Илья Муромец: былинный богатырь и святой, воин и монах

Сергей Викторов

В первый день нового года россияне чтят память легендарного воина и монаха Ильи Муромца. Защитника тогда еще единой Киевской Руси и покровителя слабых, обиженных и униженных. Самого могучего из всех православных святых, прославившегося не только  ратными подвигами, но и ангельской святостью. И, наверное, самого загадочного из русских праведников, чье существование по сей день вызывает многочисленные споры у историков и священнослужителей некогда братских России и Украины.

О том, что главного былинного богатыря зовут Илья Муромец, известно каждому человеку в современной России. Даже самым маленьким ее жителям, для которых бесконечный мультсериал о трех богатырях, чудо-коне Бурушке и энергичной «журналистке» Аленушке затмил сегодня старые добрые «Ну, погоди», «Винни-Пуха» и крокодила Гену с Чебурашкой.

Любой россиянин, разбуди его среди ночи, без запинки расскажет краткую биографию Ильи Муромца. Что родился богатырь в крестьянской семье в окрестностях Мурома. В раннем детстве перенес паралич всех конечностей, из-за которого не мог даже сдвинуться с места, проводя всё время на родительской  печи. Так и мучился Илья 33 года, пока однажды в его дом не заглянули калики перехожие (так на Руси звали странников).

В былинах калики вернули Илье силу при помощи отвара некой «встань-травы». После первого глотка у Ильи задвигались руки, после второго наполнилось силой всё тело, пропали неизбежные при такой жизни пролежни, а после третьего он встал, пошел и выкорчевал за один присест все вековые пни на отцовской земле. Но душа его не лежала к крестьянскому труду, и с благословения родителей Илья отправился в Киев, «мать русских городов», служить тамошнему князю крестителю Руси Владимиру, Красно Солнышко. И стал могучий богатырь защищать святую землю Русскую от многочисленных врагов и прочих напастей вроде Соловья-разбойника и Змея-Горыныча.

Люди старшего поколения обязательно вспомнят и знаменитый фильм режиссера Александра Птушко «Илья Муромец» 1956 года – первую советскую кинокартину в широком формате и со стереозвуком, которая в те далекие годы потрясла не только жителей СССР, но и Голливуд, вызвав там настоящую революцию в производстве кинотехники и спецэффектов.

Возможно, многие вспомнят и о личной жизни богатыря – его соседке Василисе, которая, по версии режиссера Птушко, после чудесного исцеления вышла за богатыря замуж, но вскоре после замужества была похищена «проклятыми тугаринами» и уже в гареме злобного царя Калина родила сына Ильи – Сокольщика (по другим версиям написания – Соколика, или Сокольника). Жестокий завоеватель усыновил ребенка, сделал его первым бойцом в своей рати и, когда тот подрос, выставил пасынка против лучшего воина русичей – Ильи Муромца, его настоящего отца. 

Чей же Муромец?

Картина художника Васнецова «Три богатыря». В центре – Илья Муромец

…Наряду с Крымом, Донбассом и Азовским морем фигура Ильи Муромца является еще одним центром противостояния между Россией и Украиной. В этом случае спор между славянскими братьями-соседями идет из-за места рождения богатыря. Россияне считают, что родиной Ильи был древний град Муром. Однако для нынешних украинских властей любая связь с русскими, даже былинная, что большая кость в горле. Поэтому в незалежной Украине возникла  версия о том, что герой появился на свет в селе Моровск Козельского района Черниговской области, который в средние века дорос до районного центра Моровийска и чьих обитателей стали называть муровийцами, или муровленинами.

На этом наши соседи не успокоились и еще в конце прошлого века обнаружили древнюю копию одного из сказаний, главный герой которого некий киевский богатырь звался Илией Муровлениным. А в рукописях-источниках XVI века имя того героя варьировалось от Муровлянина до Муровца и наконец Муромца. На радостях от найденных «доказательств» с благословения тогдашнего Президента Ющенко по всей Украине стали возводиться памятники былинному богатырю как основателю... украинской армии и первому борцу с азиатской ордой, как с недавних пор принято именовать всех русских в сопредельном государстве.

Смириться с таким оскорблением российские ученые не смогли и, изучив множество дореволюционных книг, нашли то, что искали. В одном из трудов дореволюционного лингвиста и историка литературы Алексея Соболевского обнаружилось замечание, что северный город Муром в южнорусском произношении в те давние времена превращался в Муров. Свидетельством тому стал Синопсис древних былин, изданный еще в 1674 году в Киеве, где при упоминании места рождения и прозвища Ильи употребляется в двух вариантах – Муром и Муровец (Муромец).       

Находка, что и говорить, ценная, хотя объект спора выглядит довольно странным. Ведь, помимо города, во всех былинах упоминается родное село богатыря Карачарово. То самое, где Илья безвылазно пролежал на печи до 33 лет. А на территории Древней Руси, что Киевской, что Владимирской, в те времена было только одно-единственное село с подобным названием, и находилось оно в окрестностях северного Мурома. Так что можно долго спорить о написании и Мурова, и Мурома, но против Карачарова уже не поспоришь!

Просто удивительно, что в столь долгий и ожесточенный спор между двумя славянскими народами до сих не вмешались представители других стран. Например, германцы, в чьих средневековых сказаниях постоянно появлялся богатырь с Востока князь-рыцарь по имени Илия Русский. Или тюркские народы, которые имели все основания обвинить авторов былин в... плагиате. Ведь история любви Ильи и Василисы, рождение его сына и наконец битва Муромца с Сокольщиком-Сокольником словно списана с легендарного эпоса «Шахнаме». Его автор великий поэт Фирдоуси в начале ХI века задолго до появления первой былины о Муромце придумал историю богатыря Рустама, которому пришлось на поле брани сразиться с молодым воином Сухрабом, убить его и только потом обнаружить, что это его родной сын.

Житие истинного Муромца

Настоящий Муромец – преподобный Илия по прозвищу «Чоботок», чьи святые мощи вот уже почти тысячелетие лежат в Антониевых пещерах под Киево-Печерской лаврой, – родился, примерно, в 1143 году в семье зажиточного крестьянина Ивана и его жены Ефросиньи в том самом селе Карачарове, которое тогда входило в великое Владимирское княжество.

Мощи преподобного Илии в пещерах Киево-Печерской лавры

Уже в наше время, в 1988 году, в год тысячелетия принятия христианства на Руси, была проведена специальная экспертиза мощей святого Илии. Результаты научных исследований полностью подтвердили широко известные факты из жизни Муромца. Возраст почившего – 40–50 лет; рост – около 180 см (в те времена он был на голову выше человека среднего роста); его невероятная мощь, необычайно крепкие кости ноги и черепа. Вместе с тем были выявлены перенесенные еще в детские годы дефекты позвоночника, позволившие ученым сделать вывод о том, что святой, действительно, в юности страдал от паралича конечностей. Также была установлена и причина смерти богатыря – обширная рана в области сердца, полученная в бою и вынудившая Илию уйти доживать в святую обитель, посвятив свои последние годы служению Богу.

Давайте вспомним, что это было за время. XII век стал предпоследним периодом существования Древней Руси и единого русского народа. К слову сказать, древнерусское государство тогда входило в пятерку крупнейших стран Европы и пользовалось огромным авторитетом во всем христианском мире.

Но, несмотря на постоянно расширявшиеся торговые и родственные узы с остальным христианским миром, в самой Руси тогда было неспокойно. Власть «матери городов русских» Киева медленно, но верно по разным причинам слабела. По одной версии, из-за появления в степи нового врага – половцев, куда более умелого и жестокого, чем ликвидированные совместными усилиями византийцев, русичей и представителями других соседних государств за век до этого печенеги. По другой – из-за отсутствия надежных оборонительных рубежей на границе, которые послужили бы защитой для местных хлеборобов. 

Тактика киевлян для борьбы с кочевниками была примитивна даже по тем временам: сигнальные костры разведчиков, массовое бегство мирных жителей под защиту крепостных стен и их упования на силу княжеской дружины. А в это воинство набирали исключительно лучших из лучших бойцов со всей Руси. И неслучайно, что за огромную силу и боевую сноровку княжеских дружинников в народе называли «богатырями», или людьми, поставленными самим Богом защищать простой люд, – такая самая распространенная версия расшифровки слова «богатырь».

Впрочем, наличие крутых берегов, мощных крепостных стен и богатырей не спасло Киев от падения в 1169 году. И захватили столицу Древней Руси вовсе не кочевники, а свои же – рать владимирского князя Андрея по прозвищу Боголюбский. Новый правитель  не стал разорять павшую столицу и убивать невинных горожан, а просто поставил на киевский трон своего человека и вернулся на родину в город Владимир, чтобы оттуда управлять всей Русью.

Понятное дело, что покоренные им киевляне не могли смириться с потерянным могуществом и начали немедленно плести заговоры против князя Андрея, которому не оставалось ничего другого, кроме как объявить новый набор в дружину богатырей, которая должна была не только защищать южные рубежи Руси от набегов кочевников, но  и пресекать возможные бунты киевлян. Именно этим можно объяснить появление в Киеве никому тогда не известного и не замеченного ни в одном бою жителя владимирских земель.

Будь Киев в расцвете сил, немолодого уже крепыша просто не пустили бы на порог великокняжеского терема. Но история приобретает совсем другой поворот, если предположить, что, излечившись с Божией помощью от давнего недуга, Илия сначала предстал перед своим истинным правителем – владимирским князем. К тому времени святой князь Боголюбский был жестоко убит приближенными, и на владимирском троне оказался его младший брат Всеволод Юрьевич за свою плодовитость (у него было 12 детей) получивший в народе прозвище «Большое Гнездо».

Судя по всему, богатырь приглянулся владимирскому князю, потому что почти сразу Илья Муромец получил важное назначение на самое опасное место во Владимирско-Суздальской земле – в Киев. К назначению был добавлен и весомый подарок – большой и тяжелый княжеский  крест. Носить подобную награду, заменявшую тогда удостоверение личности, мог только очень сильный человек с «бычьей шеей».

Вполне возможно, именно этот княжеский крест привлек однажды к богатырю внимание «лихих» людей, которых немало водилось по лесам в те времена. Известна такая история: однажды в разгар жаркого летнего дня Илья Муромец решил искупаться в прохладных водах Днепра. И в это время на него напала ватага «лихих» людей. Увидев, что какие-то грабители пытаются увести его коня и всю одежду с княжеским крестом, Илья выскочил из реки и бросился на них. Оружия у него под рукой не оказалось, поэтому  богатырь  вооружился одним только сапогом и им обратил в паническое бегство «лихих» людей. После той истории у нашего героя и появилось второе прозвище «Чоботок» (или «Сапожок»).

Его последняя битва

Несложный подсчет показывает, что Илья Муромец воевал в киевской дружине, примерно, 10 лет с 1176 по 1185 годы. Не такой уж и большой срок, но его оказалось достаточно, чтобы отважного богатыря народ запомнил на века. Видимо, как всякий большой по силе и сердцу русский  воин был очень добрым и не отказывал в помощи никому. Поскольку в те времена половцы нападали на киевские княжества по нескольку раз в год, то можно смело утверждать, что Илья Муромец и его соратники чуть ли не всё свое время проводили в седле: то защищались, то преследовали, то совершали постоянные объезды пограничных рубежей.

Но если Илья был таким могучим, то как же получилось, что его сумели так тяжело ранить? Ранение богатыря, которое вынудило его прервать успешную военную карьеру и посвятить свои последние годы жизни служению Богу, по времени совпадает с провальным походом новгород-северского князя Игоря (того самого из «Слова о полку Игореве») против половцев в 1185 году.

Мало кто уже помнит, что это была вторая экспедиция русичей в то лето. А за пару месяцев до катастрофы, воспетой в «Слове о полку Игореве», формальный киевский князь Святослав Всеволодович с дружиной, а значит, и с Ильей-«Чоботком» совершил другой поход в половецкую степь, уничтожив много басурман и забрав немало ценной добычи. Правда, успех был омрачен немалыми потерями в княжеской дружине. Ведь для придания большей мобильности во время преследования кочевников богатыри предпочитали носить  кожаные  доспехи, хотя их легко пробивали стрелы степняков. Правда, Илья Муромец был настолько тогда крепок, что даже несколько стрел в грудь не могли бы вывести его из строя. А вот прямой удар вполне мог, учитывая очевидную слабость его доспехов. Будь он в «железе», вряд ли в половецком войске нашелся воин, который смог бы пронзить копьем богатыря Илью Муромца. 

С того похода 1185 года упоминания о ратных подвигах будущего святого заканчиваются и появляется первая информация о постригшемся в монахи бывшем воине, в котором долгие годы мучительной болезни воспитали великое терпение, смирение, кротость и удивительный по силе и стойкости  характер.

Преподобный Илия Муромец Печерский

После полученных тяжелых ран у Ильи Муромца было два выхода. Либо остаться при княжеском дворе в роли формального советника правителя, либо уйти в монастырь, приняв монашеский постриг. Обычно воины-инвалиды тех лет выбирали второй вариант, особенно когда речь шла о такой знаменитой Божией обители, как Феодосиев монастырь, который со временем превратился в Киево-Печерскую лавру, где доживающему свой век Муромцу был бы обеспечен и постоянный уход. 

Не забудем, что в те времена многие воины после тяжелых ранений заменяли свои доспехи и оружие на монашескую рясу и сражение за небесные ценности. Из решившихся на подобный шаг знаменитых воинов упомянем великого полководца преподобного Александра Невского, а также профессиональных дружинников Пересвета и Ослябю, проходивших послушание под началом преподобного Сергия Радонежского и вернувшихся в строй, чтобы геройски погибнуть на Куликовом поле.

А то, что в патерике Киево-Печерской лавры отсутствует житие преподобного Илии, свидетельствует лишь о том, что святой успел провести там не так уж много времени – не более трех лет. Известно, что скончался Илья Муромец в конце 1188 года, примерно, на 45-м году жизни. По нынешним меркам ему бы еще жить да жить, а по реалиям того времени он почил уже почтенным старцем.

Его вторая слава

И сорока лет не прошло со смерти богатыря, как монголо-татарское нашествие буквально поглотило Русь. Особенно не пощадили захватчики ее столицу Киев, вырезав в 1240 году всех его жителей, а сам город разрушив до основания. К счастью, до мощей великого воина монголы так и не добрались. Потеряв всё, русский народ стал искать душевную поддержку не только в слове Божием, но и в героических примерах из своего недалекого прошлого. И уже в конце тринадцатого века стали появляться первые народные сказания о чудо-богатыре Илье Муромце и его верных соратниках Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче.

В документальных источниках имя богатыря впервые появилось лишь в 1574 году. Тогда некий паломник по имени Леонтий оставил такое свидетельство: «Видел храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копием, язва вся видна, а правая изображена крестным знамением». Кстати, о той руке. По удивительному стечению обстоятельств она оказалась сложена тремя перстами вместе, как это было принято в Русской Православной Церкви только со второй половины XVII века после никоновской реформы. В период борьбы со старообрядчеством этот факт стал одним из главных доказательств в пользу трехперстного сложения, отвадив многих верующих от соблазна  раскола. Тем более что к тому времени в числе 69 подвижников Киево-Печерской лавры Илья Муромец был уже причислен к лику святых.

Последние два века, конечно, предпринимались попытки дехристианизации образа святого Илии, изображая Муромца лишь в образе былинного героя. Неслучайно, что разрешение на съемки фильма «Илья Муромец» дал сам главный любитель кино в стране и бывший выпускник духовной семинарии Иосиф Сталин, сопроводив его устной рекомендацией режиссеру Птушко: «Вы там с ним поосторожнее!» 

Кадр из фильма «Илья Муромец»

К счастью, режиссер не послушался «отца народов» и с помощью идеально вписавшегося в образ артиста Бориса Андреева сотворил настоящий шедевр, благодаря которому популярность героя быстро взлетела до небес. Правда, потребовалось еще тридцать с небольшим лет, прежде чем на Руси был заложен первый храм во имя святого Ильи Муромца. А затем и на родине героя в селе Карачарове был восстановлен храм во имя святых Гурия, Самона и Авива, который Илья посетил перед своим уходом из родительского дома.  

В самом же городе Муроме, который дал «фамилию» богатырю, в Спасо-Преображенском  монастыре находится кисть левой руки святого. К ней, как и к мощам святого в пещерах Киево-Печерского монастыря, никогда «не зарастает народная тропа». Считается, что молитвенное поклонение святому Илье Муромцу помогает при застарелых болезнях позвоночника и параличах, и, как говорят в народе, многим несчастным молитва святому облегчила жизнь. Так что служба богатыря и святого Ильи Муромца на благо русского народа  продолжается!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить