Сказка про Воробышка и Ворону
Нино Чикобава
Жил-был на свете один маленький Воробышек. Жил со всеми дружно, никого старался не обижать, с сородичами вместе клевал зернышки и крошки во дворе хозяйского дома, где родился.
Дом был большим, жили в нем и люди во главе с Хозяином, и звери, большие и маленькие, и цветы, и деревья. Воробышек был дружен со всеми обитателями большого дома: справедливой Собакой, хитрюгой Кошарой, тихоней Мышулей, жадной Крыской и сладкоголосым Кенарем. Уважал Воробышек и других обитателей, живших в хлеву и птичнике: добрую Коровушку, умного Коня, равнодушную Свинку, честного Барашка и простака Козлика и, конечно, ласковую Курочку, гордую Гусыню, важную Утку.
Иногда во дворе дома появлялись и гости со своими соседями (так их называл про себя Воробышек) – лошадками, запряженными в телегу; некоторые прибывали на больших стальных лошадях, которые страшно рычали, другие гости приходили пешком и приводили своих псов. Никто из зверей не обижал друг друга, хоть и могли покоситься на чужака.
Одним солнечным золотистым утром, когда Хозяин начал ссыпать в амбар зерно, решил Воробышек полакомиться свеженьким завтраком и прыжок за прыжком стал приближаться к дверной щели. Тут с ясеня, стоявшего неподалеку от амбара, слетела большая черная Ворона, гнездо которой располагалось недалеко от большого дома.
– Ты куда это скачешь, мелкий? – прикрикнула Ворона на Воробышка. – Не слишком ли ты быстро?!
– Здравствуйте, соседка! – робко отозвался желторотый. – Да вот, захотелось немного свежего сладкого зернышка поклевать в амбаре.
Воробышек запрыгал дальше, оказавшись почти у самой цели – заветной горы золотистого зерна.
– Заходите, соседка, Вам тоже достанется, – радушно позвал Воробей, просунув головку в дверь.
Ворона медленно протиснулась в амбарную дверь и замерла: столько богатства – и все этому олуху достанется? Да не бывать тому!
– Да знаешь ли ты, мелкий паршивец, сколько стоит это зерно? – каркнула она во все горло, чтобы побольше жителей дома услышали. – Чужое добро только собирать и умеешь, а чтобы посадить, так нет! Да тут хозяева столько труда вложили: и пахали, и сеяли, и поливали, и молотили, а ты и прискакал клевать!
– Я всего пару зернышек, соседушка, не более, – пропищал Воробышек, – меня добрый Хозяин никогда не гонит. Вот и другие скажут, – правда, соседи? – обратился Воробышек к другим птицам и зверям, подошедшим на птичью перекличку в амбаре.
– Это правда, – отозвалась Гусыня, – Хозяин добрый и щедрый.
– Воробышек лишнего не склюет, точно знаю, – гавкнула Собака.
– Он же малыш – что ты привязалась?! – проблеял Барашек.
– И мы всегда за Хозяина и Его имущество, а Он всем позволяет угоститься по совести, – поддержали Курочка и Утка.
– Да! – гаркнула Ворона вновь, – Хозяин сам знает, кому и что давать. Это Он вам в кормушки и ясли насыпает, вы же все в Его доме живете, так что тут уж ничего не попишешь. Воробьи же, мухи, мошки и мышки – воры и вредители, это все знают, так что их гнать надо!
– Не воры мы и не вредители! – вступилась Мышуля. – Мы берем малую толику, но и свою пользу приносим. Мошек и комаров любят птицы, а без мышей, моих сородичей, не было бы пищи у лис, куниц, соболей. А еще мы и крысы первыми испытываем лекарства на своей шкуре.
– Да, и без нас тоже не жизнь, – подала голос Крыска. – Кстати, если бы люди так не разбрасывали мусор, мы не пришли бы в дома!
– Да замолчи ты – сейчас как схвачу тебя, – промяукала Кошара. – Повезло вам обеим, что мы на зверином совете, а то не снести бы вам головы, грызуны и прыгуны.
– Мы все нужны друг другу – незачем ссориться, – подал голос Конь. – Нас всех Хозяин любит и жалеет, Он добрый и справедливый, всегда всем подает вовремя кусок.
– Хозяину не нужны вредители и нахлебники, Ему только полезные любимы. Вот канарейки, например, – какая от них польза? А ты Свинка, чего помалкиваешь? –продолжала Ворона рассуждать.
– Да мне-то что ввязываться! – хрюкнула Свинка. – С меня и так во все века только дурные примеры и рисуют, для этого я и нужна, наверное.
– А мы, – подхватил Кенарь, – спасли жизни стольких рудокопов и шахтеров, что вам и не снилось! Ведь именно нас, канареек, брали с собой в шахты, чтобы мы первыми почуяли запах угарного и рудничного газа и подали своим беспокойством знак человеку, что пора спасаться. А уж как мы поем...
– Предлагаю уважать друг друга потому, что нет на свете бесполезной твари, – подвела итог Собака. – И давайте слушаться Хозяина, Который за свою доброту и щедрость больше ничего и не просит.
Дверь широко распахнулась на этих словах, и в столбе света возник сам Хозяин.
– Что тут за шум и гомон? – спросил Он строго.
Хозяин взмахнул вилами, и Ворона с досадным карканьем вылетела из амбара. Так и случается с теми, кто громче всех кричит и затевает шум и драку. Мышуля притаилась под лопатой, Кошара прошмыгнула вон, а Собака чинно подошла поближе к Хозяину, зная свою работу – охранять и беречь.
Ближе к вечеру, когда стих птичий гомон и в хозяйском доме зажглись огни, Воробышек уютно примостился в своем родительском гнездышке под крышей и, распушив перышки, прочирикал: «Как здорово иногда быть маленьким и незаметным!»
– Не зря о тебе столько басен написали люди, – промяукала Кошара, обращаясь к Вороне, сидевшей на ели. – Будь ты скромнее, была бы сытой и довольной. Посмотри, как спокойно живут Воробышек и Мышуля.
– Все же мы приносим пользу, хоть нас и гоняют: умеем собирать припасы и склеивать их в шарики на зиму. Из наших припасов семена выпадают и прорастают заново, просто никто не упоминает, что мы заботимся о сохранении и умножении природы! – размышляла, нахохлившись, Ворона.
Хозяин все знает и всех замечает: не зря же Он зерно, которое просыпается с телеги, когда Он его везет, никогда не собирает – это Он заботится обо всех, кто не живет в Его доме. Всех Он любит и каждому подает по надобности: и маленькому Воробышку, и крикливой Вороне, и даже тем, о ком мы тут не вспомнили.
Фото: fotoham.ru