Духовник Царской семьи

В преддверии 400-летия Дома Романовых в издательстве «Даниловский благовестник» в серии «Подвижники благочестия ХХ века» подготовлена и издана книга «Духовник Царской Семьи. Архиепископ Феофан Полтавский (Быстров)».

Духовник Царской семьи

Судьба архиепископа Феофана, духовника святых Царственных мучеников – одна из самых удивительных, но и вполне привычных судеб русских духовных деятелей ХХ века. Выходец из многодетной семьи сельского священника Новгородской губернии, чистый и молитвенно настроенный юноша, одаренный Богом многими талантами, лучший студент, а потом – преподаватель Петербургской Духовной академии, монах-аскет, ищущий подлинно духовной жизни – в 1905 году владыка Феофан (тогда архимандрит) становится, по выбору Императора, духовником Царской Семьи. Становится не политическим или административным советником, а христианской «совестью Царя», голосом Божиих Заповедей, на основе которых и строилось всё его духовное служение.

Непростые годы выпали на долю духовничества владыки Феофана – Русско-Японская война, первая русская революция, либеральные веяния, которые всё больше охватывали общество, распутинская история, во многом спровоцированная теми же либералами и подорвавшая доверие народа к власти… Честность, христианская прямота и принципиальность владыки Феофана создавали естественные трения между ним и многими другими людьми. Да и недоброжелателей у него было довольно: все те, кто ценил своеволие гораздо выше Заповедей Христовых.

В 1910 году Владыка переведен на Симферопольскую кафедру, где часто встречался с Царской Семьей, затем – в Астрахань, а в 1912 году, уже в сане архиепископа – на Полтавскую кафедру.

Здесь он встретил и Первую мировую войну, и октябрьскую революцию, здесь был арестован чекистами, но, к счастью, через некоторое время отпущен. Отсюда с белой армией он ушел в Крым, а потом, вместе с другими русскими архиереями, уехал в эмиграцию. Югославия, Болгария, Франция – обычный путь русского эмигранта того времени. А что необычно – это возрастание в духовной жизни, непрестанная молитва, борьба за чистоту Православия с многочисленными еретическими уклонениями тех лет. И во всём – следование Правде Божией…

* * *

Книга включает в себя, помимо подробного и глубокого жизнеописания владыки Феофана, и творения самого Святителя – проповеди, многочисленные учительные письма духовным чадам, полемический труд «Об искуплении» по поводу учения митрополита Антония Храповицкого. Многолетнее окормление Владыкой десятков и сотен духовных чад оставило после себя подлинные жемчужины христианского духовного опыта. Приводим только один пример из писем Владыки:

«Иметь отрицательное чувство к врагам Божиим и к врагам русского народа естественно. И напротив, не иметь этого чувства не естественно. Но только это чувство должно быть правильным. А правильным оно будет тогда, когда оно имеет принципиальный, а не личный характер, то есть когда мы будем «ненавидеть» врагов Божиих и врагов русского народа не за их личные обиды нам, а за враждебное отношение к Богу и к Церкви и за их бесчеловечное отношение к русским людям. Поэтому нужно и бороться с этими врагами. А если не будем бороться, то за свою теплохладность будем наказаны Господом. Он Свое отмщение воздаст тогда не только им, но и нам…»

Малягин Владимир


 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить