Здесь был он Александром наречен

Виктория Михайлова

220 лет назад, 19 июня 1799 года, в Богоявленском соборе в Елохове был крещен Александр Пушкин.

Очень давно, ровно 220 лет назад, чуть южнее московской Покровской дороги, между речками Яуза и Чечера, в слободе, что именовалась Немецкой, а в народе Кукуевой, произошло событие, которое в то время никому не показалось слишком особенным и чем-то примечательным…

В подробности и детали того, где именно это было, не особо вникали, поэтому сейчас  можно лишь предположительно сказать, что, скорее всего, на перекрестке Малой почтовой улицы и Госпитального переулка среди дисциплинированно по-европейски выстроившихся в правильные  ряды домиков, примерно, по нынешнему адресу ул. Бауманская, 40 и находился  двор коллежского регистратора Скворцова, где в конце XVIII века обитали Пушкины: бывший майор Сергей Львович, потомок древнего дворянского рода (несколько обедневшего), и его жена Надежда Осиповна, в девичестве Ганнибал, внучка  Абрама Петровича Ганнибала, генерала и любимчика первого русского императора, «арапа Петра Великого».

Супруги были интеллигентны, умны и образованны, в доме была большая библиотека – бесценная   роскошь по тем  временам; глава  семейства знал толк в литературе и сам «баловался» стихами, правда, не для печати, а больше для дамских альбомов. Творческая  атмосфера дома Пушкиных привлекала цвет московской интеллигенции того времени, особенно часто в доме бывали литераторы Карамзин и Дмитриев; в гостиных шли неспешные остроумные беседы, в коих Сергей Львович обыкновенно бывал неотразим: блистал прекрасными манерами, искрометными шутками, красноречием и выхоленным искусством светского общения. Вне дома жаловал театр, игральные гостиные, любил прогуливаться бульварами...

Он определенно не был создан для быта: от обыденности резко скучнел, томился необходимостью заниматься двухлетней дочерью Ольгой, переложив все хозяйственные и воспитательные задачи на супругу Надежду Осиповну. Правда, она, от природы живая, темпераментная и энергичная, умудрялась не только быть экономкой и гувернанткой в одном лице, но старалась не отставать и от светской жизни: присутствовала на  домашних вечерах, вела интеллектуальные беседы и была в них «на высоте»! Восхищенные  отзывы о ее уме и блестящей  образованности были слышны далеко за пределами пушкинского дома и Кукуевой слободы.

Сергей Львович
Надежда Осиповна

Сергей Львович и Надежда Осиповна поженились по любви, поэтому бытовые неурядицы не приводили к каким-либо серьезным ссорам, и по большому счету, несмотря на некоторый богемный хаос, в доме супругов царило согласие.

Надежда Осиповна была обладательницей привлекательной, несколько экзотической внешности и прекрасной  фигуры африканской статуэтки, чем вызывала восхищение и восторг представителей сильного пола. Первые роды, правда, добавили изысканному силуэту некоторой округлости, а вновь появившийся  животик Надежда скрывала пышными юбками, и он был почти незаметен. Она любила  менять платья, которые сама же умело перешивала и переделывала из старых (напомню, Сергей Львович был знатен, но не богат), дабы всегда иметь возможность появиться в свете в «новом» наряде...

Календарь лихо отсчитал девять месяцев, и 26 мая (6 июня) 1799 года Надежда Осиповна легко и непринужденно разрешилась от бремени, явив свету здорового крупного младенца-сына.

То был великий день, праздник Вознесения Господня, Москву окутал звон колоколов, а народ ликовал еще пуще, чем обычно в торжественны дни: «Ведь это ж надо, в такой день, да еще и  пополнение у  Романовых, внучка у императора Павла!» Тогда еще, конечно, никто не мог даже представить, кем для России станет  мальчик из Немецкой слободы, по велению свыше тоже родившийся в этот день!..

В конце XVIII  века, проживая у Скворцова, Пушкины стали прихожанами Богоявленской церкви  в Елохове, местечке, что находилось на окраине Москвы. Более того, до XVIII века оно и вовсе было подмосковной деревушкой Елох, окруженной густым ольховым  лесом.

Впервые храм упоминается в Патриарших документах в 1689 году. Первоначально церковь была по-деревенски скромной и по традиции того времени деревянной. Ее расцвет начался после того, как в 1712 году в Елохово на общегородское «масляничное» гуляние прибыл Петр Великий собственной персоной и, обратив внимание на крошечную церковь, со всей свойственной ему импульсивностью тут же велел перестроить ее в камне. Сам же лично тоже поучаствовал: с широким царским размахом пожаловал  кирпич для сего благого дела. Строительство, правда, растянулось на  целых 12 лет, закончить его мешала банальная нехватка денег.

Продолжив дело своего дядюшки, недостающие средства пожертвовала племянница Петра I царевна Прасковья Ивановна (дочь Ивана V), помог и прихожанин храма полковник Воронецкий. В итоге в 1731 году обновленный просторный храм освятил архиепископ Леонид.

В  1780 году продолжилось его перевоплощение в тот величественный собор, что восхищает нас и сегодня. В каменном храме были устроены большая трапезная и новые приделы, освященные в честь Благовещения  и  святителя Николая Чудотворца, а к 1806 году устремилась ввысь новая колокольня. Именно часть трапезной и колокольни конца XVIII века сохранились в их первоначальном облике до наших дней, именно они безмолвные свидетели событий пушкинской поры.

Родители поэта, как и многие светские люди того времени, относились к православным устоям не слишком строго, хотя в церковь ходили по случаю и на праздники, а раз в год даже держали пост, приглашали священников на дом, как это тогда стало водиться среди дворян. Крестить младенца решено было в обновленном и ставшем «семейным» елоховском храме, поближе к дому.

Именно в его «Метрической книге», к счастью, была обнаружена  историческая запись от 1799 года, коряво и с ошибками нацарапанная  гусиным пером: «Во дворе у колежского регистратора Ивана Васильева Скварцова у жилца ево моэора Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр  крещен июня 8 (19) дня, восприемник граф Артемий Иванович Воронцов, кума мать означеннага Сергия Пушкина вдова Ольга Васильевна Пушкина». Значимость этой чудом сохранившейся записи настолько велика, что ныне хранится она как бесценная реликвия среди особых документов в Главархиве Москвы.

Таким образом, решением Сергея Львовича и Надежды Осиповны древний Богоявленский храм первым познакомился с будущим гением и среди множества московских уголков, связанных с именем великого поэта, конечно, занимает особое место!

Артемий Иванович Воронцов

Жарким июньским днем 8 (19) июня малыша уложили на шелковое белье в плетеную корзину, заботливо  накрыли кисейным покрывалом и понесли по переулкам мимо особняков московской знати, стараясь укрываться от жаркого солнца в тени окружавших их садовых деревьев. Рядом следовала кормилица, прижав к груди сверток с крестильными принадлежностями, и ежеминутно беспокойно поглядывала в корзину на спящего младенца. Возможно, читатель решит, что речь идет о легендарной няне Пушкина? Нет, справедливости ради стоит сказать, что с рождения и до пяти лет выкармливала поэта и заботилась о нем Ульяна Яковлева, а «мамушка», как ласково называл он Арину Родионовну, опекала в то время его старшую сестру Ольгу.

К процессии, подошедшей к храму, присоединились  будущие восприемники: бабушка малыша по отцу Ольга Васильевна Пушкина и прибывший в карете граф Артемий Воронцов, государственный сенатор и тайный советник, родственник малыша по материнской линии.

Крестных родителей на Руси всегда подбирали тщательно, приглашали людей уважаемых и знатных, часто из многочисленных родственников, которые в случае смерти родителей могли бы взять на себя ответственность за судьбу ребенка. Видимо, решая, кто станет крестными новорожденного, Пушкины рассудили так же.

По вековой традиции бабушка подготовила крестнику нарядный чепчик с лентами и батистовую рубашонку, а граф принял на себя все финансовые расходы по организации сего торжества. У храма Ольга Васильевна взяла внука на руки и внесла в храм, где царили  покой, прохлада и полумрак… Из купели крестника принял в свои руки  граф Воронцов. По родовой традиции Пушкиных,  мальчик был наречен  Александром…

Иконостас Богоявленского кафедрального собора (Благовещенский придел)

По словам нынешнего настоятеля храма Александра Агейкина, крестили будущего поэта в трапезной, примыкавшей к храму, на месте нынешнего Благовещенского придела, то есть как раз именно в той части собора, что сохранилась с конца XVIII века до наших дней. Сегодняшним посетителям посчастливилось видеть место, где крещен был великий поэт.

А кто же стал небесным покровителем маленького Александра? Многие исследователи считают, что это великий полководец Александр Невский, видимо, потому, что он приходился Пушкиным дальним предком. Предположить такое, конечно же, справедливо, но, скорее всего, им  был другой святой – Александр Константинопольский, ведь именно в день его памяти отмечал Александр Пушкин именины.

К своему небесному покровителю поэт проявлял большое почтение и интерес, не понимал и не принимал отношения иного: «Есть люди, не имеющие никакого понятия о житии того св. угодника, чье имя носят от купели до могилы и чью память празднуют ежегодно. Не дозволяя себе никакой укоризны, не можем, по крайней мере, не дивиться крайнему их нелюбопытству», – писал он в 1836 году в рецензии на исторический словарь сведений о святых.

  Вернемся же в июнь года 1799-го.

...Сергей Львович с Надеждой Осиповной, как и полагалось по древнерусской православной традиции, на крестинах не присутствовали, дожидались  новорожденного, крестных и гостей дома, заканчивая последние приготовления к торжеству. По традиции  расстелили под иконами меховую накидку – символ достатка, на нее по возвращении  уложили Сашеньку, чтобы не знал нужды и бед. Несмотря на чрезвычайную бережливость Сергея Львовича, столы накрыли на славу: пироги, блины, кулебяки, неизменные суп и гречневая каша и, конечно же, стерлядь...

Праздновали от души, не спеша: «Не скоро ели предки наши, / Не скоро двигались кругом / Ковши, серебряные чаши / С кипящим пивом и вином…» –  писал позже виновник тогдашнего торжества.

Детство Саши проходило в окружении французских гувернеров, следствием чего стало великолепное владение  французским. Даже свое самое первое стихотворение юноша сочинил на французском языке. Отец, бережливость которого порой доходила  до скупости, на образование сына денег не жалел, приглашал и оплачивал услуги самых лучших учителей и всячески поощрял любовь Саши к чтению.

Родительское воспитание было строгим, отношение прохладным, но эта сдержанность и нехватка ласки компенсировались вниманием и заботой бабушки Марии Алексеевны Ганнибал и няни Арины Родионовны.

Бабушка, по воспоминаниям ее приятельницы барыни Елизаветы Петровны Яньевой, была «очень умной, дельной  и рассудительной женщиной, занималась детьми: принимала к ним мамзелей и учителей и сама учила». А еще Мария Алексеевна «говорила и писала прекрасным русским языком» и именно она учила  внуков Ольгу и Сашу русской грамоте и письму.

Арина Родионовна

Очень просто, естественно и душевно внесла свою лепту в домашнее образование любимого воспитанника Арина Родионовна, неграмотная крепостная женщина, но знавшая при этом великое множество удивительных сказок, песен, поговорок, пословиц. Пушкин жил с ней под одной крышей  до 1811 года, и не было для Саши большего удовольствия, чем слушать ее завораживающие истории, ведь в мастерстве рассказывать их ей не было равных.

Родители занимались, в основном, светским образованием мальчика, а  проводниками в мир православной культуры и обычаев, конечно же, были бабушка и няня. Привить ему православные ценности старались и преподаватели арифметики и русского языка высокообразованные священники Алексей Богданов и Александр Беликов.

Многие родственники, в основном по линии Сергея Львовича, были людьми церковными, регулярно посещали храмы. Именно записи приходских книг о рождении, венчании, отпевании представителей всего рода по прошествии столетий помогали восстанавливать по крупицам географию проживания Пушкиных в Москве.

Конечно, Пушкина в молодые годы сложно было назвать послушным сыном Церкви. Всю свою недолгую жизнь он был подвержен душевным терзаниям и сомнениям, глубокому духовному  поиску. Но без всего этого, без творческих порывов  и душевных штормов разве был бы он тем самым Пушкиным, великим поэтом, бессмертным гением?!

К вере он пришел с возрастом, абсолютно осознанно. Публицист М.В. Юзефович, знавший  Пушкина во время второго его пребывания на Кавказе, писал о том, что поэт  жалел о духовной легкомысленности многих стихов, написанных им в юности, о том, что «мировоззрение его изменилось уже вполне и бесповоротно», о том, что тридцатилетний Пушкин «был уже глубоко верующим человеком…».  Пушкин делился со своим другом и частой собеседницей Александрой Осиповной Смирновой тем, что читал Библию «от доски до доски», находил в ней и житиях святых сюжеты для своих произведений, особенно стихов, написанных в 30-е годы XIX-го столетия.

Недаром в самом «главном» стихотворении этого цикла «Пророк» Бог через «шестикрылого серафима» дарует поэту необыкновенный талант – доносить самое главное в «сердца людей». Очевидно, что Пушкин писал о себе. «Обрезанием сердца» назвал мысли поэта, вложенные в гениальные строки «Пророка», русский философ, богослов, православный священник Сергей Николаевич Булгаков.

Уже став взрослым, Пушкин любил посещать Немецкую слободу, места своего детства. Непременно встречался с друзьями, бывал  в особняках Муравьевых-Апостолов, Голицына, Мусина-Пушкина, «навещал» и храм, в котором был крещен.

«Немецкая слобода». Картина художника Сергея Боева

В 1830 году, приехав на похороны дядюшки Василия Львовича, был на отпевании в соседнем храме великомученика Никиты.

А Богоявленский храм, первый в жизни поэта, продолжал жить в унисон всем московским событиям и истории всей страны. В 1812 году в пожаре наполеоновского нашествия он, к счастью, не сгорел, но был безжалостно разорен и разграблен. Здание храма петровской поры простояло до середины XIX века, в 1830 году было решено его перестроить, и заказ на эту работу получил архитектор Евграф Тюрин, грамотный профессионал и хорошо известный в Москве мастер своего дела.

Трудами, молитвами и пожертвованиями участников реконструкции однокупольный храм превратился в величественный пятиглавый собор с гладкими стенами, пышными колоннадами и несколькими торжественными входами, похожими на триумфальные арки. Центральная ротонда с огромным золотым куполом придала храму схожесть с собором Святого Петра в Риме. Кроме нового внешнего облика, который получился грандиозно прекрасным, внутренний интерьер был  полностью обновлен и отреставрирован, а великолепный резной иконостас засверкал золотом! Возрожденный собор был освящен в октябре 1853 года митрополитом Коломенским и Московским святителем Филаретом...

Святитель Филарет (Дроздов) поражал современников образованностью, невероятной силой духа и мудростью, умением грамотно и красноречиво оформлять глубокие мысли. Он создал текст манифеста о передаче престола Николаю I и редактировал манифест об отмене крепостного права. Святитель очень ценил творчество Пушкина, читая стихотворения, видел  муки его духовного поиска, причем настолько чутко относился к поэту, что на одно из произведений (названное самим поэтом «скептическим») создал талантливый поэтический ответ, наставляя автора на путь истинной веры.

«Дар напрасный, дар случайный, / Жизнь! Зачем ты мне дана?..» –  сетовал поэт. «Не напрасно, не случайно / Жизнь от Бога мне дана…Вспомнись мне, Забвенный мною, / Просияй сквозь сумрак дум, / И созиждется Тобою / Сердце светло, светел ум», – отвечает ему святитель Филарет (Дроздов).

Все последующие годы своей истории и в наши дни Елоховский собор помнит об Александре Сергеевиче Пушкине. В  1899 году именно в нем праздновали 100-летие со дня рождения поэта. На панихиде в память о великом нашем соотечественнике присутствовали князь Сергей Александрович Романов и его супруга Великая княгиня Елизавета Федоровна (канонизированная Православной Церковью в конце XX века).

Собор действовал и после революции, в 1935 году московские власти подумывали о его закрытии и организации под его сводами  крупнейшего в Москве кинотеатра. Парадоксальным образом начало Великой Отечественной войны помешало закрытию храма, советским властям стало «не до этого». Все страшные военные годы здесь не прекращались службы с молитвами о спасении и победе.

Интересно, что все жизненные вехи поэта, по собственному его признанию, совпадали  с днем Вознесения  Господня. В этом году его 220-й день рождения тоже совпал с этим православным торжеством. «Обстоятельство это он не приписывал одной случайности», – писал историк П.В. Анненков. Созвучно этому празднику вся короткая, но чрезвычайно яркая жизнь Александра Сергеевича Пушкина была поиском творческого и духовного совершенства. А еще были планы  построить в честь этого замечательного праздника церковь в Михайловском...

Дорогие читатели, в эти погожие июньские дни обязательно побывайте в московском кафедральном Богоявленском соборе. У его главного входа с 1992 года установлена мемориальная доска в память о Крещении Александра Пушкина. Полюбуйтесь великолепным убранством «пушкинского» храма, помолитесь у древних икон… А еще непременно захватите с собой томик стихов и, попрощавшись с храмом, откройте его, уютно устроившись на скамеечке в сквере, что находится рядом! Говорят, что 10 стихотворений Пушкина, прочитанных вслух, несут радость, прекрасное настроение, а коль настигла «русская хандра», снимают ее как рукой. Давайте проверим?!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить