молитвенного правила. Это повергало их в отчаяние, так как они считали, что Господь покинул их по причине их греховности. У таких больных появлялись мысли о никчемности дальнейшей жизни и суицидальные стремления.

Некоторые люди, страдающие психическими расстройствами, по словам Ольги Александровны, зацикливались на религиозно-бредовом поведении и в категоричной форме требовали от своих родных выполнения монашеских правил, а если эти требования игнорировались, то они устраивали дома погромы, называли родных «слугами дьявола» и не хотели даже слушать того, что им говорят священники. Иная группа пациентов была зациклена на конце света – им казалось, что они по-новому прочитали Священное Писание и только они знают то, что неизвестно никому, – о скором конце света. При этом больные соблюдали все посты, ходили на службы, исповедовались, причащались, но на исповеди не открывали священнику свои помыслы о конце света.

Были в группе исследуемых и те, кто считал себя новыми мессиями. Одни были уверены, что им предназначено изменить весь мир, другие полагали, что Господь наделил их особыми знаниями и теперь они должны исцелять окружающих; третьи страдали оттого, что, как им казалось, в них вселились либо злые силы, либо, наоборот, силы светлые – Господь или Его Ангел.

После доктора Ольги Борисовой митрополит Воронежский и Лискинский Сергий предоставил слово главному врачу комплекса Оперативной группы судебной психиатрии Отдела психического здоровья больницы Боллат (г. Милан, Италия), профессору феноменологической психопатологии в Миланском университете Бикокка доктору Марии Терезе Ферла. Она рассказала о новой модели оценки психического состояния, которую используют итальянские психиатры. Эта модель изучает три уровня человека: ум, психику и душу. Существующей медицинской науки недостаточно, по мнению доктора Ферла, для понимания состояния человека. Поэтому итальянские психиатры много внимания уделяют личностной истории пациента, его мыслям, ощущениям, интуиции и т.д. «Нам важны не просто медицинские симптомы, а знаки и символы, – подчеркнула Мария Тереза. – Их надо истолковывать через антропологическую модель понимания человеческой личности». Поэтому при лечении пациента, подчеркнула итальянский доктор, «мы должны постараться войти в душу человека, чтобы правильно понять его состояние». Это, по ее словам, новая система лечения, основанная на отношениях врача и больного, установлении связи с ним. Поэтому терапия больных, страдающих психическим расстройством, должна осуществляться через беседу с пациентом, изучение его лица, поведения – взглядов, жестов, молчания...

Доктор Мария Тереза Ферла (слева) и её переводчик

Как отметила доктор Ферла, эта методика лечения, основанная на общении, активно используется и развивается последние 40 лет и в очень многих случаях способствует исцелению самых разных психических состояний. «Лишь 25% шизофрении невозможно вылечить, – подчеркнула Мария Тереза Ферла. – В остальных случаях можно говорить о полном исцелении. При этом основа терапии с душевнобольными – беседа, основанная на уважении к пациенту». Как еще раз подчеркнула итальянский профессор психиатрии, «в основе современного лечения лежит человеческое прочтение безумия».

К особым психологическим факторам, которые должны учитывать врачи-психиатры, заметила доктор Ферла, относятся время и пространство. Так, для депрессивного больного время никогда не проходит, для человека с параноидальным расстройством время летит стремительно, а для пациента в состоянии тяжелого психоза времени не существует вовсе. То же касается и пространства. Поэтому так важно понимать, в каком времени и каком пространстве живет пациент. Ключевым моментом также является изучение чувства вины больного. Только через оценку этой вины можно правильно понять его психическое состояние. Вина в депрессиях занимает особое место, потому что в этих состояниях вина толкает больных к суициду.

Доктор Ферла отдельно остановилась на изучении семьи больного, подчеркнув, что именно кризис в семье вызывает у молодых людей различные душевные заболевания. «Поэтому мы в Италии лечим 15–16-летних подростков, которые переживают очень сильные душевные травмы из-за отношений в семье, – заметила доктор. – Благодаря этому возникла школа семейной терапии, которая занимается только лечением таких больных».

Монах Досифей (Горбачевский)

Итальянского профессора сменил магистр богословия, врач-эндокринолог, насельник румынского монастыря Раду-Воде монах Досифей (Горбачевский), который свое выступление посвятил тому, как психически больные люди воспринимают церковные таинства: Исповедь, Евхаристию и Елеосвящение. Он сообщил, что после падения коммунистического режима был подписан договор между правительством Румынии и Румынской Православной Церковью, согласно которому при каждом медицинском учреждении есть храм и священники помогают врачам своим пастырским служением. Отец Досифей в своем выступлении рассказал об опыте одного из священников Румынии отца Иустина Ниобу по окормлению душевнобольных пациентов. Одно дело, исповедовать и причащать людей физически и душевно здоровых и совсем другое – больных шизофренией, у которых часто «сознание уходит». Поэтому священникам, по словам отца Досифея, приходится проявлять большое терпение, исповедуя и причащая таких людей. «Причащать такого больного надо внимательно, – пояснил румынский монах, – так как у него могут проявляться неконтролируемые движения. Отец Иустин предупреждает, что больные шизофренией могут несознательно выплюнуть Причастие обратно в Чашу. Чтобы этого не случилось, у причащающего священника должны находиться рядом два помощника из числа верующих».

Как сказал монах Досифей, упоминаемый им отец Иустин за 24 года наблюдений говорил, что после Причастия у больного отмечаются положительные изменения: наступает улучшение в работе мышления, болезнь не прогрессирует в течение длительного периода, наступает просветление ума, возобновляются его дружеские связи, появляется желание молиться святым, совершать крестное знамение и поклоны.

Протоиерей Владимир Воробьев

Ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев свой доклад посвятил теме «Психические заболевания и одержимость». Отец Владимир отметил, что человеку не под силу познать свою душу, поэтому трудно понять, почему с ним происходят те или иные психические недуги. «И, чем глубже проникает наука в глубину человека, тем очевиднее становится эта непостижимость». Докладчик напомнил, что все люди в той или иной степени подвержены разным страстям. Эти страсти и, как их следствие, грехи негативно воздействует на сознание человека, толкая его на безумные поступки. Однако, по мнению отца Владимира, необходимо различать душевные заболевания, которые надо лечить лекарственными препаратами, и духовные болезни, когда человеком овладевают бесы. «Главное, что нужно и душевнобольному человеку, и духовно больному человеку, – это евангельская любовь, – подчеркнул отец Владимир. – Церковь – это больница, и потому туда приходит много больных людей».

Кандидат медицинских наук Григорий Копейко

С докладом на тему «Бред одержимости при психических болезнях» выступил директор по научной работе Научного центра психического здоровья РАН кандидат медицинских наук Григорий Копейко. Григорий Иванович говорил о психических расстройствах с позиции современной врачебной науки. Он заметил, что многие психические болезни имеют своего рода «маски», под которыми прячется сама болезнь. В частности, он говорил о бреде одержимости в религиозной сфере. По словам доктора Копейко, его исследовательской группе на протяжении 25 лет довелось наблюдать самых разных шизофренических больных, которым казалось, что бесы проникли в их тело. При этом, по словам доктора Копейко, больные по-разному старались бороться с «бесом, сидящим внутри»: морили себя голодом и жаждой, вызывали рвоту, ходили на отчитку к экзорцистам, совершали магические обряды, чертили круги на полу, чтобы выманить беса, или даже пытались совершать суицидальные поступки. Психиатры, отметил Григорий Иванович, называют эти состояния «галлюцинацией общего чувства», но, по сути, это – параноидальная шизофрения.

Священник Хосе Вегас

Об одержимости бесами и борьбе с ними говорил и католический священник Хосе Вегас, преподаватель Высшей семинарии «Мария – Царица Апостолов». В своем выступлении он изложил взгляд Римско-Католической Церкви на проблемы психических заболеваний и одержимости. Свою позицию он сформулировал достаточно четко: если вы верите в то, что есть Ангелы Господни, то вы понимаете, что есть и падшие ангелы – бесы, которые могут овладевать духом человека и вызывать духовные болезни. Если в это вы не верите, то все подобные состояния вы будете относить просто к психическим заболеваниям. По мнению священника Хосе Вегаса, «самый обычный и прямой путь, который дает повод дьяволу, – это контакт, активный или пассивный, с оккультным: оккультизмом, сатанизмом, спиритизмом, астрологией, магией, целительством, колдовством… Но есть и другие способы, видимо или внешне менее вредные или опасные, потому что кажутся истинными путями духовности, но которые влекут за собой большие опасности, поскольку отделяют от истинного Бога, деформируют Его истинный образ и заменяют его на безличные идеи о Боге как о положительной энергии и т.д.».

Хосе Вегас, который на протяжении ряда лет занимается экзорцизмом, говорит, что отличить психически больного от человека, одержимого бесом, можно по одному признаку – человек, одержимый злым духом, по-настоящему хочет от него избавиться, тогда как психически больной человек не хочет терять злого духа. Чтобы помочь человеку, экзорцисту необходимо сотрудничать с врачом-психиатром, который знает, где границы болезни, а где имеет место духовная одержимость.

Завершал первый день работы конференции доклад заместителя директора Научного центра психического здоровья РАН, главного научного сотрудника Отдела по изучению эндогенных психозов и аффективных состояний, профессора кафедры практического богословия ПСТГУ доктора медицинских наук Василия Каледы «Пастырская психиатрия – вызов современности (новый предмет в программе духовных школ)».

Доктор медицинских наук В.Г. Каледа

В начале своего выступления Василий Глебович привел статистические данные Всемирной организации здравоохранения: во всем мире депрессиями страдает, примерно, 9–20%, шизофренией – 1%, расстройством личности – 2% населения, а невротические расстройства встречаются у 9–10% населения. По данным Научного центра психического здоровья, в Российской Федерации в психотерапевтической помощи нуждается, примерно, 5% населения, а психические отклонения наблюдаются у 12–14%, то есть в психиатрическом лечении нуждается каждый 7–8-й человек в России.

«Часто студенты наших духовных школ, которые хотят стать священниками, не предполагают, с чем они столкнутся на приходах, – заметил Василий Каледа. – У прихожан могут быть не только духовные проблемы, но и психические. И священник должен быть готов к этим проблемам». Доктор Каледа в своем выступлении подробно рассказал о двух знаменитых людях – митрополите Антонии (Блуме) и враче-психиатре Дмитрии Евгеньевиче Мелехове, – которые внесли неоценимый вклад в формирование христианского отношения к душевнобольным. Василий Глебович особо подчеркнул, что нельзя однобоко рассматривать психологические болезни, – случай каждого больного должен быть рассмотрен как с точки зрения душевного здоровья, так и с точки зрения здоровья духовного. Поэтому врачу следует уважительно относиться к религиозным переживаниям своих пациентов.

Сегодня пастырская психиатрия преподается, к сожалению, только в некоторых учебных заведениях. Но курс этот очень важный, подчеркнул профессор Каледа, и его необходимо ввести в программу всех духовных школ. В рамках программы курса Василий Глебович вместе со студентами разбирает различные случаи реальных пациентов, чтобы, столкнувшись с подобными людьми в пастырской практике, будущие священники знали, как им надлежит поступать.

Каждый священник должен понимать, как вести себя в случае контакта с психически больным. Пастырям также необходимо уметь оказывать помощь своим духовным чадам, страдающим душевными расстройствами, и понимать, что «подобные состояния зачастую носят болезненный, а не религиозно-мистический характер... Священник должен показать своему духовному чаду, что болезнь ему попущена с определенной целью, с целью его спасения».

При этом профессор Каледа заметил, что большую помощь оказывали своим прихожанам те священники, которые не отмахивались от больных, а буквально брали их за руку и приводили к врачу-психиатру. «Недавно у меня был очень трогательный случай, – заметил Василий Глебович. – Мне позвонил священник из отдаленной епархии. Попросил о встрече и во время своего отпуска привез на консультацию одного из своих прихожан. Совершенно удивительный пастырь».

Главное, по словам профессора Каледы, чтобы «верующий человек обращался с молитвой к Врачу с большой буквы, чтобы Он послал ему для исцеления врача с маленькой буквы».

В заключение Василий Глебович заметил, что, как священникам необходимо знать основы психиатрии, чтобы они понимали, когда надлежит отправить нуждающегося в помощи прихожанина к врачу-психиатру, так и врачам в период ординатуры нужно обучаться азам религии и узнавать о роли священника в духовной помощи страждущим людям – «необходимо образовывать врачей в религиозном плане».

Уже первый день работы конференции показал, насколько важны такого рода встречи, на которых тему помощи психически больным вместе обсуждают священники и врачи. И не только обсуждают, но и намечают пути сотрудничества.

Петр Селинов


 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить