Святыня с реки Великой

Николай Головкин

6 июня – празднование явления  Великорецкой иконы святителя Николая. Оно установлено 355 лет назад в 1668 году.

В 2023 году – 640 лет явления близ реки Великой образа святителя Николая

В 1383 году, по преданию, на берегу реки Великой, притока Вятки, крестьянин Семён Агалаков стал свидетелем чудесного явления «некоторый благоговейный муж из ближайшего к тому месту селения, проходя по домашней потребности близ Великой реки, увидел в лесу, в стороне от своего пути, свет как бы от множества горящих свечей, остановился в испуге, но от страха не решился подойти к таинственному месту и пошёл дальше по своему делу. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и, осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там у небольшого источника образ святителя Николая, свет же скрылся».

* * *

Божиим Промыслом явленный образ святителя Николая был принесён в деревню Крутицы, и там произошло первое чудо: приложившись к образу, исцелился крестьянин, который не мог ходить.

Узнав о творящихся от иконы чудесах, местные жители захотели побывать на месте её явления, чтобы возблагодарить Бога за дарованную им святыню.

Так началось почитание места явления иконы.

Люди шли «к Николе на Великую» получить от святого образа духовное утешение и исцеление.

На берегу реки Великой построили деревянную часовню.

Позже был выстроен храм, в котором находилась чудотворная икона святителя Николая до перенесения её в Хлынов.

У сосны, где явился чудотворный образ, забил источник, вода из которого исцеляла страждущих.

* * *

Слава о чудесах Великорецкой иконы вскоре достигла и главного града Вятского края Хлынова. Вот что гласит предание:

«По времени же довольне града Хлынова начальствуемые от священного чина слышаху чудеса много бываху от образа Николая Чудотворца, советовавше со всем освященным собором, еже бы такое драгоценное богатство, чудотворный образ, принести во град Хлынов ради многонародного собрания».

…Образ Николая Чудотворца был помещён в Хлынове в храме во имя святого Прокопия Устюжского.

Вскоре в честь иконы в Хлынове построили Никольский собор, ставший главным храмом города.

* * *

Забирая святыню с реки Великой в Хлынов его жители дали обет ежегодно возвращать икону святителя Николая  к месту его славного явления.

…Так более шести веков назад зародилась традиция Великорецкого крестного хода самого древнего, величественного, а сегодня ещё и самого многолюдного из всех крестных ходов Вятской земли, и одного из крупнейших в России.

Великорецкий крестный ход

* * *

Своё первое «путешествие» в Москву Никола Великорецкий начал в 1554 году: по Указу Ивана Грозного и благословению митрополита Макария Великорецкую икону святителя Николая несли в столицу через новоприсоединённую Казань, Нижний Новгород и Коломну.

И везде от святой иконы исцелялись больные и творились многие чудеса.

* * *

Великорецкий чудотворный образ прибыл в первопрестольную 29 июня 1555 года в праздник Петра и Павла.

У Симонова монастыря образ встречал сам государь всея Руси с боярами и именитыми людьми московскими, у Яузкого моста собор духовенства, а у Флоровских ворот Кремля митрополит Макарий.

Икону торжественно внесли в Успенский собор «и поставиша против митрополичьего места», где митрополит в присутствии царя и при огромном стечении православного люда отслужил молебен.

Она находилась в Успенском соборе Кремля рядом с главной святыней России Владимирской иконой Божией Матери.

…На следующий день, говорится в летописи, «в церкви Пречистыя быша неоскудные чудеса от образа великого чудотворца Николы».

* * *

В те годы на Красной площади в память победы над Казанью шло строительство собора Покрова на Рву (ныне более известного как храм Василия Блаженного). По указу государя один из приделов храма был освящен в честь Великорецкой иконы святителя Николая.

* * *

Для собора Покрова на Рву и царских вкладов в обители русские по благословению митрополита Макария были сделаны списки с чудотворного образа.

Несколько обветшавшую икону «поновил» лично митрополит, сам искусный иконописец.

* * *

Возвращение иконы святителя Николая, как и её встреча, сопровождалось крестным ходом.

…В Хлынов Вятская святыня возвратилась в 1557 году, богато одаренная государем.

* * *

С того времени почитание Великорецкого чудотворного образа становится всероссийским. Вот что говорится в летописи: «От образа же наипаче чудотворения с верою просящим преизобилуют, и много образов с него пишуще мерою и подобием, и ото всех чудотворения быша многим верным».

* * *

Через полвека, в 1614 году, когда Россия ещё переживала последствия Великой смуты, Никола Великорецкий «посетил» столицу вновь.

Только что избранный молодой государь Михаил Фёдорович призвал Вятскую святыню в Москву, дабы утешить православных горожан в их горе: долгая Смута, сожжение Москвы поляками, держание ими в своих руках Кремля и заключенного в нём Патриарха Гермогена сильно разволновали русский народ.

* * *

В 1668 году указом архиепископа Вятского и Великопермского Александра днём празднования явления Великорецкой иконы святителя Николая назначено 24 мая (6 июня).

На этот день была составлена специальная церковная служба.

Она просуществовала до начала XVIII столетия, потом её незаслуженно забыли, и лишь в год 600-летнего юбилея крестного хода  песнопения этой службы вновь зазвучали на берегах реки Великой.

* * *

С 1920-х годов след величайшей святыни земли Российской теряется.

Неизвестно куда и когда пропала икона. Она таинственно явилась и таинственно исчезла, но вятичи всё ещё надеются на её таинственное возвращение.

…Икона имеет несколько чудотворных списков.

С 2011 года в Никольской надвратной церкви Успенского Трифонова монастыря в Кирове (Вятке) находится чудотворный список, который датируют концом XVI века. Он участвует в Великорецком крестном ходе.

* * *

Первоначально Великорецкий крестный ход совершался по рекам Вятке и Великой на лодках и плотах.С 1778 года был разработан новый маршрут сухопутный (150 километров), который действует и сегодня. После Октябрьской революции 1917 года и установления советской власти некоторое время традиция Великорецкого крестного хода сохранялась. В 1930-х годах он был запрещён.  Несмотря на это, группы паломников всё равно ходили на берег реки Великой, к месту обретения чудотворной иконы.

Официально запрет был отменен лишь в 1989 году, а в 2000 году указом Святейшего Патриарха Алексия II Великорецкому крестному ходу был присвоен статус Всероссийского. Он проходит с 3 по 6 мая. Его называю Малой Пасхой.

…Ныне каждый год 24 мая (6 июня) на Литургию, которую на берегу реки в деревянной часовне-алтаре совершает собор вятского духовенства, собирается более пяти тысяч человек.


 

РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить