Приходская жизнь: радости и искушения
В новой книге священника Алексия Плужникова, хорошо знакомого читателям по книгам «Иллюзии духовной жизни. Что мы ищем в вере?» и «Авва-Онлайн. Интернет-записки приходского священника», идёт речь о живых историях жизни обычного прихода, трогательных и печальных, искусительных и благодатных, о тех проблемах, что приходится каждодневно решать пастырю, реагируя на «вызовы времени», на потребительское отношение к Церкви и вере.
Автор без розовых очков смотрит на реалии приходской жизни, видя не такие уж и редкие проявления околоцерковных суеверий и псевдодуховности, и порой довольно жестко о них говорит. Но в то же время книга вдохновляет любовью, теплым юмором, сочувствием. Она помогает увидеть то, что мы в себе прежде не видели, заставляет думать, анализировать, искать излечения от наших церковных болезней прежде всего в своей душе.
Пока двери открыты…
Из интернет-дневника приходского священника
«На этой иконе тот самый человек, которого видел мой сын!..»
20 августа 2009 г.
Случилось это в первые дни моего дьяконского сорокоуста, который я проходил в Казанском кафедральном соборе г. Волгограда летом 2003 года. Однажды, проходя по храму перед вечерней службой, я увидел женщину и парня, стоявших перед одной фреской и ошарашенно разглядывавших её. Заметив меня, они спросили с заметным волнением:
– Скажите, а кто изображен на этой иконе?
– Святитель Гермоген, – отвечаю.
– А чем он известен?
– Тем, что в Смутное время призывал народ выступить против захватчиков и был умучен в темнице поляками за веру…
Лица у женщины и молодого человека вытянулись, они переглянулись.
– Вы знаете, – начала, запинаясь, женщина, – я пришла сюда с сыном: он сидел в тюрьме, его там очень обижали, били, он даже заболел тяжело, совсем ему было плохо. И вот однажды явился ему человек в священнических одеждах и сказал, что скоро все будет хорошо. И действительно: сына поместили в больницу, а потом выпустили на свободу. Мы зашли в храм поблагодарить Бога, смотрим: а на этой иконе тот самый человек, которого видел мой сын!..
Святителю отче Ермогене, моли Бога о нас!
Обретение креста
5 сентября 2009 г.
Однажды мой прихожанин Николай поехал с семьей в отпуск к родным в Краснодарский край. Когда время отдыха прошло, все сели в машину и поехали обратно. По дороге они с женой вдруг поняли, что неизвестно почему, но выехали на один день раньше, чем собирались! В недоумении вернулось семейство в Волгоград. Живет семья в общежитии, которое стоит в десяти метрах от нашего прихода. Вечером Николай пошел в душевую (душевая общая, находится отдельно от их комнаты.) Окна душевой выходят на противоположную сторону от окон комнаты Николая. Искупавшись, он мельком глянул в окно и увидел что-то странное в кустах, какой-то предмет особенной формы. Коля спустился вниз и… обрел старинный запрестольный крест, который просто валялся на земле! (Потом кто-то сказал, что видел этот крест торчащим в мусорном баке, но не понял, что это крест, а кто-то другой, видимо, вынул оттуда и бросил на землю). Крест был целым (деревянная часть), но в ужасном состоянии. Он был когда-то расписан с двух сторон сценами Воскресения Христова и Распятия, а также изображениями святых. Но роспись была довольно сильно попорчена, кое-где отсутствовал левкас, некоторых ликов не было, крест явно грызли мыши – и не раз, на нижней части креста были видны подпалины, следы воска. Крест был весь в грязи и копоти. Но мы были счастливы такой находке: то, что Николай приехал на день раньше, чем хотел, явно было Промыслом Божиим. Теперь крест отреставрирован (тоже нашим прихожанином, Александром) и радует всех нас, находясь на своем месте в алтаре за престолом.
«Архиереи» и «Архиерейши»
21 сентября 2009 г.
Вчера во время всенощной наш храм посетил первый «архиерей».
У нас ремонт, и иконостаса еще нет, алтарь только с трех сторон закрыт, так что служу как во времена апостольские – в тесном единении с народом.
На вечерне в положенный момент иду к горнему месту, поворачиваюсь, говорю прокимен, затем: «Премудрость», – перед чтением паремий. В это время в открытую дверь с важным и совершенно невозмутимым видом входит он, кремовой окраски, короткошерстый, хвост трубой, и спокойно (точно посередине храма) проходит мимо ног прихожан, под аналоем, поднимается на амвон – и прямиком к престолу, явно намереваясь воссесть (или возлечь) под ним! Но только я сделал шаг к коту, он развернулся и выбежал из храма, обмахнулся деловито хвостом и потопал по своим делам... Паремии были очень веселыми...
Второй «архиерей» (вернее, «архиерейша») пришел утречком. Я уже совершал проскомидию, народ подтягивается, певчей еще нет. Заходит старушка – и направляется к клиросу, доставая кулечек с виноградом и зефиром. Так как бабуля уже знакомая и не первый раз сие творящая, я ей говорю:
– Бабушка, не надо туда, отнесите на канун!
Так она топнула ножкой, подбоченилась и твердо заявила:
– Нет!! Я хочу ей! Я и туда отнесу, а это хочу ей! Я хочу – и все!!! – и кладет кулек на клирос, а я с содроганием думаю: а если там разложены ноты, а в кульке виноград...
Только я отвернулся, как бабулечка строевым шагом заходит ко мне в алтарь с намерением выяснить, сколько надо заплатить за записочки! Еле ее выдворили, так она расстроилась, что у нас все непонятно (в нормальной-то церкви лбом в иконостас стукнешься, а тут...), и в конце заявила, что ей сегодня исполнилось 86! Ну, что возьмешь с такой ревностной именинницы, да еще так горячо любящей певчих?..
Юбилейное венчание
4 октября 2009 г.
Да, сегодня был юбилей: пятое венчание за пять лет!
У меня даже венцов нет, каждый раз занимаю у соседнего прихода. Если в больших красивых храмах венчаются обычно молодые, ради торжественности и благолепности (модности?), то у нас только по особому случаю: те, кто хочет тишины и скромности.
Самое замечательное венчание было первое, пять лет назад, 26 октября, на Иверскую: венчались супруги, у которых в этот день было... 50-летие совместной жизни!
Венчал однажды на дому: у прихожанки-певчей, женщины средних лет, муж был неверующий, потешался над ней, что ходит в церковь. Внезапно заболел раком и стал быстро «уходить». Она усердно молилась за него, чтобы не умер нехристем. И чудо произошло: муж сначала попросил почитать ему Библию, Закон Божий, молитвы, потом позвали меня – и он принял крещение, несколько раз исповедовался, причащался, соборовался, а незадолго до смерти они повенчались дома: он – сидя на стуле, она – рядом, со слезами. А вскоре он умер…
И сегодня венчались не просто так: год назад эта пара звала меня в больницу, которую я окормляю, крестить младенчика-девочку в реанимации. И вот через год они пришли снова: оказалось, девочка умерла, и они теперь решили начать жить по-христиански, перед венчанием впервые исповедовались, причастились, а потом в тихой уединенной обстановке повенчались.
Еще раз подтверждается вечное правило: почти никто не приходит к Богу от радости, обычно – от скорбей и горя. Без Креста нет Воскресения.
Пока двери открыты
14 февраля 2010 г., Прощеное воскресенье.
Сегодня после службы (Литургии и вечерни с чином прощения) одна молодая прихожанка говорит мне задумчиво:
– Не, ну как-то так неинтересно: просить прощения, а ничего такого не сделал. Надо в следующий раз хоть чего-то натворить, чтобы в радость было прощения просить!
Прощайте друг друга, пока двери открыты. Какие двери? А один батюшка так доходчиво и оригинально объяснял смысл песнопения «Покаяния отверзи ми двери», что поют на всенощной в пост и накануне его:
– Если кто присутствует в это время на всенощной, то тому двери покаяния отверзаются, а кого нету – тому и покаяния нету, закрыто!
Божий Промысл
11 сентября 2010 г.
История из жизни: жила-была девушка, много бед и скорбей с ней приключалось. И вот решилась она и пришла в храм на первую исповедь, собралась утром на Причастие. Но вечером узнала, что лишилась рабочего места, а придя на съемную квартиру, оказалась на улице посреди ночи (выселили внезапно)... Позвонила единственной знакомой, с которой работала. Та, хоть и вела непотребный образ жизни (выпивка, парни), предложила приехать к ней и переночевать, а парней хозяйка разгонит.
Когда наша девушка приехала к своей знакомой, то увидела, что та бледная и плохо себя чувствует. Несмотря на возражения, была вызвана «скорая». А утром хозяйке дома сделали операцию – аппендицит...
Оказывается, порой, чтобы человек спас жизнь другому, ему приходится лишиться жилья и работы. Возможно, сегодняшней своей скорбью я кому-то спасу жизнь и даже самому себе помогу спасти душу...
Может ли горе стать рутиной?
25 января 2011 г.
Сегодня отпевал в храме младенца Иоанна, которого недоношенным крестил несколько дней назад. Крохотный гробик, плачущая бабушка и скорбный отец (а мать ещё в роддоме)... Впервые за семь лет служил «чин погребения младенческого». Грустный, но в то же время утверждающий несомненное Царство Божие для младенца чин.
А после пошёл в реанимацию крестить еще одного малыша, при виде которого горло сжимается: отказник Юрочка, гидроцефалия... Родители (папаша 17-ти лет и мамаша 16-ти) бросили его в роддоме, и вот полгода малыша перекидывают из больницы в больницу, не нужного никому, кроме жалостливых ребят (фельдшера и медсестры), которые решили его окрестить, – парень стал крестным.
А на соседней койке лежал мальчик лет 8–10, которого только что привезли с операции. Все вышли, а малыш зовет меня:
– Пойдите сюда, почешите мне шейку!
Потом сделали ему укол, чтобы он поспал. Он очнулся в конце крещения, обвел все глазами и говорит радостно (в полубреду):
– Как хорошо все сделано!
Все засуетились, о чем это он, а он опять:
– Да тут все хорошо сделано, красиво!
И опять заснул...
Читаешь френдленту: все скорбят, плачут, устраивают сорокадневные моления, выражают сочувствие по поводу очередного теракта... По заданию ТВ и интернета... А кто будет плакать о Ванечке, кроме мамы?.. Кто будет плакать о Юрочке, брошенном и страдающем уже полгода? Кто будет плакать и молиться об убиваемых ежедневно в абортариях младенцах, которых тысячи?..
Мы привыкаем (и я тоже) ко злу и горю, которые превратились в рутину и о которых не трубят все эфиры...
Ради больных или «от» больных?
30 января 2011 г.
Сегодня после Литургии ходил в больницу, в травматологию, соборовал двух женщин в одной палате: одна ногу на льду сломала, другая в аварию попала в маршрутке. Редкий случай, когда соборовать было хорошо: обе они верующие, и к исповеди подготовились, и внимательно слушали молитвы – в таких случаях всегда легко служится. И никто не мешал: обе соседки спали или делали вид, что спят.
Во время соборования меня не оставляло чувство, что у одной женщины знакомое лицо. И точно: она напомнила, что год назад я в этой же больнице, только в кардиологии, соборовал ее сына, тогда с ней и встречался.
А еще на днях встретил старшую медсестру травматологического отделения. Летом я освящал отделение по ее просьбе, в этот раз опять просит. Говорю:
– Зачем? Благодать, что ли, выветривается?
– Ну, знаете, люди ведь умирают, атмосфера тяжелая...
– Да если по такому принципу освящать, то надо каждые три дня всю больницу кропить заново!..
А потом я задумался: вот освящал я поликлинику, реанимацию, травматологию. Всегда по просьбе работников (ну, это естественно) и всегда один принцип: освящать просят не ради больных, а от больных. В поликлинике – «негатива много, люди разные приходят, эмоции дурные выливают на нас», в реанимации и травматологии – «умирают часто, тяжело тут работать, болеем сами»... То есть получается, Бог должен ограждать врачей от больных... Как-то грустно стало от этой мысли.
А больные во всех отделениях лежат в коридорах, места не хватает... В воскресенье вообще болеть не положено: идешь по коридору, редко-редко медсестра мелькнет на горизонте. Эх...
Отпевание – не «пропуск» в рай
26 февраля 2011 г.
Сегодня перед всенощной зашел ко мне парень с недоуменным вопросом: умер у них дедушка в одном провинциальном городе нашей области. Дедушка был хоть и крещеный, но совершенно от Церкви далекий, никогда в храм не ходил, на предложение исповедоваться – отмахивался, мол, потом как-нибудь. «Потом» не случилось: умер. Батюшка местный пришел и... отказался отпевать неверующего. Вот парнишка и недоумевает: как к этому относиться, что ж теперь с дедушкой будет, он-то «хороший был»...
Трудный вопрос, двоякий... С одной стороны, я со священником согласен: отпевать неверующего – профанация. С другой стороны – мы все только этим и занимаемся. Лично я бы пошел отпеть, но не столько ради покойника, сколько ради возможности сказать проповедь родне, объяснить им смысл православного понимания жизни и смерти, того, что посмертная участь зависит не от отпевания, а от жизни усопшего, путевку в рай не купишь, помахав кадилом над уже бездыханным телом...
Парню уклончиво посоветовал обратиться к благочинному тамошнему. Не в смысле нажаловаться, а обсудить этот вопрос, пригласить батюшку и выяснить все подробности, может, там были еще более веские причины.
Трудно сделать вывод, ибо никогда не уверен на 100 процентов, как жил и умер данный человек, что у него было с Богом и каковы были его последние минуты... Да и отпевание – это не пропуск, а просто молитва совместная за покойника.