Смерть царевича, или Последний из рода Рюриковичей

Петр Селинов

28 мая Русская Православная Церковь отмечает день памяти благоверного царевича Димитрия Угличского (1591). Из школьных учебников многие знают историю гибели юного отрока Димитрия, но «Прихожанин» в канун дня его памяти в рубрике «Православная история в иллюстрациях» решил напомнить своим читателям некоторые подробности краткой жизни последнего царевича из рода Рюриковичей.

Царевич Димитрий Угличский

Всего лишь восемь лет жизни отвел Господь благоверному царевичу Димитрию Угличскому. Если бы не его страшная и загадочная смерть, то еще неизвестно, какой была бы история России. Ясно одно: если бы он остался жив, то не было бы страшных и кровавых лет Смутного времени, польской интервенции, двух ЛжеДмитриев… Но история не имеет сослагательного наклонения, и что случилось, то случилось. А поскольку его брат царь Федор I Иоаннович не оставил после себя сыновей, то с гибелью царевича Димитрия фактически прервалась московская (царская) линия рода Рюриковичей.

Царевич Димитрий родился 19 октября 1582 года. Он был самым младшим сыном царя Иоанна IV, прозванного Грозным, и его шестой жены Марии Федоровны Нагой.

Иван IV Грозный
Царица Мария Федоровна Нагая с сыном Димитрием

При рождении царевич получил два имени: прямое – Уар (поскольку он родился в день этого святого) и княжеское – Димитрий. Под этим именем он был крещен в честь святого Димитрия Солунского. Считается, что имя было выбрано в честь его славного предка – ныне прославленного в лике святых благоверного князя Димитрия Донского. К слову, сразу после рождения для царевича была написана мерная икона его святого покровителя Димитрия Солунского, и сегодня ее можно увидеть в музее Московского Кремля.

…1584 год. Умирает царь Иоанн IV. Человек, который поразительным образом сочетал в себе религиозность с жестокостью. С одной стороны, он пел на клиросе, читал Священное Писание и даже богослужение в годы его правления продолжалось 9 часов. С другой, по личному указанию царя были замучены многие бояре, простолюдины и даже священники. При этом приказы о пытках и казнях Иоанн IV нередко отдавал своим подручным прямо в храме во время богослужения.

И вот Иоанн Грозный умирает, и на престол вступает его сын – Фёдор I Иоаннович, известный в истории под именем Феодор Блаженный.

Царь Фёдор I Иоаннович

Как говорил про своего сына сам Иоанн Грозный, Фёдор «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рождённый». Как отмечали современники, в противоположность своему отцу царь Фёдор был тих и милостив, добр, набожен и кроток. Бывало, что весь день он проводил в молитвах. Как писал о нем известный государственный деятель того времени, русский дьяк Иван Тимофеев, «своими молитвами царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии Самим Господом. Просто сказать — он всего себя предал Христу и все время своего святого и преподобного царствования; не любя крови, как инок, проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением — днем и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами…». Согласно знаменитому историческому памятнику «Пискаревской летописи» «царьствовал благоверный и христолюбивый царь и великий князь Феодор Иванович… тихо и праведно, и милостивно, безметежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденстве пребыша в та лета». Эта же летопись приводит длинный список его дел на благо Русской Церкви, а его смерть описывается как настоящая катастрофа для России.

Известно, что царь Фёдор имел очень слабое здоровье, да и характером сильным не отличался. Этим и решил воспользоваться его шурин – Борис Годунов.

Борис Годунов

Помните замечательный фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»? А яркую тираду, которую произносит Юрий Яковлев, игравший царя Иоанна Грозного и которую можно было бы смело вложить в уста настоящего царя: «Какого Бориса-царя?! Бориску?! <…> Бориску — на царство?! <…> Так он, лукавый, презлым заплатил за предобрейшее?! Сам захотел царствовати всем володети?! Повинен смерти!».

Властолюбивый, хитрый и коварный боярин и царедворец Борис Федорович Годунов подчинил себе волю царя Фёдора Иоанновича и стал фактическим правителем России или, как бы сказали в наши дни, «серым кардиналом».

Но реальной власти Годунову было мало, – он хотел официально сесть на царский трон, чтобы впоследствии передать царский скипетр и Россию своим детям. А для этого надо было убрать законных Рюриковичей.

…Став царем, Фёдор I Иоаннович первым делом отправил отрока Димитрия вместе с его матерью царицей Марией Федоровной Нагой в Углич, город, который молодой царевич получил в княжение от отца, царя Иоанна Грозного.

Почему царь Фёдор поступил так со своим братом, сказать трудно. Вряд ли добрый и милосердный Фёдор не любил брата. Возможно, царь Фёдор что-то знал и боялся за жизнь молодого царевича. Или уже тогда его рукой и волей управлял злой гений в лице Бориса Годунова.

город Углич

Какое-то время царевич Димитрий живет в Угличе в мире и покое – под опекой родной матери, ее родственников, кормилиц и нянек, пока Борис Годунов не разворачивает на молодого царевича настоящую охоту. Сначала властолюбивый боярин пытается дискредитировать царского сына. Он заставляет царя Фёдора подписать указ, согласно которому брак царя Иоанна IV с Марией Нагой считается не признанным Церковью, а царевич Димитрий – незаконнорожденным.

Да, согласно каноническому праву, Церковь допускает только три освященных брака. Женолюбивому царю Иоанну IV пришлось даже получать специальное разрешение Церкви, когда он собрался жениться в четвертый раз на Анне Колтовской… А уж Мария Нагая, мать Димитрия, и вовсе была его шестой женой. Если смотреть с этой точки зрения, то этот брак, конечно, нельзя было считать освященным Церковью. Другое дело, что в теле царевича Димитрия текла кровь Рюриковичей, и Борис Годунов знал, что в случае выбора на царский трон и бояре, и знать, и народ поддержат молодого царевича.

Борис Годунов прекрасно понимал, что болезненному царю Фёдору Иоанновичу оставалось жить недолго, и уже мысленно примерял на свою голову царскую шапку. Единственной помехой на пути к трону оставался юный отрок Димитрий, мирно проживающий в ссылке в Угличе.

По указанию Годунова, молодого царевича пытались отравить, но неудачно. И тогда, как считают многие историки, Борис Годунов решился на убийство.

…15 мая 1591 года. Детали того трагического дня в Угличе покрыты завесой тайны и продолжают вызывать споры у историков.

Икона, рассказывающая об убиении царевича Димитрия Угличского

В то утро царевич в компании ребят пошел на двор, чтобы поиграть в популярную на Руси забаву – «в тычку» или, как ее еще называли, «игру в свайку». Играющие бросали на землю кольцо или проводили черту, а потом кидали в кольцо или за черту нож или свайку – острый четырехугольный железный стержень с массивной головкой.

Игра в свайку

Поразительный факт: рядом с царевичем находилось немало народу, включая его дядьев, мамку, кормилицу, постельницу, но никто не смог дать точной картины произошедшему.

Мгновение – и вот уже кормилица Арина Тучкова видит царевича Димитрия лежащего на земле с перерезанным горлом. Поднялась суматоха, на крики выбежала царица Мария Нагая, которая тут же стала кричать и бить поленом мамку царевича Василису Волохову. На колокольне сторож Спасского собора Максим Кузнецов и священник Федот по приказу царицы ударили в колокол. На звук набата сбежались жители Углича.

Убийство царевича Димитрия

Следствие, проведенное на месте, постановило, что царевич был зарезан Осипом Волоховым (сыном мамки царевича), Никитой Качаловым и Данилой Битяговским (сыном дьяка Михаила Битяговского, посланного по приказу Годунова надзирать за семьей царевича). Разъяренные угличане тут же растерзали предполагаемых убийц.

Тело царевича отнесли для отпевания в церковь.

Гибель царевича наделала много шума и в столице. Расстроенный царь Фёдор Иоаннович хотел сам ехать в Углич разбираться, но Годунов его отговорил, пообещав, что пошлет для расследования дела самых надежных людей. В следственную комиссию вошли боярин и князь Василий Шуйский, родственник Годунова, окольничий Андрей Клешнин, дьяк Елизар Вылузкин, митрополит Крутицкий и Сарский Геласий.

В ходе следствия было допрошено свыше 150 человек, и составлена официальная бумага. Вернувшись в Москву, комиссия доложила свои результаты царю. Кроме того, дело рассматривал Освященный Собор во главе с патриархом Иовом.

Как заявили члены комиссии, смерть царевича – это несчастный случай. Известно было, что Димитрий страдал эпилепсией (как тогда говорили, «черной немочью»). Поэтому, как сказал Василий Шуйский, у царевича Димитрия начался очередной припадок, и он сам себе нанес смертельный удар сваей в горло.

В результате рассмотрения дела мать царевича Марию Нагую постригли в монахини под именем Марфы, ее родственников сослали. Жителей Углича, которые казнили предполагаемых убийц, объявили мятежниками и бунтовщиками, 200 человек казнили, 60 семей было сослано в Сибирь. Вместе с людьми пострадал и тот самый колокол, который набатным звоном собрал жителей города: ему, как живому человеку, вырвали язык, отрубили ухо, прилюдно били плетьми, а потом сослали в ссылку – в сибирский город Тобольск.

Колокол, который возвестил жителям Углича о гибели царевича Димитрия

Как ни печально, но задуманный Борисом Годуновым план по устранению Рюриковичей и восхождению на престол удался. Когда в 1598 году умер царь Фёдор Иоаннович, новым российским государем стал Борис Годунов. Правда, только на семь лет. В 1605 году в возрасте 53 лет царь Борис Годунов внезапно умирает.

Следующим царем становится тот самый боярин Василий Шуйский, возглавлявший следственную комиссию в Угличском деле. Когда его избрали на Российский престол, он во всеуслышание рассказал, что материалы следственного дела были сфабрикованы по приказу Бориса Годунова и что на самом деле царевич Димитрий «заклан бысть» от «лукаваго раба Бориса Годунова». Эта версия гибели царевича была признана официальной, когда по окончанию Смутного времени на российский престол взошел первый царь из династии Романовых – Михаил Фёдорович Романов.

Но даже спустя четыре столетия историки все еще продолжают спорить о причинах гибели царевича Димитрия. Версию о том, что в припадке эпилепсии царевич сам себе нанес смертельную рану, уже никто всерьез не рассматривает. Как подтверждает современная медицина, во время эпилептического припадка человек теряет сознание, у него рефлекторно разжимаются ладони, и он просто не в состоянии что-либо удержать. Но и сегодня есть немало историков, которые не согласны с официальной версией. Одни называют гибель восьмилетнего ребенка несчастным случаем, считая, что Димитрий мог кататься по земле, а рядом стоящие ребята, желая убрать из-под него острую свайку, случайно попали царевичу в горло. Другие историки называют это «убийством по неосторожности» – мол, во время игры кто-то просто неудачно кинул свайку и попал царевичу Димитрию в горло.

…Тело царевича Димитрия после его трагической гибели было сначала погребено в храме Преображения Господня в Угличе. Но в 1606 году царь Василий Шуйский приказал перенести тело царевича в Москву и для этого отправил в Углич специальную комиссию во главе с митрополитом Филаретом (Романовым). Когда вскрыли его могилу, то по собору распространилось «необычайное благовоние», а сами мощи были найдены нетленными. Их доставили в Москву и положили в специальную раку в Архангельском соборе Кремля.

Рака царевича Димитрия Угличского в Архангельском соборе Кремля

Сразу же после этого у гроба царевича Димитрия стали происходить чудеса – исцеление больных. В том же 1606 году благоверный царевич Димитрий был причислен к лику святых.

А тем, кто, прочитав эту статью, решит съездить в Углич, мы советуем обязательно побывать в Церкви Димитрия на крови. Она построена на том самом месте, где четыре столетия назад умер невинный отрок Димитрий. В Церкви Димитрия на крови сегодня хранится и тот самый, вернувшийся из сибирской ссылки, колокол, который первым возвестил миру о гибели младшего потомка царского рода Рюриковичей.

Тропарь благоверного царевича Димитрия, глас 4

Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею,/ Богомудре мучениче,/ за скиптр Крест в руку приим,/ явился еси победоносец/ и жертву непорочну Владыце принесл еси себе:/ яко бо агнец незлобив, от раба заколен еси./ И ныне, радуяся, предстоиши Святей Троице,/ молися о державе сродников твоих богоугодней быти/ и сыновом российским спастися.

РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить