О чем говорит современное церковное искусство

Оксана Головко

С 9 по 17 июня 2022 года в выставочном зале Московского союза художников на Кузнецком мосту пройдет выставка-фестиваль «Монументальное искусство в Церкви. Работы художников МСХ». Это одна из крупнейших выставок церковного искусства за последние тридцать лет, на которой можно увидеть, какой путь оно проделало за эти годы. На выставке будут представлены только те росписи, иконы, которые сделаны для Церкви и одобрены священноначалием. Среди 300 экспонатов выставки – большие храмовые проекты, отдельные иконы, работы мастеров, начинавших свой путь в конце 80-х–начале 90-х, а также молодых художников.  Предлагаем читателям «Прихожанина» познакомиться с шестью экспонатами выставки.

Господь Саваоф. Эскиз Евгения Максимова к росписи купола Храма Христа Спасителя

Церковное искусство – разнопланово и разнообразно, оно включает в себя и росписи в стиле академической живописи. Да, академический язык сильно отличается от традиционного иконописного языка, а изображение Троицы Новозаветной, Господа Саваофа не считаются каноничными. Но академические росписи – часть истории церковного искусства.

 .

Именно под  сводами Храма Христа Спасителя в прошлом веке, 5 (18) ноября 1917 года после Божественной литургии, после того,  как были оглашены результаты жребия, прозвучало имя того, кому предстояло войти на восстановленный Патриарший престол в те трудные времена – митрополита Тихона.

Восстановление Храма Христа Спасителя в 90-е годы ХХ столетия имело очень большое значение. Храм воспринимался не только  как кафедральный собор, не только как памятник солдатам  Русской императорской армии, погибшим в войне 1812 года, но и как своего рода символ возрождения Церкви.

Важно, что, как и тогда, над его росписями работали лучшие российские мастера под руководством Российской Академии Художеств. Над воссозданием росписи купола трудился Евгений Максимов. Это было именно воссоздание того, что было ранее, но творчески переосмысленное, ведь цветные эскизы до нас не дошли, имелись только черно-белые фотографии и словесные описания.

Представленный на выставке эскиз росписи – это и демонстрация пути развития современного искусства, и возможность увидеть «мастерскую» художника, посмотреть, как рождаются большие образы.

Кроме того, Евгений Николаевич Максимов – профессор, народный художник РФ, действительный член Российской Академии Художеств – вырастил уже не одно поколение художников-монументалистов высокого класса, работающих для Церкви, и их работы тоже можно увидеть на выставке, что, без сомнения, является свидетельством преемственности традиций в церковном искусстве.

Троица. Роспись Ирины  Дворниковой  четверика храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Горошково

 .

Очень гармоничная, мягкая и по композиционному, и по цветовому решениям работа. Стол повторяет ритмы архитектуры, и это помогает целостному восприятию  композиции. 

Ни у кого из Ангелов нет крестчатого нимба. Традиционное одеяние центрального Ангела –  красный хитон и голубой гиматий [1], что означает, что в центре – Второе Лицо Святой Троицы – Христос.

На столе – в чаше – голова тельца, как обычно изображается в подобной иконографии, а вокруг чаши – яблоки, хлеб, виноград, все это отсылает нас и к искупительной Жертве Христа, и к Евхаристии, Бескровной Жертве –  образу той Жертвы Которую Господь Иисус Христос принес на Голгофе за каждого человека.

Работа Ирины Дворниковой – пример бережного отношения современного думающего художника, который создает новое произведение, опираясь на опыт предшественников.

«Плотию уснув». Автор иконы – Лариса Гачева

 .

Икона отражает самое трагичное событие истории человечества – Христос во гробе. Но иконография, цветовой строй работы не выглядят трагично. И потому, что над фигурой Спасителя во гробе изображено Сошествие во Ад (пасхальная икона в Православии), и благодаря расставленным цветовым акцентам: перекрестия крестчатого нимба Спасителя написаны красным.  Более приглушенно звучит красный и в верхней части композиции.

Строчки пасхального канона: «Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли, и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение» – акцентируют внимание на смысле образа.

Глядя на икону, мы понимаем, почему иконопись и в наши продолжает оставаться богословием в красках. Глядя на образы, мы вновь и вновь переживаем события Страстной Пятницы, Великой Субботы, радуемся Победе Христа над смертью, снова и снова переосмысливаем историю спасения человечества, а точнее, каждого человека. Одновременно мы понимаем и то, что церковное  искусство должно быть, прежде всего, литургично. И эта икона действительно настраивает нас на богослужение и молитву.

«Воскресение Христово». Автор иконы – Александр Чашкин

 .

Манеру Александра Чашкина узнаешь издалека, благодаря использованию автором приемов пуантилизма [2], которые не мешают, а, наоборот, работают на создание цельного единого образа.

Здесь мы тоже видим интересное иконографическое решение – в нижней части – Христос во гробе, в основной – Сошествие во ад.  Четко прослеживается жизнеутверждающее: Христос победил смерть, разрушив двери ада через Свои Крестные страдания. Лучи света, исходящие от фигуры Спасителя, Который показан во всей Своей славе, оказываются созвучны в иконе лучам – перекладинам-креста у Христа во гробе. Композиция гармонично вписана в узкое пространство иконы.

Икона святой Иулии Анкирской. Автор – священник Андрей Давыдов

 .

Священник Андрей Давыдов постоянно говорит о том, что икона не должна быть отстраненной, образ должен отзываться в сердце человеке, предстоящего  перед ней, «вступать с ним в общение», чтобы ему было легче молиться через образ – первообразу.

Это можно сказать и об иконе святой Иулии, в четвертом веке пострадавшей за исповедование Христа.  Святая изображена во весь рост в традиционном красном для иконописного изображения мучеников плаще. В руках у нее крест – указание на подвиг понесенных ради Христа страданий и напоминание о крестной смерти Господа, за Которым идут мученики. 

Сам живописный строй иконы – праздничный, радостный (чему способствует и техника исполнения – энкаустика [3]), поскольку святая теперь пребывает душой в Райских обителях.

Богородица изображена в правом верхнем углу иконы. Царица Небесная благовествует о пути нашего спасения (что можно понять по Ее жесту начала речи), хотя и не показывает на Младенца, как это обычно бывает в иконографии Одигитрии.

«Взыграние Младенца». Автор иконы – Светлана Васютина

 .

«Взыграние Младенца» – один из вариантов иконографического типа Богоматери «Елеусы» («Умиление»), здесь показан  эмоциональный характер отношений Матери и Сына, когда Младенец прижимается к Ее щеке и касаясь одной ручкой лика Пресвятой Богородицы. При этом Младенец изображен словно в движении, играющий. Одновременно здесь звучит и тема грядущих Страстей Господа. Потому и общий строй этой красивой иконы – трагичен, но в тоже время говорит о другой,  небесной, радости нашего спасения, что чувствуется и в цветовом решении – золотая тесьма глубокого синего мафория [4] Богородицы, золотые ассисты [5]  в одеяниях Младенца.  

Чаще в подобной иконографии свиток у в ручке Младенца закрыт, здесь же он развернут, и мы читаем слова из Евангелия от Луки: «тѣ́мже ýбо блажéни слы́шащiи слóво Бóжiе и храня́щiи é», что означает «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» Лк. (11:28)

Эта красивая икона, как подлинное произведение церковного искусства, напоминает нам о другом, Горнем мире.

Не пожалейте времени, сходите на Кузнецкий мост и посетите в указанные дни выставку-фестиваль «Монументальное искусство в Церкви. Работы художников МСХ». Пусть этот прекрасный повод ближе познакомиться с отечественной традицией иконописи станет для Вас светлым моментом столь непростой для всех нас сегодняшней жизни и поможет приобщиться к духовности церковного искусства.

* * *

1. Гиматий (от греч. ίμάτιον – ткань, накидка) –верхняя одежда древних греков, состоявшая из квадратного или продолговатого четырехугольного куска шерстяной ткани.

2. Пуантилизм (от фр. point – точка) – направление в живописи неоимпрессионизма, возникшее во Франции около 1885 года, в основе которого лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной, формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок ради оптического эффекта.

3. Энка́устика (от др.-греч. ἐγκαυστική – [искусство] выжигания) – техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название).

4. Мафорий (от греч. μαφόριον – покрывало) – верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят.

5. Ассист (от лат. assisto –  стоять рядом, присутствовать) –  в иконописи штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях ангелов, на скамьях, столах, престолах, куполах, символизирующие присутствие Божественного света.


 

РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить