«Долгой жизни не просил у Бога…»

Николай Головкин

15 февраля – 40 дней со дня кончины Николая Николаевича Лисового (1946–2019), историка Церкви, философа, поэта.

«Н.Н. Лисовой создал научную школу…»

В эту грустную весть, которая потрясла до глубины души, до сих пор трудно поверить:  после тяжелой болезни в ночь Рождества Христова, этот светлый праздник он очень любил, ушёл от нас после героической борьбы за жизнь и горячих молитв за него Николай Николаевич Лисовой, заместитель председателя Императорского  православного палестинского общества (ИППО), ревностный поборник и хранитель традиций многовекового духовного присутствия нашего Отечества на Святой Земле, известный российский ученый-историк, писатель и общественный деятель.  Н.Н. Лисовой обладал уникальным даром слова, широко известен как талантливый поэт, публицист, автор сценариев, ведущий и участник православных телевизионных фильмов. Он был членом Союза писателей России. Многим памятны его увлекательнейшие лекции и захватывающие экскурсии по Русской Палестине, живо воскресавшие в воображении крестный путь Спасителя.

«… Отдельное значительное место среди многочисленных работ Н.Н. Лисового, – отмечается в некрологе, опубликованном на сайте ИППО, – занимает фундаментальная двухтомная публикация документов Россия на Святой Земле”– серьезный и важный труд, впервые в науке представляющий всестороннюю документированную и прокомментированную картину русского влияния и присутствия в Палестине в XIXXX вв. Документы, впервые опубликованные Николаем Николаевичем в его двухтомнике, стали своеобразным источниковедческим прологом к целой серии дальнейших научных публикаций. Многие проблемы русского присутствия в библейском регионе и, прежде всего, в Палестине, впервые в отечественной историографии нашли свое решение в фундаментальной монографии Русское духовное и политическое присутствие на Святой Земле и Ближнем Востоке в XIX начале XX веков. За это исследование он стал лауреатом премии имени митрополита Макария (Булгакова) за 2007 г. Многие важные издательские проекты ИППО за последние двадцать пять лет связаны с неустанной просветительской деятельностью Н.Н. Лисового...».

Возвращение» России на Святую Землю. Как это воспринимается современным миром и, в первую очередь, Израилем и Палестинской автономией? Нуждается ли арабское население в русских больницах и школах? Какие задачи ставит перед собой Императорское православное палестинское общество в XXI веке?

Эти и другие темы заместитель председателя Императорского православного палестинского общества Николай Николаевич Лисовой  постоянно освещал не только в своих фундаментальных трудах, но и в научных докладах, телевизионных и радио передачах, интервью для печатных и электронных СМИ.

Особо подчеркивается в некрологе, что «…за многие годы руководства научной деятельностью ИППО Н.Н. Лисовой создал научную школу, участники которой во главе с ним осуществляли глубокие исследования истории и современного состояния русско-палестинских связей, православного паломничества, религиозного диалога, культурных, политических и социально-экономических реалий на Святой Земле…».

…10 января 2019 года в храме Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего женского монастыря Москвы прошли отпевание и церемония прощания с Николаем Николаевичем Лисовым. Отпевание совершил почетный член ИППО, член Священного Синода Русской Православной Церкви митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Он огласил соболезнования Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла родным и близким Николая Николаевича.

По Промыслу Божиему погребение Николая Николаевича было совершено на Даниловском кладбище Москвы.  Здесь после ее блаженной кончины была погребена одна из любимых святых Николая Лисового Матрона Московская.

Здесь погребен и митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев; 1926–2003).

Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев; 1926–2003)

В 1969 году произошло судьбоносное для Николая Лисового знакомство с владыкой Питиримом, который с 1963 по 1994 годы возглавлял издательский отдел Московской Патриархии, после чего Николай Николаевич на долгие годы стал внештатным сотрудником «Журнала Московской Патриархии». По словам Николая Лисового, «владыка Питирим по широте духовной, по образованности, по ритму мышления, по готовности воспринимать и перерабатывать информацию был одним из самых выдающихся иерархов нашей Церкви».

«Издательский отдел, – вспоминал Николай Николаевич, – представлял собой институт очень интересный, там работали целые отделы на восполнение, на воссоздание научной, богословской эстафеты. В 1970-е годы были предприняты такие уникальные издания, как семь томов Настольной книги священнослужителя, начали выходить служебные Минеи в двадцати четырех томах, то есть по существу велась помимо собственно издательской деятельности, большая богословская и церковно-историческая работа. Образно говоря, как историк русского богословия, как историк Русской Церкви я вышел оттуда».

«Московский Златоуст»

Даже тем, кому не удалось слишком близко общаться с Николаем Николаевичем (и среди них, к сожалению, автору этих строк!), неизменно врезались в память его пытливый, понимающий взгляд,  его артистическая речь, его природное режиссерское дарование, аскетичность. И за всем этим – глубокая огромная эрудиция.

В нашей памяти этот удивительный человек, светлая личность останется горячим патриотом России и православной веры, знатоком истории, первопроходцем и популяризатором идеи русской православной имперской державности в современной России. 

Его с уважением называли «московским Златоустом»: Николаю Николаевичу, обладателю редкого ораторского дара, удавалось объяснить самые сложные вещи самым доступным и ясным языком. Лисовой был выдающимся миссионером. Он продолжал дело церковных учителей – особый чин церковнослужителей древней Церкви.

Было что-то по-детски непосредственное во всем облике Николая Николаевича, всегда готового откликнуться, а то и вовсе оказать помощь. Не было ни тени кичливости в этом удивительном человеке, наделенном уникальными исследовательскими и организационными полномочиями. Напротив, юношеский задор сочетался в нем с почти «старчески»-умудренной простотой. И всё это находило выход в смелых импровизациях, наглядных рассказах, подобно рождественским народным вертепам, раскрывавших реальность с ее яркой неожиданной стороны.

…Николай Николаевич Лисовой родился в семье офицера 23 октября 1946 года в городе Станиславе (ныне Ивано-Франковск) на Украине.

Хотя он был более склонен к гуманитарным наукам, в старших классах школы Николай увлёкся очень модной в то время физикой элементарных частиц и поступил на факультет теоретической и экспериментальной физики Московского инженерно-физического института (МИФИ).

Далее были аспирантура Института философии и защита диссертации кандидата философских наук по теме «Философский анализ современных концепций времени в физике и космологии».

И вдруг – крутой поворот к любимым с детства гуманитарным наукам:  работа Николая Николаевича на филологическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова, а с 1980 года – в Историческом музее столицы.

По словам Николая Николаевича, с самой школы это был его личный проект «круговой обороны» – стремление походить на великого Ломоносова и других ученых XVIII века, которые были способны одинаково эффективно работать в различных отраслях науки.

Он является автором порядка 300 публикаций от небольших статей до серьезных научных трудов по физике, философии, культуре, истории Церкви и общей истории.

Среди них у Николая Николаевича есть немало работ, посвященных православным святым. О них он постоянно рассказывал и в полюбившейся многим передаче «Православный календарь», которую Николай Николаевич вел на канале «РТР» в конце 1990-х годов.

Николай Николаевич Лисовой

В 1974 году Николай Николаевич вступил в Русское палестинское общество при АН СССР (ныне Императорское православное палестинское общество – ИППО). В 1989 году был избран членом Совета общества и бессменно проработал в его составе до конца жизни.

В 1995 году Николай Николаевич стал сотрудником Центра истории религии и Церкви Института российской истории РАН, где также до конца жизни проработал в должности главного научного сотрудника.

В 2007 году Николай Николаевич защитил докторскую диссертацию по теме «Русское духовное и политическое присутствие на Святой Земле и Ближнем Востоке в XIX – начале XX веков». В своем фундаментальном труде он обосновал, что православное паломничество было, есть и должно быть в будущем локомотивом русского присутствия и влияния во всем ближневосточном регионе.

Таким образом, Николай Николаевич реализовал свои планы, мечты, силы в самых разных поприщах и областях знаний от естественно-научных до чисто гуманитарных. Однако весь этот широкий диапазон спрессовался для него в единый творческий путь. Путь самоотверженного служения науке, с которого он уже не сходил до самого конца своей жизни, явив пример редкостной в своей цельности и целеустремленности личности.

«Церковь  является матрицей всего нашего исторического национального опыта...»

Первый раз мне довелось встретиться и познакомиться с Николаем Николаевичем 10 лет назад, в 2009-м. В Церковно-научном центре «Православная энциклопедия» для их сайта Седмица.ru, с которым я сотрудничал, попросили взять интервью у Николая Лисового, человека поистине легендарного, которого до этого мне приходилось видеть лишь на экране телевизора, он пригласил меня домой.

Особое внимание мы уделили весьма актуальной, злободневной теме: сегодня одна из главных проблем, которая несет угрозу национальной безопасности России, ее существованию, это духовное состояние общества.

Под красочной вывеской прогресса, политкорректности, толерантности, как было подчеркнуто в беседе, идет явная подмена ценностей: традиционные нормы морали и  этики представляются скучными, немодными, глупыми, а зло, наоборот, привлекательным и современным.

В средствах же массовой информации определенного толка нравственность подвергается насмешкам. Огромную актуальность в России в связи с кризисом в духовной сфере приобретает выстраивание отношений в системе «государство-общество-религия».

Именно поэтому Николай Николаевич, авторитетный историк Церкви, несмотря на свою огромную занятость, согласился встретиться со мной. Я знал, что он прекрасный оратор, собеседник, человек энциклопедических знаний, большого обаяния. Теперь убедился в этом воочию.

Николай Николаевич так увлекся разговором, что мы беседовали с ним в течение двух с лишним часов. Беседовали на самые разные темы (а не только на ту, что составила предмет интервью!) от его биографии до современного анализа мировых событий и проблем как светского, так и церковного общества.

Вот лишь одна интересная грань его судьбы. По матери Николай Николаевич был внуком священника.

«Дед по матери отец Никанор Немчинов, – рассказывал Николай Николаевич, – был священником, последнее письмо от него пришло в 1934 году, а дальнейшая его судьба неизвестна».

Нет, Николай Лисовой не забывал о сталинских репрессиях, но считал, что «русская иерархия не была пленницей сталинизма», а после окончания Великой Отечественной войны она «вполне сознательно сотрудничала с советским руководством в восстановлении русского влияния в мире».

И в нашей с ним беседе Лисовой подчеркнул эту важную для него мысль:

«…Сегодня Русская Православная Церковь является одной из немногих, почти единственной скрепой и дореволюционного имперского единства, и советского имперского единства. Потому что Церковь  является матрицей всего нашего исторического национального опыта. И сегодня, по существу, только к ней обращаясь, мы имеем источник знания о том, как надо обустраивать жизнь. Это – жертвенное служение Отечеству. А что же это такое, если не христианская жертвенная жизнь?» 

…Мы тепло попрощались. Спустя какое-то время я прислал текст интервью на согласование. А Николай Николаевич, внеся в него лишь какие-то незначительные правки, прислал мне это интервью для публикации.

Да, нам не довелось стать друзьями, хотя держался он очень демократично, просто, что располагало к продолжению добрых человеческих и творческих связей. Но и не стала эта встреча просто эпизодом в моей судьбе, а духовно обогатила меня, за что буду благодарен Николаю Николаевичу до конца моих дней.

«Русская Палестина не закрылась в 1917-м…»

Наверное, одним из самых впечатляющих «детищ» Н.Н. Лисового стала состоявшаяся в 2012 году в московском Манеже выставка «Россия на Святой Земле: к 130-летию сотрудничества Императорского православного палестинского общества с народами Ближнего Востока» (5–14 июня 2012). Выставка, в которой судьба царских страстотерпцев переплелась с крестными страданиями Спасителя,  совпала с празднованием 400-летия династии Романовых.

«Россия на Святой Земле: к 130-летию сотрудничества Императорского православного палестинского общества с народами Ближнего Востока»

Эта поистине эпохальная выставка, в организацию которой Николай Николаевич вложил тогда много душевных и физических сил, поражала многогранной всеохватностью представленных на ней экспонатов. Впервые в центре Москвы открылась экспозиция, которую осенили масштабные портреты царской семьи, ставшие ее главным ключом. А венчающий маршрут выставки монументальный киноэкран являл зрителю историю подвижников освоения Русской Палестины. И, в первую очередь, Великого князя Сергея Александровича и сменившей его в 1906 году на посту председателя ИППО Великой княгини Елисаветы Феодоровны.

Обширные выставочные пространства, стянувшиеся вокруг сердца всей экспозиции – громадные копии главной иерусалимской святыни – Кувуклии – демонстрировали богатейшее культурно-историческое наследие. Архивные материалы соседствовали в них с предметами декоративно-прикладного искусства (в том числе с археологическими артефактами из коллекции царской семьи), хроникально-документальными кадрами, инсталляциями и макетами архитектурных сооружений. А многочисленные панорамы и акции с выступлениями фольклорных ансамблей и лекциями представителей населяющих легендарные библейские земли народов включали древние исторические свидетельства в широкий контекст самой актуальной сегодняшней проблематики.

И во всем этом присутствовала мысль Н.Н. Лисового, организатора и главного научного консультанта выставки, тщательно продумавшего все нюансы экспозиции вплоть до музыкального и визуально-оформительского ее наполнения.

…На  выставку постоянно прибывали гости самого высокого ранга. И для всех них Николай Николаевич, который чуть не дневал и ночевал здесь, регулярно проводил экскурсии. Но, несмотря на это, и мне довелось побеседовать с ним в эти дни.

«…Русская Палестина, – особо подчеркнул Николай Николаевич в нашей беседе, – не закрылась в 1917-м, продолжалась в течение советского периода, активизировалась вместе с российской политикой на Ближнем Востоке при Сталине в 19451953 годах, при Брежневе в 19681974 годах, при Горбачеве в 1989 году, при Ельцине и Хасбулатове в 1992 году, при Путине и Медведеве в 20052012 годах и сегодня составляет основу работы политиков и дипломатов по возвращению российской собственности и разработке современных моделей внешней политики России на Ближнем Востоке.

Воробьёв М.Н. Вид Иерусалима. 1836

Русская Палестина была и остается системой открытой и как исторический феномен, и как предмет исследования, осмысления и планирования. Наши знания о ней углубляются и расширяются с каждым новым поколением исследователей, новыми источниками и документами, новым взглядом и новой концепцией. На каждом этапе изучения и осмысления наступает рано или поздно время, когда достигнутые результаты в свете новых задач и открытий оказываются недостаточными. В научном плане наша задача обеспечить тот уровень научной полноты, аналитической и документальной фундированности, при котором те, кто придет за нами, могли бы уверенно и обоснованно продолжить работу, не зачеркивая и не отвергая сделанного, но достраивая и расширяя то, на чем остановились мы».

Да, поистине так: русское присутствие в Палестине никогда не прерывалось. Однако поддерживать его становится всё труднее и труднее. Сегодня именно на плечи России ложится, по мысли Н.Н. Лисового, главная ответственность за судьбы православной веры, а возможно, и всего мира. И именно нашим соотечественникам там приходится брать на себя миссию, иной раз граничащую чуть ли не с апостольской, а порой, увы, мучинической.

…По Промыслу Божиему судьба хранила Николая Николаевича до самых последних дней его жизни. На известной фотографии его сгорбленная фигура склонилась в глубине тесного, похожего на монастырскую келию помещения пред грудами необъятных материалов. Одними из тех, что вошли в многотомные труды ИППО, регулярно издававшиеся под непосредственным научным руководством Лисового.

Николай Николаевич Лисовой

На ставшей ему родной древней палестинской земле рвались снаряды, пропадали жертвы карательных и террористических операций, гибли от голода, болезней, геноцида люди, страдали православные христиане. А он всё сидел и разбирал, подобно смиренному Нестору-летописцу, пожухшие фолианты, неподъемные «амбарные» книги, ведомости, пыльные архивные документы. Оно и понятно. Ведь он готовил всё это для вечности. И, наверное, страстно мечтал, чтобы на нашей многострадальной планете наступил долгожданный мир. Будем надеяться, что эта столь близкая и всем нам мечта, ставшая для нас его главным духовным завещанием, когда-нибудь сможет осуществиться.

«Мы держим свою православную оборону...»

Однако за внешней неутомимостью и широтой творческого размаха в облике Н.Н. Лисового ощущалась не просто строгая духовная дисциплина, но, прежде всего, его твердая нравственная и мировоззренческая позиция. Наверное, именно эта позиция создавала в нем образ  не только человека принципиального и ответственного (а порой в чем-то даже и непримиримого!), но и шире – борца за правду. И, может быть, именно это его качество и составляло одну из главных черт Николая Николаевича, чей яркий просветительский (если не сказать больше, проповеднический дар!) сочетался с глубокой человеческой скромностью, трезвым и взвешенным осмыслением реалий современной действительности.

…В последние годы Николай Николаевич тяжело болел. Но продолжал до конца своих дней претворять задуманное, а при этом еще не только работал над научными темами, но и откликался на события в мире, России, жизни нашей Церкви.

Так, в июле прошлого года Николай Лисовой в интервью «ТВ Царьград» говорил подробно о судьбе православия в современном мире, о том, что события на Украине могут повлечь за собой совокупность расколов..

«...Либо мы держим свою православную оборону, –выделил он особенно волнующую его проблему.– Последний окоп. Третий Рим. Делайте, что хотите, ругайте нас, проклинайте, но мы последний оплот обороны».

«У батюшки Амвросия Россия на крыльце…»

Многое из обширной и многогранной деятельности Н.Н. Лисового осталось в моих заметках, как говорится, за кадром. Так, ждет исследования, например, его глубокая самобытная, поистине пророческая поэзия, смело насыщавшая древние исторические мотивы острым насущным содержанием.

И об этом, конечно же, нужно говорить специально на посвященных ему научных чтениях, которые раньше или позже, верю, будут учреждены, вечерах памяти Николая Николаевича, в книгах воспоминаний, телевизионных передачах.

«…с детства писал стихи, – рассказывал в одном из интервью Николай Николаевич. – В 1964 году у меня должен был выйти первый сборник стихов, но вышел он двадцать лет спустя. Весь период так называемого застоя, ни одной моей строчки не было напечатано».

«…Как поэт Николай Лисовой был отмечен литературными премиями, – вспоминает первый секретарь Союза писателей России Геннадий Иванов, который дружил с Николаем Николаевичем многие годы. – Его книга Круг земной выходила несколькими изданиями. На его поэтические вечера всегда собирались большие аудитории любителей истинной поэзии».

Из аннотации к поэтическому сборнику «Круг земной»:

«Основная часть составивших книгу стихов написана в эпоху, когда не могло быть и речи об их публикации. Они росли и созревали вместе со временем в меру роста патриотического сознания нашего общества. Стихи Н. Лисового обращены к читателю, осознавшему себя законным наследником всей многовековой мощи родной и вселенской мысли, русской и мировой культуры…».

По словам Геннадия Иванова, «тема Рождества Христова, вообще тема дня рождения, своего и друзей, была одной из любимых тем Николая. И вот в Рождественскую ночь Господь призвал его к себе.

Рождество Христово в Вифлееме
Было так: звезда горит во мгле…
Император Август в это время
Был один владыка на земле.
И тогда, давая правде Отчей
С грешным миром возродить союз,
Родился в ночи, в пещере овчей,
Божий Сын Младенец Иисус…».

В дни прощания с Николаем Николаевичем я тоже с благодарностью вспоминал его стихи:

Жатвы много делателей мало,
Говорил Христос
И со лба отбрасывал устало
Золото волос.

И склонялись полные колосья
Солнечных хлебов,
И мешались потные волосья
С золотом снопов...

Но моей ли спориться молитве
На страде Твоей?
И воззвал я к Господу, на жнитве,
На закате дней.

Долгой жизни не просил у Бога,
Легкого пути.
Жатвы мало делателей много.
Боже, отпусти!

Но Господь промолвил:
Ты в ответе
В обстающей мгле!
Если есть одна душа на свете...
У тебя их две...

Добавлю к этому, что он любил и почитал русских святых: и своего небесного покровителя святителя Николая, и святую равноапостольную княгиню Ольгу, и святого благоверного князя Александра Невского, и преподобного Амвросия Оптинского, посвятил им и многим другим, «в земле российской просиявшим», стихи и поэмы.

«У батюшки Амвросия Россия на крыльце…», – звучит и звучит во мне его проникновенная строчка. Всё, что успел свершить в Отечестве земном Николай Лисовой, как завещание нам. Будем же достойны того обширного духовного наследия, которое оставил нам Николай Николаевич, прекрасный человек, историк Церкви, философ, поэт…

И это обширное духовное наследие будет, надо думать, еще долго привлекать к себе пристальное внимание и наших современников, и потомков. И пусть его многочисленные труды, как и сама его неординарная личность, станут тем «крыльцом», порогом, за которым не одно поколение людей сможет приобщиться к Животворному Источнику света, правды и глубокой внутренней чистоты.

Царствие Небесное! Вечная память!


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить