«Пасхальный» храм над Окой

Виктория Михайлова

Невероятно красивые места с древних пор выбирали на Руси для возведения храмов, они дарили вдохновение для жизни, добрых дел, творчества... И всегда тянулись к таким местам люди…

Ранним субботним утром увозит меня автобус от московского шума и суеты. Быстро мчит по пустой трассе, а я уже предвкушаю встречу с уютным местечком, где словно замерло время, словно на дворе всё еще XIX век, еще та Русь позапрошлого столетия. Тогда-то и стало оно, такое «удивительное по своей лирической силе ландшафта», модным и известным сначала, в основном, среди художников и писателей.

Первооткрывателями «среднерусской Ривьеры»  были интеллигенты так называемой «первой  волны»:  Цветаевы, Поленовы, Ватагины, Виноградовы, Борисов-Мусатов. В те времена их поездки сюда из Москвы были настоящим путешествием: под протяжный гудок паровоза неспешно с Курского вокзала отправлялись  поездом до станции  Ока, дальше – в плаванье на пароходике по реке к заветному причалу. У деревянной, нагретой солнцем пристани уже ждал неизменный тарантас, куда переносили с палубы  вещи, а сверху на чемоданы барышни обязательно водружали шляпные коробки.

 ...В стороне остался  древний Серпухов, сверкнув  куполами церквей на Соборной горе, и вот уже бежит дорога по широкой долине Оки, то прорезая, то огибая встречные холмы, на которых шумят  вековые сосны, а вскоре выбегает к небольшой речушке. Еще немного, и дорожный указатель сообщает: «Приехали!»

Замечательное местечко с удивительно поэтичным названием Таруса встречает звоном колоколов, плывущим  над завораживающей ширью. Крошечный городок,  прилепившийся к высокому берегу Оки, там, где в нее впадает речка-тезка Таруса, и сейчас хранит свое удивительное обаяние, влюбляя в себя каждого приехавшего. Хочется и рисовать, и писать стихи одновременно – удивительное место, способное раскрыть таланты любого человека.

Площадь городка всего 12 квадратных километров, но плотность наполнения их  знаменитыми именами, памятниками, музеями, удивительными людьми невероятна! И, конечно, радостью и гордостью Тарусы являются ее замечательные храмы, словно парящие над рекой и городом, видные отовсюду.

Скоро праздник  Светлой Пасхи! И есть в Тарусе храм, судьба которого очень созвучна главному православному торжеству, храм Воскресения Христова, расположенный на Воскресенской горе, переживший  целых семь собственных возрождений, ставший местом чудесного обретения святынь. А еще знаменитый архитектор-реставратор Лев Артурович Давид назвал этот храм  «энциклопедией русских церковных архитектурных стилей».

…Дорожка над крутым берегом Оки вывела меня к  подножью Воскресенского холма и устремилась на его вершину к храму, и я, не раздумывая, последовала за ней. С каждым шагом вверх вид на Оку и старый город всё больше завораживал – необыкновенная красота!

Двери белоснежного «пасхального» храма  гостеприимно распахнуты, только закончилась служба, разошлись прихожане. Под церковными сводами тихо, спокойно и по-домашнему уютно. Служащая храма Екатерина Николаевна, приветливо улыбаясь и по здешней  традиции прочтя красивое четверостишье о родном городе, показала мне самые почитаемые и необычные церковные святыни и со словами «А давай-те ка я подарю Вам эту книгу о нашем храме и наших замечательных прихожанах!» вручила памятный подарок.

С первых страниц увлекла меня  история самой древней в Тарусе обители. Автор и составитель сборника «Возрождение» Екатерина Морозова-Утенкова по крупицам собрала уникальную информацию о храме, людях, чьи жизни были неразрывно с ним связаны, записала и отредактировала их воспоминания. А ведь со временем всё это просто могло быть безвозвратно утеряно. В итоге колоссальной работы над книгой получилась увлекательная история  о многовековой жизни замечательного храма…

С древних пор  название этого места связано со светлым Христовым Воскресением. В 1215 году  здесь располагалось село Воскресенское, которое удивительным образом спасалось от татарских набегов, в то время как в окрестных местах пылали пожары и тлели пепелища.

 В XVI веке согласно летописи на Воскресенской горе существовали монастырь, построенный  в честь святого митрополита Петра, и деревянная церковь, уже тогда названная в честь светлого Воскресения Христова. К сожалению, ее  постигала печальная участь…

Середина XVI века была тяжелым временем для Тарусы, загородившей собой Москву и оказавшейся в пекле сражений с крымским ханом Давлет-Гиреем. Объято пламенем было и Воскресенское. В 1571 году  его церковь была сожжена вместе с жителями;  «осталась пустошь, а в нем место церковное Воскресения Христова», – гласят Тарусские  летописи.

Но, как метко подметила автор Екатерина Петровна, «свято место пусто не бывает!» И уже в начале XVII века храм начали отстраивать заново, теперь в камне. К 1654 году отстроили и укрыли в нем святыни уничтоженного Петровского монастыря, правда, за следующее столетие церковь снова разрушилась.

Неспокойно жилось тут людям без храма, и обратились они к игумену  Владычного монастыря в Серпухове, которому тогда принадлежали Воскресенские земли, отцу Симеону. Внимательно выслушал он просителей, и его стараниями храм был восстановлен.  К 1854 году он был обновлен уже в пятый раз, так как необходимо было его расширить и отреставрировать. Храм очень любили жители и Тарусы, и соседних деревень, а он не мог при тех размерах вместить всех желающих попасть на службу. Так появился новый придел, освященный в честь святителя Димитрия  Ростовского.

Внешне церковь тоже менялась, шла, если так можно сказать, в ногу со временем: появились купола-луковки, в русском стиле над кровлей и крыльцом раскинулись шатровые крыши.

В XIX  веке настоятелем храма был отец Даниил Яхонтов, который составил подробную  уникальную летопись Тарусской жизни. Его последователем стал Николай Успенский, прослуживший в храме до самого его закрытия в послереволюционное время. Советские власти арестовали больного и стареющего отца Николая в 1930 году и отправили в московскую тюрьму. По ходатайству родственников и друзей в связи с болезнью вскоре освободили, но потрясения и недуг окончательно сломили жизненные силы священника, и в 1931 году он умер.

Для Тарусы характерны удивительные культурные традиции, такие редко встретишь в маленьких провинциальных городках. Как раз в этом ее уникальность и неповторимость. И семья Успенских была одной из самых культурных и образованных в городе. Все пятеро детей отца Николая пели в хоре, а дома в гостиной у рояля устраивали концерты духовной и светской музыки. Сыновья и дочери священника дружили с Мариной и Анастасией Цветаевыми, семьей Поленовых, а сестра жены великого художника Вера Васильевна Вульф обучала их музыке.

Книга «Возрождение» содержит уникальные воспоминания очевидцев, ровесников разных событий, связанных с жизнью храма и прихода. Невероятно интересно слышать информацию  из первых уст. Она бесценна, так как не попадает  в большие архивы, а с уходом людей просто теряется.

XX век стал тяжелым испытанием для всех храмов в нашей стране. Все мы знаем, что их разрушали, сносили, закрывали, оскверняли…

Как это было? Что чувствовали верующие люди? В книге прочла я уникальное воспоминание Виктора Павловича Казанского о тех трагических для Воскресенского храма днях. Человек, прошедший Великую Отечественную войну, не раз смотревший в лицо смерти, всю жизнь помнил тот «грохот разрушения» храма его детства, непонятный, шокирующий, перевернувший все представления о мире, разрушивший сам этот мир в детской душе.

Осенью 1932 года Вите было семь лет. Холодным утром у храма, с которого еще вчера сбросили колокола, толпились прихожане. Мальчик прибежал туда босиком, едва одевшись. Спешил на людской плач, причитания и молитвы. Несколько дюжих рабочих, забравшись на колокольню, безуспешно пытались сломать крест, который стойко держался до последнего, пока не рухнул с грохотом на кладбище рядом с церковью. Сердце Вити сжалось – ведь там могилка дедушки, который был диаконом храма. Следом сломали  колокольню. Она осела, оглушив шумом очевидцев, подняла такой столб пыли, что утренний свет вновь уступил место непроглядной ночи. Ошеломленные, расходились люди с места варварской расправы. Прихожане вмиг осиротели.

У разрушенных стен всю ночь полыхал костер, в котором горели храмовые книги, иконы. Неожиданно пошел дождь и затушил огонь, но святыни продолжали тлеть. Остов храма заперли на засов и навесили замок. А  люди продолжали приходить на руины и кострище, подолгу стояли и крестились.

«Седьмое начало» в жизни храма (так назвала новейший период его истории автор Екатерина Петровна Морозова-Утенкова) началось летом 1988 года. Оно стало возможным благодаря  Елене Александровне Кондрахиной, Марии Владимировне Куприяновой, Наталье Сергеевне  Надеинской. Сначала составили письмо в областной Отдел  религий с просьбой об  утверждении церковной общины. Неделя ушла на сбор подписей, потом отправились в Калугу к владыке Илиану, который и благословил тарусян на святое дело.

Интересно, что застопорилось оно в Отделе по делам религий, а в итоге «зеленый свет» получило благодаря секретарю райкома партии, у которого, как потом оказалось, любимая  бабушка была глубоко верующей. Вот такой парадокс!

Наконец и долгожданная первая служба 18 января 1989 года в Крещенский сочельник!  Двумя занавесками заменили иконостас, к ним прикололи две бумажные иконки – вот и всё убранство. Не работало отопление, но прихожане не чувствовали холода, души грела долгожданная радость!

Священником храма стал отец Леонид Гвоздев, которого в Тарусе уважают все без исключения жители. И, хотя выглядит он несколько строго, люди знают, что, «если вопрос какой возникнет по жизни, ответит каждому и конкретно». В помощь ему и храму замечательная «половинка» – добрая милосердная деятельная матушка Галина. Конечно, именно неустанным трудом отца Леонида возродился храм.  Растет приход, людей много, но батюшка всегда принимает всех, кто ищет свой путь ко Христу, и неизменно верен своему кредо: «Никогда нельзя ставить крест на человеке, в человека надо верить, как до последнего верит в него Бог».

Храм восстанавливали под руководством опытного архитектора-реставратора Бориса Григорьевича Могинова. Строители бригады Николая Вьюшкова самоотверженно работали  по шестнадцать часов в сутки, жили в сараях, но выстроили, хотя  задача стояла непростая. Необходимо было сохранить и  гармонично соединить все три стиля разных эпох существования храма: XVII,  XVIII и XIX века. Часть его славной истории дописал и век двадцатый: построили крестильную, мастерскую, котельную.

Храму Воскресения Христова повезло, ведь Таруса – город художников. С душой  взялись они за внутреннее убранство вновь отстроенной церкви. Получилось красиво и оригинально. Руководила художественными работами замечательный мастер-иконописец Ирина Васильевна Ватагина, дочь знаменитого скульптора В.А. Ватагина. Такому редкому для женщины направлению в живописи, как иконопись, она училась у монахини Иулиании (Марии Соколовой), у нее же учился создавать святые образы и Евгений Георгиевич Утенков, мастер более старшего поколения. Созданием иконостаса и росписей занимались Ирина Старженецкая и Анатолий Комелин. Кисти самой  Ватагиной принадлежит главная святыня храма – икона Божией матери «Боголюбская». Анатолий Комелин выполнил крест с Голгофой, установленный слева от иконостаса. Кроме современных икон, в храме собраны и древние, написанные в XVII и  XIX веках. Некоторые из них  оказались здесь самым чудесным образом…

Есть у  храма совершенно уникальная реликвия – хранительница калужских земель от бед, недугов  и житейских ненастий икона Божией Матери, обретенная в середине XVII века в небольшом местечке под Калугой, а потому и названная «Калужская». С тех пор вот уже 300 лет оберегает она славные места эти  от врагов, а людей  от болезней. После крестного хода с этой иконой  в XVIII веке отступила эпидемия чумы, забравшая тысячи жизней; в Отечественную войну 1812 года Наполеон, решивший захватить Калугу, неожиданно и необъяснимо повернул в другую сторону к тем землям, где уже побывал и которые успел разорить, а пленные французские солдаты в испуге и панике  рассказывали про пришествие Богоматери, сообщавшей о грядущей победе русской армии.

Иконография образа очень редкая. Богородица изображена без Младенца Иисуса. Смиренно смотрит она в раскрытую книгу, держа рука у сердца. Возможно, сосредоточилась на молитве или думает про весть о непорочном рождении Сына Божиего?..

Чудесным образом появился в  Храме Воскресения Христова список с этой чудотворной иконы. Храм отстраивали, возрождали, оформляли всем миром. И вот однажды  кто-то принес ризу с неизвестного образа,  а в 1994 году неизвестные дарители преподнесли храму  икону. Оказалось, что образ и риза «нашли» друг друга. Сомнений не осталось – части списка с чудотворной иконы Божией Матери «Калужская» волшебным образом соединились в восстановленном храме на калужской земле!

И вновь, как в прошлые века, потянулись к ней верующие из мест близких и  далеких с  молитвами об исцелении больных от телесных и душевных недугов, и «светлыми лучами чудес икона Твоя сияет, Богомати Пречистая»! Низкий поклон тем неизвестным людям, что смогли сберечь святыню в трудные времена.

Конечно, находились скептики, которые не верили  в возможность восстановления храма, разрушенного более чем на 70 процентов. Но вера и упорство одержали победу, и вот он, воскресший из руин, «стоит здесь, как и триста лет назад, у источника чистой воды». И снова восхищает всех: и проплывающих мимо по Оке, и гуляющих по старинному городку.  А в Светлое Христово Воскресение, в свой престольный праздник, гостеприимно встретил он прихожан и гостей!

Таруса, мне пора, но я обязательно приеду снова! Как хорошо понимаю Константина Паустовского, который писал: «В Тарусе очень хорошо. Окрестности сказочные… места здесь чудесные… В Москву не тянет». Полностью согласна!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить