«Пастухи, животные, Ангелы»

Николай Головкин

7 мая 2023 года – 120 лет со дня рождения Николая Заболоцкого (1903-1958), классика русской поэзии, выдающегося переводчика

Он не переставал никогда искать свой особый поэтический голос, не похожий на голоса других поэтов. Николая Алексеевича Заболоцкого интересовали вера в Бога, философские, вечные вопросы, среди которых особое место занимала тема человеческой красоты, красоты – как внутренней, так и внешней.

Это – поэт, по определению К.Г.Паустовского, «пушкинской глубины, мелодичности и силы». Поэт неповторимой индивидуальности, многие строки которого стали классическими. Великолепный мастер лирики, умеющий донести тончайшие оттенки, запахи, звуки. Жизнь поэта, которая была насыщена событиями достойными пера Шекспира и его трагедий,  до последних дней была наполнена духовными исканиями.

* * *

Николай Алексеевич Заболоцкий родился (24 апреля) 7 мая 1903 года в Казанской губернии. Он был крещён в Варваринской церкви Казани.

Его отец – агроном, мать – сельская учительница. Детские годы Николая прошли в селе Сернур Вятской губернии, недалеко от города Уржума, куда его отец был назначен управляющим земской фермой.

Он воспитывался в православной семье, с детства хорошо знал молитвы и даже пел на клиросе. «Тихие всенощные в полутёмной, мерцающей огоньками церкви невольно располагали к задумчивости и сладкой грусти, – вспоминал Николай Александрович. – Хор был отличный, и когда девичьи голоса пели «Слава в вышних Богу» или «Свете Тихий», слёзы подступали к горлу, и я по-мальчишески верил во что-то высшее и милосердное, что парит высоко над нами и, наверное, поможет мне добиться настоящего человеческого счастья».

* * *

Стихи Николай начал писать в семь лет, когда учился в третьем классе. И даже стал издавать свой рукописный журнал.

Там же, в Уржуме, будущий поэт поступил в реальное училище, которое окончил уже после революции,  в 1920 году. Отец хотел, чтобы и Николай стал агрономом, продолжил его дело. Но сын выбрал иную судьбу.

С какой благодарностью, уже став поэтом, Заболоцкий вспоминал прежде всего отцовский шкаф с сочинениями русских и зарубежных классиков: «Здесь, около книжного шкафа <…> я навсегда выбрал себе профессию, сам ещё не вполне понимая смысл этого большого для меня события».

* * *

В Московский университет Заболоцкий поступает сразу на два факультета – филологический и медицинский.  Но жизнь в голодной Москве не задалась. И хотя литературная среда Москвы захватывает поэта, он вынужден был покинуть столицу. Через год он переехал в Петроград. С 1921 по 1925 годы Заболоцкий обучается здесь в Педагогическом институте имени А.И.Герцена на отделении русского языка и литературы.

* * *

В 1929 году вышла первая книга его стихов – «Столбцы». 22 стихотворения «Столбцов», которые поражали, прежде всего, своей небывалой до тех пор поэтической формой,  необычностью, яркостью, свежестью, своей гротескной новизной, переписывали от руки, заучивали наизусть. С точки зрения ритма стихи были написаны столь виртуозно, что буквально завораживали читателя, оказывали на него гипнотическое воздействие. Уже через месяц «Столбцы» нельзя было купить ни за какие деньги. Это была настоящая сенсация, один из самых ярких и значимых поэтических дебютов в русской поэзии XX века.

* * *

В 1938 году по ложному обвинению Заболоцкий был арестован и осуждён по делу об антисоветской пропаганде. Согласно обвинительному заключению от 31 июля 1938 года, Заболоцкий Николай Алексеевич «являлся участником антисоветской троцкистско-правой организации… автором антисоветских произведений, используемых в антисоветской агитации».Обвинительным материалом послужили появившиеся к тому времени в печати осуждающие критические статьи ряда критиков. По запросу НКВД был написан также отзыв критика Н. Лесючевского, в котором, в частности, подчёркивалось, что «творчество Заболоцкого является активной контрреволюционной борьбой против советского строя, против советского народа, против социализма».

…На полке вместе с книгами Пушкина, Тютчева, Баратынского, Гёте и других поэтов, которые считал «жизненно необходимыми для работы», Заболоцкий хранил Библию. Поэт перечитывал её неоднократно, и это влияло на его творчество. Библия была конфискована при его аресте.

…Особым Совещанием Заболоцкий был приговорён к пяти годам исправительных работ по ст. 58-10-11 УК РСФСР. В Ленинграде у поэта осталась семья – Николай Алексеевич женился в 1930 году: жена Екатерина Васильевна, 6-летний сын Никита и дочь Наташа, которой исполнился лишь год.

* * *

С 1938 по 1944 год Заболоцкий, отбывал наказание в лагерях Дальнего Востока и Алтайского края, где, разумеется,  стихов не писал. С весны до конца 1945 Заболоцкий жил с семьёй в Караганде, где  работал чертёжником в строительном управлении.

В Караганде он завершил работу над поэтическим переводом «Слова о полку Игореве» (1938, 1945). Заболоцкий отправил поэму в журнал «Октябрь» в отдел поэзии. Его многолетний труд был опубликован и имел большой успех у читателей всего Советского Союза. Это оказало благотворное влияние и на его судьбу – как произведение, прошедшее в печать, и на творчество – как образец уникальной поэтики. Николай Чуковский, сын Корнея Чуковского, писал о переводе Заболоцкого, что в нём «передано главное: поэтическое своеобразие подлинника, его очарование, его прелесть». А в 1950 году «Слово о полку Игореве» вошло в серию «Литературные памятники». Академик Дмитрий Лихачев, сам не понаслышке знавший о местах не столь отдалённых, подготовил его для издательства «Детская литература».

* * *

Всеобщее признание перевода «Слова» помогло Заболоцкому в 1946 году добиться освобождения. Как бывший политзаключенный, которым определяли для жизни и работы пресловутый 101 километр, он не имел права жить в «столицах» и крупных городах СССР. Однако благодаря хлопотам его друга – литературоведа Н.Л. Степанова, деятельному участию в его судьбе Н.С. Тихонова, И.Г. Эренбурга и особенно председателя правления Союза писателей СССР  А.Т. Фадеева Заболоцкий получил это право, и даже был восстановлен в Союзе писателей.

…Сначала пока Заболоцкий не получил квартиру в Москве он вынужден был ютиться с семьёй то у знакомых, то жил в Переделкино. «Не человек, а череп века»,–  сказал о нём Арсений Тарковский, встретив после ссылки: внешне Заболоцкий мало походил тогда на поэта, скорее на учёного, этакого профессора медицины.

Его возвращение в литературу было медленным и мучительным. Львиную долю времени и сил, как, скажем, и тот же Арсений Тарковский, Заболоцкий отдавал переводам – их было легче напечатать и они давали заработок. Ему принадлежат переводы поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», произведений многих грузинских авторов, немецкой классической поэзии, а также переложения для детей знаменитых романов Ф.Рабле, Д.Свифта, Шарля де Костера…

* * *

В 1950-1960-е годы многие поэты Советского Союза заговорили вновь, пережив репрессии и запреты 1930-1940-х. Когда наступила эпоха «оттепели» в литературе и культуре страны, ослабевает цензура, у писателей появляется возможность говорить о пережитом и переосмысливать прошлое. Проблемы человека и общества стали одними из ключевых в поэзии того времени.

Главный представитель философской лирики середины ХХ века Николай Заболоцкий, «молчавший» долгие годы, снова поднимает самые значимые для людей «вечные темы» – жизни и смерти, человеческой судьбы, разума и веры.

«После лагерей он полновесно вернулся в литературу, –  считает Игорь Волгин, – и это редкий случай, возможно, всего второй после Достоевского: человек прошёл мрачные пропасти земли и вернулся с каторги ещё более мощным художником. Но его поэтика изменилась не только под влиянием этих внешних обстоятельств, хотя, конечно, и они наложили свой отпечаток на его творчество, а под воздействием глубинного внутреннего, душевного процесса».

* * *

В 1946-1958 годы творчество Заболоцкого-поэта становится намного ближе к классической русской лирике, особенно к Фёдору Тютчеву. В его творчестве начинают появляться библейские мотивы («Это было давно»),которые свидетельствуют о внутренней перемене автора. К библейским темам и образам Заболоцкий обращался не раз. Особенно интересовала поэта тема Рождества.

* * *

В августе 1953 года Заболоцкий побывал в гостях у Бориса Пастернака. Они говорили о том, что жизнь понемногу меняется. Легче становится дышать. И очевидно, что впереди грядут ещё большие перемены.

Поэты немного почитали свои стихи друг другу. Заболоцкого восхитила «Рождественская звезда» – стихотворение из ещё неоконченного «Доктора Живаго» Пастернака. Потом он  считал это стихотворение одним из главных лирических шедевров.

* * *

В 1955 году у поэта случился первый инфаркт.  Он думал, что дни его сочтены. Лёжа в постели, Николай Александрович мечтал только об одном: успеть рассказать о всём, что мучило его, о своих страхах и о своих надеждах.

Перечитывая Евангелие, Заболоцкий собирался написать поэму, в основе которой – история Рождества Христова. Но, увы, не успел. Сохранилась часть этого плана.

* * *

Заболоцкий упорно продолжал каждодневный труд. Он составил свод своих произведений для будущего собрания сочинений, уничтожив тексты шуточных стихотворений и поэм.

…В 1957-м Николай Александрович подготовил и выпустил в свет книгу – «Стихотворения» – наиболее полный его прижизненный сборник, куда вошли 64 стихотворения и избранные переводы.

Николай Чуковский в своё время дал высокую оценку поэзии Заболоцкого, почувствовав в его поздних стихах что-то близкое классицистической гражданственности XIX века. Прочитав последнюю, четвёртую его книгу, Николай Чуковский написал 5 июня 1957 года  Николаю Алексеевичу такое восторженное письмо:

«Пишу Вам с той почтительной робостью, с какой писал бы Тютчеву или Державину. Для меня нет никакого сомнения, что автор «Журавлей», «Лебедя», «Уступи мне, скворец, уголок», «Неудачника», «Актрисы», «Человеческих лиц», «Утра», «Лесного озера», «Слепого», «В кино», «Ходоков», «Некрасивой девочки», «Я не ищу гармонии в природе» –  подлинно великий поэт, творчеством которого рано или поздно советской культуре (может быть, даже против воли) придётся гордиться, как одним из высочайших своих достижений. Кое-кому из нынешних эти мои строки покажутся опрометчивой и грубой ошибкой, но я отвечаю за них всем своим семидесятилетним читательским опытом».

***

Николай Чуковский вспоминал об одном эпизоде общения с Заболоцким:

«Помню, сидя у меня, прочёл он стихотворение о Боге, играющем на рояле, и привёл меня в восторг.

Я все позабыл, в памяти у меня осталось только, что строчки были длинные, поющие, что старый сломанный рояль стоял где-то на чердаке, где было очень сухо и жарко, где пахло пылью, рассохшимся деревом, паутиной, и что Бог иногда по ночам спускался с небес на чердак, садился за тот рояль и играл».

Это стихотворение, по свидетельству Николая Чуковского, Заболоцкий, к сожалению, уничтожил – ведь сама мысль о Боге в то время была крамольной, а Заболоцкий после ГУЛАГа не желал излишне рисковать, чувствуя ответственность за семью. Так русская поэзия лишилась одного из возможных шедевров.

* * *

В 1955 году, в период восстановления после тяжелого инфаркта, вдохновлённый строками из Евангелия от Матфея (Мф. 2: 13-15), Заболоцкий  написал первое и единственное своё стихотворение на евангельский сюжет «Бегство в Египет». В этом стихотворении лирический герой отождествляет себя с Младенцем Христом:

Ангел, дней моих хранитель,
С лампой в комнате сидел.
Он хранил мою обитель,
Где лежал я и болел.

Обессиленный недугом,
От товарищей вдали,
Я дремал. И друг за другом
Предо мной виденья шли.

Снилось мне, что я младенцем
В тонкой капсуле пелён
Иудейским поселенцем
В край далёкий привезён.

Перед Иродовой бандой
Трепетали мы. Но тут
В белом домике с верандой
Обрели себе приют.

Ослик пасся близ оливы,
Я резвился на песке.
Мать с Иосифом, счастливы,
Хлопотали вдалеке.

Часто я в тени у сфинкса
Отдыхал, и светлый Нил,
Словно выпуклая линза,
Отражал лучи светил.

И в неясном этом свете,
В этом радужном огне
Духи, ангелы и дети
На свирелях пели мне.

Но когда пришла идея
Возвратиться нам домой
И простерла Иудея
Перед нами образ свой -

Нищету свою и злобу,
Нетерпимость, рабский страх,
Где ложилась на трущобу
Тень распятого в горах,-

Вскрикнул я и пробудился…
И у лампы близ огня
Взор твой ангельский светился,
Устремлённый на меня.

Удивительно, как органично вошли евангельские образы в ткань стихотворения.

Написано стихотворение «Бегство в Египет» в тот период, который был, по единогласному мнению исследователей творчества Заболоцкого, ознаменован высшим творческим подъёмом.

* * *

Утром 14 октября 1958 года Заболоцкий умер от второго инфаркта. Больное сердце поэта остановилось навсегда. Николаю Алексеевичу было всего 55.

В некрологе его впервые публично назвали «большим русским поэтом». Заболоцкий удостоился чести быть похороненным на Новодевичьем кладбище.

* * *

После кончины Николая Алексеевича на его письменном столе близкие увидели лист бумаги. На нём были выведены чёткими буквами лишь три слова:

«Пастухи, животные, Ангелы».

И слово «Ангелы» – не самое ли важное, что успел запечатлеть в отечестве земном перед уходом в жизнь вечную поэт?!


 

РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить