Его нарекли в честь преподобного Сергия Радонежского

Николай Головкин

1 октября – 230 лет со дня рождения классика русской литературы Сергея Тимофеевича Аксакова

Всю свою жизнь Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859) находился под Небесным покровительством преподобного Сергия Радонежского.

Ещё до рождения будущего писателя, как гласит семейное предание Аксаковых, дедушка Сергея Тимофеевича, Степан Михайлович, мечтая о первенце-внуке, просил свою молодую невестку усердно молиться игумену земли Русской о даровании сына.

Степан Михайлович дал обет окрестить новорожденного Сергием, что и сбылось.

***

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в родовитой, но обедневшей дворянской семье 20 сентября/1 октября 1791 года в городе Уфе. Отец его, Тимофей Степанович, служил прокурором верхнеземского суда в Уфе.

В Уфе и в имении Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской области прошли детские годы будущего писателя. С детства Серёжа любил рыбную ловлю, охоту, собирание ягод. Дальние прогулки в лес или в степь заложили в нём глубокие, мощные пласты впечатлений, которые позднее, спустя десятилетия, стали неиссякаемыми источниками художественного творчества.

Мария Николаевна, мать будущего писателя, была женщиной благочестивой, умной, стремилась к культуре, знаниям, много читала. Она рано обучила сына грамоте, привила ему любовь к чтению, учила сопереживать волнениям героев услышанных и прочитанных повестей, сказок.

***

Много событий произошло с тех пор.

…В 1843 году большая дружная семья Сергея Тимофеевича Аксакова, в которой было 4 сына и семь дочерей,  перебралась на летние месяцы  из Москвы в  купленное подмосковное имение Абрамцево.              

Путь в поместье пролегал по Троицкой дороге, затем по просёлку до Хотьковского женского монастыря.

«Это маленькое имение в 50 вёрстах от Москвы по дороге к Троице, писала дочь писателя Вера Сергеевна Аксакова, в 12 верстах не доезжая Троицы Сергия. Кажется, тут всё есть, хоть в малом виде, всё, что нам надобно, дом довольно поместительный, сад, местоположение прекрасное: речка, лес, пруды».

По воскресеньям Аксаковы ездили «к Троице».

Так, по Промыслу Божиему  Сергей Тимофеевич нашёл свой приют в краю преподобного Сергия, в милом сердцу  Радонежье. Места эти воспеты в произведениях Сергея Тимофеевича, который  делал на своих письмах из Абрамцева пометку «Радонежье». Здесь Аксаковы чувствовали свою особую связь с судьбой России.

***

В Абрамцево, которое стало одним из очагов общественной и культурной жизни России, местом встреч, оживлённых бесед и споров выдающихся людей того времени, Сергей Тимофеевич прожил свои последние и, возможно, лучшие 15 лет. 

Московские знакомые Аксаковых Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев, М. Н. Загоскин, И. С. Тургенев, М. С. Щепкин, Т. Н. Грановский, братья И. В. и П. В. Киреевские, С. П. Шевырев, М. П. Погодин и другие  с удовольствием бывали в гостях у Сергея Тимофеевича и его семьи в старинной усадьбе. 

Сергей Тимофеевич, его сыновья Константин и Иван, дочь Вера стоят у истоков могучего движения русской мысли славянофильства. И в центре их внимания постоянно оставались вопросы связи Церкви и русской семьи, Православия и русской народности.

***

Жизнь в Радонежье способствовала  расцвету таланта Аксакова: природа здесь напоминала  ему малую родину, и воспоминания  о далёких годах постоянно всплывали в его памяти.

Прогулки по окрестностям усадьбы были постоянным и любимым его занятием. Сергей Тимофеевич ходил по грибы в лес Хотьковского женского монастыря, но особенно большое удовольствие испытывал от каждодневных утренних прогулок за «целебной водой» на родник под Глебовом.

Именно в Абрамцево Аксаков, известный театральный критик, публицист, переводчик, наконец, смог  упоённо заниматься тем, о чём мечтал всю жизнь, к чему чувствовал призвание и тягу писать прозу.

Его литературное  дарование  было особенным.  Слушая великолепные устные рассказы Сергея Тимофеевича о природе, охоте, ужении рыбы, его домочадцы и гости Абрамцева настоятельно просили их записывать.

Николай Васильевич Гоголь, высоко ценивший литературное  дарование Сергея Тимофеевича, одним из первых настойчиво  просил его  «диктовать кому-нибудь воспоминания прежней жизни» и доставить тем самым «детям своим много полезных в жизни уроков, а всем соотечественникам лучшее познание русского человека».

***

Первая книга Сергея Тимофеевича,  появившаяся на свет благодаря Абрамцеву, надиктованные им своим дочерям «Записки об уженье рыбы» (1847). 

Сергей Тимофеевич часами пропадал с удочкой  на Воре. Очень сокрушался, когда зрение  и расстроенное здоровье уже не позволяли ему этой тихой радости.

Но в  книге  он сумел талантливо  донести до нас своё поэтическое восприятие этого увлекательного занятия, свой азарт рыбака, не покидавший его вплоть до последних лет жизни.

Затем появились другие  аксаковские книги «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» и «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах».

***

А главным трудом Сергея Тимофеевича, бесспорно, была и остается созданная в Абрамцеве его автобиографическая трилогия: «Семейная хроника», «Воспоминания», «Детские годы Багрова-внука».

Центральные темы  трилогии, завершённой Аксаковым в конце жизни, в 1856 году, преемственность поколений, единство человека и окружающей его жизненной среды, неизменность нравственных основ жизни внутренне взаимосвязаны с присущим писателю православным миропониманием, верой в богоустановленность жизнеустройства, нравственных норм человеческого общежития.

В этих автобиографические повестях, которые знала вся читающая Россия, по словам писателя, он уходил, как говорил, «в свои младые годы».

Здесь Аксаков опирается на православный идеал соборности и созвучное народному сознанию антииндивидуалистическое мировоззрение. Источник зла и страданий Сергей Тимофеевич видел в человеческом своеволии, гордыне, влекущих к безверию и эгоизму.

«Сергей Тимофеевич Аксаков, отмечает доктор филологических наук, монах Нафанаил (Бобылев), насельник Свято-Духова монастыря Ливенской епархии Орловской митрополии, посвящает много проникновенных страниц истории сватовства и брака своих родителей. Главное место в этом повествовании занимает рассказ о получении благословения ими от родителей. Ни жених, ни невеста не допускают даже малейшего сомнения в необходимости этого благословения.

<…> Благочестивая жизнь родителей Аксакова, их следование уставам Православной Церкви с годовым кругом богослужений и праздников, молитвенный пример матери становятся фундаментом семейного нравственного воспитания маленького Серёжи». 

«Семейная хроника», по оценке, данной последователем Аксакова на литературном поприще Михаилом Пришвиным, «богоданная книга».

Во многом благодаря «Семейной хронике» Аксаков вошёл в историю русской литературы как создатель ярких картин русского «семейного быта», крестьянской и помещичьей жизни, глубоко отразивший отличительные черты русского национального самосознания, их связь с православной культурой.

***

Знаменитая сказка Сергея Тимофеевича «Аленький цветочек (сказка ключницы Пелагеи)» была опубликована в 1858 как приложение к книге «Детские годы Багрова-внука». По воспоминаниям Аксаков

а, сказку эту слышал он в детстве, а потом и сам не раз рассказывал.

Захватывающий сюжет, яркие картинки русской жизни, нравственная борьба героев и удивительно сочный, образный, зачаровывающий,  почти музыкально звучащий  язык аксаковской сказки ставят это произведение в один ряд с лучшими образцами русской литературы для детей.

Сбылась мечта Сергея Тимофеевича написать «такую книгу для детей, какой не бывало ещё в литературе».

«<…> Если в неё внимательно вчитаться, отмечает кандидат культурологии Ирина Васильева (Ульяновск), то в ней обнаруживаются христианские мотивы и смысл. Это придаёт сказке особую благородную красоту и глубину. Тогда в сердце читателя может прорасти чудесный алый цветок, которого, действительно, нет краше на белом свете. 

<…> Меньшая дочь немедленно согласилась ехать к чудищу вместо родителя, попросив на то его отцовское благословение. Оба они согласны были отдать жизнь друг за друга, проявляя высшую степень христианской любви. И заплакал отец по ней, как по мёртвой, но она плакать по ней не велела и с надеждой на Бога отправилась в неведомый путь. 

<…> Чудище общалось с ней на библейский лад: огненными письменами на мраморной стене. Называл её зверь лесной госпожой, а себя – послушным рабом. Она же называла его господином, благодаря за доброту и милость. Не видя его, полюбила она его за душу добрую, поняв, что «он её любит пуще самого себя».

<…> Любовь побеждает смерть! Эта христианская истина пронизывает сказку ключницы Пелагеи в талантливом пересказе Сергея Аксакова, который вложил в неё свою душу, настолько она живая и чудесная. Уже столько лет прошло с того дня, как он записал её для своих читателей, а всё светит своим дивным светом прекрасный аленький цветочек, маня своей тайной и сегодня. А был он краше всех цветов на свете и не имел в сказке названия, потому что это был цветок бессмертия, остаток рая на земле».  

… «Аленький цветочек» Аксакова, как и другие произведения Сергея Тимофеевича,  перечитывают новые и новые поколения читателей. 


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить