Последний храм Новгородской республики

Виктория Михайлова

Скоро день рождения Великого Новгорода! Одному из самых древних русских городов, основанному в 859 году, исполнится 1160 лет! Чего только ни повидал на своем веку центр необъятных земель, раскинувшихся от берегов сурового Ледовитого океана до верховий Волги, от продуваемой ветрами Балтики до самого Урала! Здесь правили Рюрик и Ярослав Мудрый, восседал князь Олег, жил непобедимый Александр Невский.

Если вы решите отправиться в Великий Новгород, то, осмотрев Софийскую часть города, отправляйтесь на левый берег реки Волхов и обязательно посетите Зверин монастырь. На территории древней обители есть маленькая неприметная церквушка Симеона Богоприимца, которая в XV веке стала судьбоносной для древнего города…

Новгород XV века – один из самых прогрессивных и развитых городов на Руси, крупнейший торговый центр на пути из варяг в греки, столица независимой Новгородской республики. Да-да, именно республики, ведь еще в XII веке здесь сложилась особенная форма правления.

До этого времени Новгородом, как и другими русскими городами, правил князь, но в 1136 году новгородцы изгнали Всеволода Мстиславовича за то, что он позорно покинул поле битвы с суздальцами, и править городом стало городское вече из 30–40 знатных родов, именуемых «золотыми поясами», и Совет господ, состоявший, примерно, из 50 богатейших горожан. С одной стороны, первая на Руси «демократия» была на деле весьма условной, так как власть принадлежала богатой знати; с другой стороны, при решении важных вопросов все-таки учитывались разные мнения, что по тем временам было невероятно прогрессивным явлением.

Под звон вечевого колокола собирались новгородцы на Торговой площади, и бойкое купеческое место превращалось в политическую арену. С криками и шумом решали, пригласить ли князя или изгнать неугодного, кого избрать епископом, посадником, тысячником...

Сильной была Новгородская республика, известная всей Европе! Через Новгород везли мед и воск, смолу и кожу, зерно и меха. Сюда текло серебро из Европы, здесь появился рубль – новая денежная единица. В городе не было неграмотных: дети и взрослые, в том числе женщины, умели читать и писать. В качестве бумаги использовали бересту, и многие из берестяных грамот дошли до наших дней. Это и документы, и всевозможные записки, например «приказ» жены мужу о том, что он должен купить на рынке. С помощью берестяных писем сердечными посланиями обменивались влюбленные юноши и девушки.

А еще по средневековым меркам Новгород был очень благоустроенным и чистым городом. Куда там до него Парижу того времени, по описаниям историков, «утопавшему в грязи и помоях». Жители Новгорода не носили лаптей, а могли щеголять в кожаной обуви, разгуливая по чистым деревянным мостовым, выстеленным за государственный счет, причем на затоптанные настилы сразу стелили сверху новые.

Дренажная система города избавляла улицы от излишней влаги и затоплений. А еще в Новгороде были канализация и водопровод с деревянными трубами. Кстати, археологи убедились, что те из них, которые не были повреждены, и спустя столетия прекрасно удерживают воду!

Потрясающе, если вспомнить, что речь идет о средневековье…

Новгород, и древний, и современный, это город монастырей и храмов. И это особенно интересно, если вспомнить, что поначалу он отчаянно сопротивлялся проводимой Киевом христианизации русских княжеств.

Для обращения Новгорода в новую веру из Киева прибыло священство, захватив для верности воеводу Добрыню, ибо сопротивление местных язычников было ожидаемо. Прослышав о гостях из Киева, собранное вече постановило «не дать идолов опрокинуть» и назначило тысяцкого Угоняя и волхва Богомила организовать и возглавить сопротивление киевской христианской миссии.

Противостояние продолжалось долго, ожесточенно, но всё же завершилось собранием вече, на котором обсудили условия вынужденной мировой. В итоге новгородцы дали согласие на христианские проповеди, но упорно отказывались креститься.

Правда, историки считают, что еще до прибытия киевлян в Новгороде существовали и христианские храмы, и христианские общины, которые спокойно соседствовали с языческими. Вероятнее всего, сопротивление новгородцев было связано не столько с негативным отношением к христианству, сколько с нежеланием терять свою независимость, то есть в основе конфликта была как всегда политика.

Православие быстро распространилось по новгородским землям, и уже в период с 1145 по 1150 годы здесь возвели один из древнейших храмов на территории России, ставший духовным центром древней республики, собор святой Софии, а часть города, где он находится, и в наши дни зовется Софийской стороной. Почти тысячелетие оберегает «Божественная премудрость» город и в мирной жизни, и в тяжкие военные времена. Город чудесным образом не был захвачен при нашествии Батыя, войска которого, испепелив Торжок и не дойдя 200 километров до Новгорода, почему-то повернули вспять, передумав осаждать один из главнейших городов Руси. И, хотя историки находят объяснение этому в суровости здешней природы, холоде, непроходимости лесов и болот, новгородцы не сомневались – их хранит сам Господь.

Вышел победителем православный Новгород и в битве со шведами 15 июля 1240 года, которые, хитро выбрав момент ослабленности Руси в результате татаро-монгольского нашествия, отправились крестовым походом на Новгородскую республику с целью подчинить ее и насадить в ней католическую веру.

Но войско славного князя Александра Невского одержало победу над шведами, как позже разгромило и немецких крестоносцев в Ледовом побоище на Чудском озере. Именно благодаря дальновидности и дипломатическому таланту великого полководца удалось тогда сберечь и защитить православие. Князь Александр Невский не поддался на лестные уговоры европейцев, предлагавших любую помощь в борьбе с монголами, понимая, что заплатить за нее придется отказом от веры и независимости. Великий князь предпочел мирно договориться с Золотой Ордой, лояльно относившейся к православию. А может, помогла Александру «Божественная премудрость»? Ведь недаром же со словами «не в силе Бог, а в правде» отправлялся он от стен святой Софии в кровопролитные сражения.

Выстояли в трудные времена независимые Новгородские земли, окрепла вера православная. Снова повезли в Новгород купцы товары на любой вкус. Торговый путь из варяг в греки не пустовал.

Но в XV веке обернулась эта медаль обратной и, как оказалось, черной стороной. Вместе с бойкими торговцами и быстрыми судами подбиралась к Новгороду смертельная опасность, невидимая, проникающая всюду: в простые избы, дворцы и даже храмы. Черной тучей накрыла новгородские земли чума – ужаснейшее бедствие средневековья, от которого не спасали ни золото, ни драгоценности, ни высокие чины и звания.

Город погрузился во мрак и страх. Дворы, в которых появлялись заболевшие, наглухо заколачивались и охранялись стражниками. Здоровые члены семей оказывались в заточении вместе с больными и умершими и тоже были обречены. Стражники лишь передавали в дома-тюрьмы пищу и воду для тех, кто пока был жив. Находились люди, которые в отчаянии бросали всё и убегали, спасаясь от эпидемии в густых лесах. Торговля прекратилась, а купцам под страхом казни запрещали въезд в город, а если и оказывались в Новгороде заморские товары, их на 40 дней закрывали в амбары на карантин. Даже деньги, привезенные из-за рубежа, перемывали в уксусе и на пару месяцев оставляли на границе.

Умерших не успевали хоронить; боясь касаться, их тела вытаскивали со дворов длинными шестами с крюками на конце. Не успевали делать гробы, поэтому в одном большом ящике порой хоронили целые семьи. Всех умерших хоронили вместе в братских могилах (скудельнях).

А огонь, которого всегда так боялись в деревянных древних городах, во времена мора стал настоящим спасением. Повсюду на улицах жгли костры, жар от пламени хоть как-то уничтожал страшного возбудителя, витавшего в воздухе. Люди разводили открытый огонь даже в домах в надежде, что в раскаленном воздухе сгорит «черная смерть».

Как и любое бедствие, мор считали наказанием Божиим за грехи. В отчаянии и с верой в прощение Божие новгородцы молились неустанно. Церковные службы о спасении не прекращались даже в самый разгар мора. По той же причине возводили и обыденные храмы…

Традиция их строительства появилась в 996 году. Первый такой храм возвели по указу князя Владимира, вернувшегося живым и невредимым из тяжелого сражения с печенегами. В благодарность Богу и от большой радости князь повелел «поставить церковь и сотворить праздник великий». Назывались такие храмы «обыденными», так как их строили за один день в связи с обетом по избавлению городов и деревень от бедствий. Строительство начинали на рассвете и завершали на закате. Чтобы сделать это максимально быстро, привлекали большое количество людей, то есть строили, что называется, всем миром.

Именно так в 1467 году за один день возвели и церковь Симеона Богоприимца на территории Зверина-Покровского монастыря, что на левом берегу реки Волхов. Место для нее выбрали неслучайно. Указал на него сам святой Симеон Богоприимец. Вот как об этом повествуется в древней рукописи: «В лето 6975 бысть мор въ Великом Новигороди, въ Старыя Русы и в Новой, и во всех пятинах Новгородцькой области. Во Зверинцы монастыри у Покрова Богородицы бысть скуделня велия близ церькви. Божьим попущением преставилось в Великом Новигороди от смертоносныя язвы 48482 человеки, а монастырех игуменов и старцев 7652 человеки. И в то поветрие явись на сем мисти на скуделни образ Симион Богоприимец». Так и было принято решение возвести на этом месте однодневный храм не медля.

В ночь на 1 октября, едва забрезжил рассвет, опустевшие, окутанные страхом и бедой улицы наполнились людьми. К месту будущей церквушки потянулись все от мала до велика. К строительству храма полагалось приступить чистыми не только душой, но и телом, поэтому накануне организовали обязательную грандиозную баню. Всю одежду заранее постирали и прокалили от паразитов, что было важным в условиях эпидемии.

Площадь была освещена светочами из бересты. Архиепископ Новгородский Иоанн читал начинательную молитву и окроплял землю святой водой. Закипела работа: в лесу валили деревья и с помощью лошадей тащили их к месту строительства, где обтесывали бревна и укладывали в стены будущей церкви. Работу закончили ночью при свете тех же берестяных факелов. Скудное утреннее солнце, пробудившись, осветило луковку и крест новорожденной церквушки, а в сердцах изможденных тяжелой работой людей уже набирала силу надежда на спасение от чудовищного мора.

К построенной церквушке 1 октября 1467 года направился крестный ход с иконой Симеона Богоприимца, и архиепископ Иоанн освятил спасительный храм. Сразу после этого эпидемия пошла на убыль, а через год прекратилась совсем.

Церковь, с возведением которой отступила «черная смерть», стала последним датированным храмом независимого Новгорода. Маленькая, всего восемь на восемь метров, она, несмотря на миниатюрность и компактность, очень полюбилась новгородцам. Через год после возведения ее перестроили, причем из кирпича, а не из камня, что было очень прогрессивно для Руси того времени. Даже для Новгородской республики, отличавшейся высоким уровнем развития, такая практика была новаторской. Из кирпича выложили не только стены, но и с любовью выполнили фигурные украшения окон и фасадов.

Как и у многих древних храмов, у церкви Симеона Богоприимца есть своя загадка – дело в том , что на ктиторской фреске сохранилось изображение: шестнадцатискатный (таких нигде в Новгороде больше не было) храм держит на ладонях вытянутых рук архиепископ Иоанн. Археологи пытались изучить постройку в надежде найти признаки наличия в далеком прошлом шестнадцати скатов, но в ходе работ никаких подтверждений этому не обнаружили. Почему же именно таким изобразил храм древний иконописец на фреске? Остается только гадать…

Подлинная чудотворная икона Симеона Богоприимца, к сожалению, была бесследно утеряна, но южная стена церкви украшена полуфигурным изображением святого с младенцем Христом на руках, сходным с образом на чудотворной иконе. Так что не покидает святой старец своего храма.

А еще эту крошечную церквушку можно без преувеличения назвать «храмом всех святых». Основанием этому служат сохранившиеся фрески XV века, каких не встретишь больше нигде на Руси. И не потому, что их не сохранилось, – таких просто больше не было. Купол выполнен традиционно, а вот в росписи стен присутствуют уникальные изображения всех святых в порядке их почитания с сентября по август – настоящий православный календарь, изображенный древним мастером. В отличие от традиционного прочтения православного месяцеслова с сентября, этот обычно начинают читать с фигуры небесного покровителя последней церквушки древней независимой республики – Симеона Богоприимца.

Конечно, уникальные фрески «продержались» шесть веков благодаря подновлениям в XVII и XVIII веках. Удивительный факт: даже в советский период реставрационные работы начались здесь еще до окончания Великой Отечественной войны, в 1944 году, а позже возобновились в период с 1971 по 1975 годы, то есть в годы, когда большая часть храмов России находилась в разрушенном, изуродованном виде. В 1979 году симеоновский месяцеслов расшифровал Н.Н. Герасимов, будучи еще студентом Академии художеств. Иконографический анализ ликов позволил ему определить святых по их фресковым изображениям. В XV веке, когда храм расписали, триста шестьдесят шесть фигур святых смотрели с его стен на молящихся. До наших дней из них сохранились только двести сорок пять.

Почему же скромную маленькую церквушку в Новгороде расписали так уникально? Возможно, решение изобразить всех святых связано с огромным числом жертв смертоносной эпидемии. Абсолютно для каждого умершего новгородца – свой небесный покровитель! Уникальная роспись позволяла одновременно поминать десятки тысяч погибших!

Историки сходятся во мнении, что особое место здесь занимают фигуры преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского, которые одинаково почитались и в Московском княжестве, и в Новгородской республике. Они символизировали стремление новгородцев мирно уживаться с Москвой, хотя та не «мытьем так катаньем» пыталась подчинить себе свободолюбивые земли. Изображенные фигуры святых гармонично сочетаются с размерами храма, не кажутся мелкими, и, хотя одежды их выполнены схематично, лики отчетливо видны даже на расстоянии.

В наши дни в церкви не проходят службы, после последней реставрации советского периода она является музеем и объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Фрески прекрасно освещены, кроме того, есть специальный прожектор, который можно направить на конкретное изображение, чтобы хорошо его рассмотреть. Возле храма тихо и спокойно, а скромная внешне церквушка потрясает внутренней красотой, величественностью и ощущением древнего духа, сохранившегося под этими сводами.

К сожалению новгородцев, воззвания к помощи святых не спасли древнюю республику от падения. Новгороду, зажатому между княжеством Литовским и Московской Русью, всё труднее было сохранять независимость, и он предпринимал попытки сближения с Литвой. Московский же князь Иван III, желая это предотвратить, в 1471 году двинулся походом на Новгород и разбил новгородское ополчение в сражении на реке Шелони.

В результате республика была вынуждена отказаться от союза с Литвой, но этого Ивану III было мало. В 1478 году он предпринял очередной поход с целью устранить верхушку власти в Новгороде. В итоге многие бояре были казнены, иные сосланы на военную службу. Московский князь издал запрет на созыв вече, а новгородский вечевой колокол в качестве трофея забрал в Москву. «Князь великий велел колокол вечный спустити и вече разорити». На защиту вечевого строя встал, в основном, простой народ, а властвовавшие в республике бояре, как писал Карамзин, «не стояли ни за вечевой колокол, ни за посадника, а стояли за свои вотчины»…

Согласно красивой древней легенде трофейный колокол до Москвы не довезли: по дороге, где-то в районе Валдая, он упал и рассыпался на бесчисленное количество маленьких колокольчиков, которые и по сей день звенят переливами по всей новгородской земле, напоминая о ее самобытном прошлом. А святые маленькой обыденной церквушки Симеона Богоприимца, последней из возведенных в независимой Новгородской республике, вот уже шесть веков продолжают хранить эти земли и их жителей от бед и ненастий.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить