Почему князя нарекли Даниилом. Попытка реконструкции
Мария Козлова,
кандидат искусствоведения, экскурсовод Данилова монастыря
Благоверный князь Даниил — каким теплом отзывается это имя в душе православного христианина! И особенно в душе жителя Москвы. В 2023 году мы отмечали 40-летие возрождения Свято-Данилова монастыря. За эти десятилетия имя Даниил стало одним из самых популярных. Мальчиков называют в честь первого князя отдельного Московского княжества.
Выбор княжеских имен у Рюриковичей был строго ограничен, а пополнение родового именослова осуществлялось по строгим правилам. Если говорить кратко, то выбор был тесно связан с проблемой перехода наследственных прав, политической борьбой и стратегией княжеской власти. Нарекая сына именем прославленного предка, ты закреплял родовую связь поколений и словно переносил славу, доблесть и величие пращура на его потомка. После Крещения Руси в родовом именослове Рюриковичей появляется «двуименность». Каждый княжич получал не только языческое (скандинавское, славянское), но и христианское имя.
На протяжении XII века двойная княжеская генеалогия, основанная на культе предков и культе патрональных святых рода, все более сливается воедино. Христианские имена завоевывают место в качестве родовых княжеских имен.
Впервые у Рюриковичей имя Даниил появилось в Галицко-Волынском княжестве. В 1201 году во втором браке Галицко-Волынского князя Романа Мстиславича (со стороны матери он был польских княжеских кровей) родился первый Даниил на Руси. В ноябре 1253 года он был коронован королевской короной, доставленной посланником папы Иннокентия IV. В 1254-1264 гг. в официальных документах Даниил Галицкий именуется «король Руси».
Кто же была мать Даниила Галицкого? В научных кругах много исследований и гипотез на эту тему. В летописях словно скрывается ее личное имя. В них она «великая княгиня Романова» — то есть называется по мужу. Поэтому в поисках ее корней и ее имени ученые прибегают к косвенным источникам, глубоко анализируют политическую, военную, церковную жизнь XII-XIII вв. на тех землях, где пересекались интересы Византии, Руси и Западной Европы. Наиболее убедительными для меня стали научные изыскания доктора исторических наук Александра Вячеславовича Майорова. Он аргументированно доказывает, что под анонимным сочетанием «великая княгиня Романова» скрывается византийская принцесса Евфросиния — дочь византийского императора Исаака II Ангела. Византия в правление династий Комнинов и Ангелов привлекала к себе союзников по принципу: «Мы вам невесту императорских кровей (император почитался верховным властителем всех православных народов), а в ответ вы оказываете военную помощь василевсу и становитесь “стражем границ” империи». Историки отмечают, что Галицко-Волынское княжество осталось едва ли не единственным союзником Византийской империи вообще в период, когда объединение лояльных к ней стран, именуемое «византийским содружеством наций», фактически перестало существовать. Неумолимый рок событий привел к тому, что династия Ангелов пала под ударами мечей рыцарей IV крестового похода. И Константинополь стал столицей недолговечной Латинской империи (1204-1261).
Появление византийской принцессы в юго-западных пределах Руси объясняет и появление ранее не встречавшихся в именослове Рюриковичей таких имен как Даниил, Ираклий, Лев, Саломея, София. Но самое главное, с появлением молодой деятельной княгини приходит мощное влияние христианской культуры Державы Ромеев. Оно проявило себя и в духовной словесности, и в иконописи, и в архитектуре, и в аскетической практике. Феноменом в архитектуре Галицко-Волынской Руси XIII века исследователи называют «башни-столпы волынского типа», служившие не оборонительными донжонами, а часовнями-молельнями для монахов. И тут следует сказать, что именно при Исааке II Ангеле, отце Евфросинии, происходит своего рода всплеск, возрождение в Византии такой древней формы аскезы как столпничество. Мы знаем, что первые аскеты-столпники, жившие в V столетии, это Симеон и Даниил. Археологические раскопки второй половины 1990-х гг. подтвердили известные по летописям данные, что в середине 1260-х гг. на Западной Волыни уже существовал в городе Угровске монастырь в честь святого Даниила. Это был первый на Руси монастырь, посвященный сирийскому святому. Из жития преподобного Даниила Столпника мы знаем, что всю свою монашескую жизнь он подвизался близ Константинополя. К духоносному аскету-подвижнику шли за молитвой, исцелением и советом императоры и высшая знать. Он оказался вовлеченным в события внутренней и внешней политической жизни Ромейской империи.
Даниил Столпник в XIII веке становится и патрональным святым на землях Северо-Восточной Руси в семье Ярослава Всеволодовича, чей внук Даниил — родоначальник московской ветви Рюриковичей.
Произошло это через династические браки. Ярослав в 1214 году берет в жены княжну Феодосию (Ростиславу) — дочь Галицкого князя Мстислава (Удалого) и Марии (имя в крещении дочери половецкого хана Котяна). У Ярослава и Феодосии рождается сын Александр — герой битвы на Неве. Позже у него появляется младший брат Даниил (умер в 1256). Он и стал первым Даниилом во Владимирском княжестве. Сестра же Феодосии Анна в 1217 году сочетается браком с Галицко-Волынским князем Даниилом, о котором мы писали выше. На свет появляется сын Лев. Таким образом, Александр и Лев — двоюродные братья по материнским линиям. Они внуки половчанки Марии Котяновны, чья старшая сестра Елизавета (имя в крещении) была выдана замуж за Венгерского короля Стефана V и даже два года (1270-1272) была королевой-консортом.
Связи между двумя княжескими домами продолжают укрепляться. Дочь Даниила Галицкого выдана замуж за Владимирского великого князя Андрея Ярославича — брата Александра Невского. Другой его брат — Феодор обручен с племянницей Даниила Галицкого. Но семейному счастью помешала странная смерть молодого князя прямо накануне свадьбы.
Сам же Александр Ярославич берет себе в жены Александру Брячиславну — дочь Полоцкого князя. Полоцкие земли — также земли Юго-Западной Руси. В браке появляются на свет пятеро детей. Младший из них — Даниил, крещеный в честь святого Даниила Столпника. В 1282 году, в пяти верстах от Кремля он строит обитель с деревянной церковью, освященной в честь своего святого покровителя. Так на Руси возникает второй монастырь в честь сирийского аскета-подвижника.
Московский князь продолжает линию на укрепление связей с Галицко-Волынским княжеством. По изысканиям А.А. Горского его женой стала внучка Даниила Галицкого — Агриппина Львовна. Друг для друга Даниил и Агриппина троюродные брат и сестра. Младшего, девятого, сына они нарекают Даниилом. Имя становится династийным для московских князей на протяжении всего XIV века. Обрывается оно в начале XV столетия на Данииле Васильевиче, сыне Василия I. Очевидно на это повлияло то, что княжичи с этим именем не доживали до зрелого возраста.
Из всех князей на Руси, нареченных в честь св. Даниила Столпника, лишь один причислен к лику святых — Даниил Московский. Своей жизнью, своими трудами и молитвою он прославил в веках на Московской земле имя своего небесного покровителя.
РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!