Дух православия и таланты одного южного города
Оксана Головко
Города – как люди. Бывает, познакомишься с кем-нибудь, нужно какое-то время общаться, по работе, например, или по личным делам, а поговорить не о чем. Еле-еле найдешь точку соприкосновения, чтоб не сидеть молча... Без особой надобности с таким человеком потом не будешь встречаться. А бывает наоборот – настолько совпадаешь по мировоззрению, что хочется обсуждать любые темы. А уж если понимаешь, что можешь многому научиться у собеседника, то всякий раз с нетерпением будешь ждать новой встречи. Вот так и с городами. Приедешь в один, вроде и с историей, а ничего не цепляет – пробежишь по музеям, восхитишься отдельными архитектурными памятниками, а возвращаться сюда специально уже и не хочется. В иной же город стоит только въехать, сделать первые шаги – и понимаешь, что он «твой», отношения сложились, и непременно постараешься вернуться в него снова.
Для меня открытием этого лета, вместившего несколько южных городов России, стал Новочеркасск. Город не изуродован перестройками, и хорошо сохранившаяся историческая среда буквально переносит в прошлое, как на машине времени.
Каждый дом хранит в себе тайну, история живет в шершавых деревянных ставнях, величественных массивных дверях (еще тех времен, когда дом был только построен!), в ажурных литых балконах и решетках... Стены – или строгие, рустованные, классицистические, или с причудливыми линиями модерна, или вроде бы простые деревянные, но на самом деле красивые…
Тротуары охраняют каштаны, растопырившие пальцы-листья, они словно оберегают людей от жаркого южного солнца, просеивая его, забирая основной жар, отдавая уже не обжигающие солнечные лучи, а мягкие световые теплые брызги...
Не случайно Новочеркасск любили художники – с этим городом связаны имена Н.Н. Дубовского (1859–1918), И.И. Крылова (1860–1936), М.Б. Грекова (1882–1934). Причем любили так, что завещали ему много своих произведений. Увидеть, к сожалению, можно лишь часть их в местных музеях – остальное в запасниках.
Очевидно, что этому прекрасному городу не хватает отдельной художественной галереи, где была бы и постоянная экспозиция живописи больших мастеров.
Два дома-музея известных художников – И.И. Крылова и М.Б. Грекова – просто нельзя не посетить, если вы приехали в Новочеркасск.
Программной работой И.И. Крылова можно назвать картину «Степь ковыльная», которая в 1900 году получила Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. В этой работе – бесконечность пейзажа, мягкие, пушистые, теплые волны ковыля, далекое небо. Человек ощущает себя частью этой бескрайности…
Это произведение, как и некоторые другие, мы с семьей увидели в выставочном зале мемориального дома-музея художника. И в очередной раз подумали, насколько богата Россия талантами, сколько мастеров высокого уровня представляют отечественную художественную школу. Крылов учился в Петербургской Академии художеств. Его картины покупали члены Царской семьи, с которыми художник был знаком лично, а также сама Академия для передачи их в музеи страны. Среди работ Крылова есть и портрет императора Николая II, но хранится он в другом месте.
Что бы ни изображал художник – улицы Москвы, пейзажи русского Севера, донские степи, в которых, кажется, слышен шорох ветра и чувствуется запах разнотравья, – всегда видишь, насколько благоговейно он относится к окружающему миру, который имеет счастье отображать в своих работах.
Иван Иванович всячески ратовал за развитие художественного образования в Новочеркасске, а также завещал городу около девятисот работ. Наверное, это и есть проявления настоящего патриотизма, как и то, что деньги от продажи своих полотен живописец не раз жертвовал семьям мобилизованных на Первую мировую…
В доме-музее бережно и любовно сохраняют как творческое наследие Крылова, так и тот мирный бытовой уклад, в котором художник жил вместе с семьей. Стены, подлинные вещи помнят хозяев, их друзей – в том числе Ф.И. Шаляпина, А.И. Куприна, Н.Н. Дубовского, М.Б. Грекова. Ты буквально приходишь в гости к Крыловым, идя по скрипучим половицам в комнаты. Граммофон, как огромный цветок, распускает бутон – трубу-рупор. Настенный коврик, бюро, крепкий, надежный комод из массива ясеня – предмет казачьей старины, подарок родственников; немецкие часы на стене…
В столовой раскрываются ставни, свет падает на обеденный стол и кажется, хозяева вот-вот вернутся и предложат присесть на темные венские стулья. На стол будет подан вон тот, гордо возвышающийся, сияющий серебряными боками самовар…
Этот уютный деревянный дом художник купил у священника Троицкого храма, потерявшего всю семью во время эпидемии холеры. Троицкую церковь мы не смогли увидеть, она была разрушена после революции. Зато внимательно рассмотрели церковь Константина и Елены, которая помнит Крылова: построенная в неорусском стиле, она возвышается, устремляясь в небо, на фоне убегающих вниз, к речке, домов и деревьев.
В доме в шкафу – икона, та самая, которой родители Ивана Ивановича благословили его на брак с Елизаветой Ивановной, урожденной Бургарт. Стоит эта сбереженная икона, как будто и не было времени гонений на Церковь в прошлом веке.
А вот родители Елизаветы Ивановны не только не благословили, а выступили категорически против брака: как же, дочка надворного советника, инженера, и – сын казака, тогда бедный молодой художник. Они прекратили общение, вычеркнули дочь из списка наследников. Интересно, что сегодня имя Ивана Ивановича Бургарта мы вспоминаем именно благодаря сыну казака...
Кровных детей у Крыловых не было, и, спустя десять лет семейной жизни, они удочерили годовалую девочку. Елизавета Ивановна позднее приложит много сил, чтобы сберечь наследие отца. И этот прекрасный подлинный дом-музей существует, в том числе, благодаря ее усилиям. В 1950-х, когда дома в этом районе на окраине города сносили и заменяли безликими пятиэтажками, дом (тогда еще не музей) оказался под угрозой сноса, уже были пригнаны бульдозеры. Елизавета Ивановна вместе с другими неравнодушными людьми призывала не допустить подобного варварства, но – безрезультатно. Пришлось обращаться в Москву, и только после этого, с помощью режиссера С.Ф. Бондарчука историческая и культурная ценность была сохранена для всех нас.
В музеях Новочеркасска работают прекрасные, по-настоящему любящие свое дело люди, которые знают не только то, что относится к сфере их деятельности, но и историю и культуру Новочеркасска, края в целом. Если человек любит, он хочет рассказывать о предмете любви всем, потому и встречают гостей здесь с радостью, тепло, и ты уходишь окрыленный и наполненный.
Но, пожалуй, главный секрет Новочеркасска, который в итоге делает город таким замечательным, несмотря на какие-то не очень симпатичные моменты (их я обозначать не хочу, поскольку восхищение городом все перевешивает), сформулировала научный сотрудник одного из музеев в ответ на наше с мужем размышление, что, вот, вернулись в Новочеркасск из другого южного города, по масштабу бóльшего, но ничем не задевшего душу:
– Здесь, мне кажется, в полной мере сохраняется дух православия, – посмотрите, сколько церквей в небольшом городке!
…Мне кажется, это, действительно, так. И не только на внешнем уровне – по количеству церквей, а и на каком-то ином. В последний день перед отъездом, вечером мы шли из величественного Вознесенского собора, куда заходили уже не раз, по теплым тихим улицам, и, казалось, что можно услышать голоса тех, кто жил в этом городе когда-то, тех, кто строил храмы, молился в них… То, что город так очевидно дает почувствовать связь эпох, близость нас, сегодняшних, и тех, кто жил много-много лет назад, – это тоже про дух православия, ведь у Бога все живы.
РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!