«Приступит человек, и сердце глубоко»

«Попытайся войти во внутреннюю свою клеть, и узришь клеть небесную»
Преподобный Исаак Сирин

Делание молитвы Иисусовой в наши дни привлекает многих – как монашествующих, так и мирян. Отцы Добротолюбия, начиная с IV века, писали о великом значении этой молитвы в жизни христианина. Но и в последующие столетия интерес к молитве не исчезал, и сегодня мы имеем огромное количество литературы на эту тему: теоретического характера или же практического, научной и художественной… Можно сказать, что на любой вопрос касательно Иисусовой молитвы современный христианин найдет ответ в книге. Но сколь действеннее бывает живое слово, сказанное на основании опыта! К сожалению, для человека ныне живущего, порой даже и монашествующего, регулярное общение и советование с духовником при занятии молитвой не всегда возможно, ведь не у каждого есть духовный наставник.

21 февраля 2025 года по благословению наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Кирилла в Культурно-просветительском центре Троице-Сергиевой лавры «Киновия» состоялась встреча «Как научиться молитве». Ее провели протоиерей Сергий Баранов, секретарь Орской епархии и настоятель храма Табынской иконы Божией Матери в п. Херсон, и насельник лавры иеромонах Нектарий (Соколов). Во время беседы отцы рассмотрели тему молитвы Иисусовой с разных сторон, затронув при этом и другие важные вопросы духовной жизни. Подобные встречи всегда насыщены рассказами из личного опыта, практически важными советами и наблюдениями. Предлагаем нашим читателям познакомиться с содержанием этой полезной встречи.

«Молитва – это вся наша жизнь»

о. Нектарий.
о. Нектарий

Начало беседы было положено рассказом иеромонаха Нектария о его знакомствах с монахами и старцами, практиковавшими делание Иисусовой молитвы. Батюшка отметил, что дар молитвы этим людям давался за их самоотречение, постоянство в молитвенном делании и, самое главное, – за смирение. Перечисленные добродетели в наши дни все меньше замечаются в людях, от этого происходит и оскудение в истинных молитвенниках и наставниках молитвы, какими были в свое время старцы Кирилл (Павлов) и Наум (Байбородин), с которыми отец Нектарий имел возможность общаться. Ценным оказался его рассказ о первом духовнике, благодаря которому он поступил в монастырь и начал заниматься молитвой. Батюшка открыл перед слушателями тот факт, что его духовник в момент их знакомства и дальнейшего общения, несмотря на свою молодость, обладал даром умно-сердечной молитвы, который, как известно, дается лишь немногим. Как самое важное, отец Нектарий отметил, что его первый духовный наставник сказал однажды: «Ты думаешь, что научился молитве, и на этом твоя духовная жизнь достигла совершенства? Нет, это лишь начало, за которым необходимо каждому пройти огонь, воду и медные трубы». Этими словами иеромонах Нектарий задал тон предстоящей встречи, акцентировав внимание на том, что молитва – это не вычитывание правила и счет по четкам, это вся жизнь христианина, которая должна быть приближена к духу святых отцов.

Сердце «глубокое» и сердце «внешнее»

о. Сергий .
о. Сергий

Продолжая мысль иеромонаха Нектария, отец Сергий начал свое слово с того, что понятие «преуспевание» в молитве относительно. В связи с этим любая оценка своей ли духовной жизни, или жизни ближнего – необъективна. Сказано это было не только на основе прочитанного, но больше из личного опыта батюшки как священника и духовника женского монастыря (послушание, которое он нес на протяжении одиннадцати лет). За тридцать один год священства отец Сергий неоднократно посещал Святую Гору Афон, ездил в монастырь архимандрита Софрония (Сахарова) в графстве Эссекс, беседовал со старцем Ефремом Аризонским и в целом проявлял живой интерес к деланию молитвы Иисусовой. Батюшка отметил, что, в связи с субъективностью оценки собственной духовной жизни, «сегодня мы будем говорить очень относительно и, наверное, очень осторожно. И это нас спасет от очередной прелести, о которой мы так много говорим, касаясь темы молитвы». В то же время отец Сергий добавил, что чрезмерная боязнь прелести приводит к избыточной осторожности и нездоровой боязни подвига в занятии молитвой. Нужно иметь осторожность, но не бояться и не бездействовать, ведь искать молитвы и подвига – дело всей жизни христианина.

Исходя из этого, отец Сергий сказал о важном разграничении понятий «глубокое сердце» и «сердце внешнее». Все ошибки проистекают именно из внешнего сердца, которым чаще всего живут новоначальные: оно руководствуется эмоциями и внешними впечатлениями. Ориентируясь именно на эти факторы, при отсутствии опытного духовника, человек начинает «разжигать свою чувственную и эмоциональную часть», которая создает впечатление преуспевания в молитве, но на самом деле такое разгорячение вводит новоначального в самообман. Говоря об этом, отец Сергий акцентировал внимание на святоотеческих трудах, в которых новоначального послушника на первой ступени духовной жизни советовали нагружать послушаниями и физической работой. Связано это именно с тем, что прежде всего нужно было умерить его непомерное рвение к духовным занятиям. По словам отца Сергия, «…старцы утомляли душевность послушников и только потом их, достигших равновесия, погружали в какие-то глубокие вещи о молитве». В этом проявлялась великая любовь и духовное попечение старца о своем пасомом.

Говоря о добродетели любви, батюшка обратил внимание, что истинная любовь раскрывается не в сентиментальности и уступках, но в разумной взыскательности и строгости. В связи с этим любовь духовника к своему послушнику выражается в требовательности, которая в самом начале остужает непомерный пыл новоначального, а впоследствии приводит к духовному преуспеянию. «Об этом все мы читаем в книге о жизни старца Иосифа Исихаста, строгость которого родила целую общину святых», – добавил отец Сергий.

«Скорби расширяют сердце человека»

Встреча «Как научиться молитве», 21 февраля 2025 г..

Выделив из сказанного протоиереем Сергием мысль о чрезмерной боязни прелести, иеромонах Нектарий продолжил: «Действительно, боязнь прелести может стать тоже разновидностью прелести». Отец Нектарий отметил, что избежать ошибок в духовной жизни и в делании молитвы не получится, и этого не нужно бояться. Стремление к серьезному молитвенному деланию необходимо, страх допустить ошибку не должен останавливать христианина. В овладении любым ремеслом человеку требуется упорство и смирение, то есть готовность принять свои неудачи и продолжать учиться. Так и в делании молитвы Иисусовой.

Далее слушатели имели возможность взглянуть на вопрос о молитве более широко. Интересный ракурс рассмотрения заданной темы отец Нектарий выбрал, начав говорить о том, что пределы области, которая касается обучения молитве, настолько велики, что многим может показаться, будто они вовсе не включают в себя вопроса о занятии молитвой. Это умозаключение родилось у него в ходе чтения святых отцов и многолетнего наблюдения за монастырской жизнью: «Те люди, которые были зациклены в своей духовной жизни исключительно на занятии молитвой, непременно впадали в какие-то прелестные состояния». Уточняя, отец Нектарий сказал, что, по его мнению, ошибку допускают те, кто посвящают себя только деланию молитвы и при этом не изучают всего православного предания, в котором это делание родилось. А именно – необходимо чтение святых отцов и рождение внутренней связи с духом их писаний, с этим же неразрывно связана и необходимость жизни по заповедям, которая в большой степени подразумевает несение скорбей. Возвращаясь к воспоминаниям о своем первом духовнике, отец Нектарий отметил сказанные им однажды слова: «Ты торопливый, как и все… думаешь прожить полгода в монастыре и достигнуть вершин духовной жизни? Дай Бог, чтобы на третий год появились хотя бы росточки».

Продолжая вспоминать первые годы в монастыре, батюшка отметил, что, действительно, «хоть какое-то сочувствие» к духовный жизни в его сердце стало прорастать только на третий год, как раз после череды тяжелых скорбей. От этого и родился самый главный вывод: «Скорби расширяют сердце человека и позволяют повзрослеть в духовной жизни». И пока христианин не убедится в своей немощи и в ежечасной потребности Божией помощи  (осознание чего приходит чаще всего после тяжких и болезненный падений), – понимание святоотеческих слов будет неполно, а стяжание истинной молитвы просто невозможно.

«Царствие Божие нудится…»

Встреча «Как научиться молитве», 21 февраля 2025 г..

Вернувшись к вопросу об упорстве и смирении в молитвенном делании, отец Сергий обратился к вопросу внимания при молитве. Внимание чаще всего воспринимается людьми как понятие рассудочное, интеллектуальное, тогда как святые отцы говорят об ином роде внимания. Получается, что человек начинает во время молитвы акцентировать внимание на своем рассудке. Батюшка пояснил: «Если вы будете нажимать именно на эту часть души, у вас никогда не будет внимательной молитвы. Вернее, вы будете думать о Боге и молитве, но Бога здесь не будет». Рассуждение и молитва, по мысли отца Сергия, – это разные делания души. Как сказал отец Сергий, в сердцах таких молитвенников рождается «спазм» от чрезмерного напряжения в попытке остановить свои мысли; тогда же пропадает «гибкость», столь необходимая при занятии молитвой. Искусственная концентрация на теме внимания начинает рождать искусственные состояния. Здесь же протоиерей Сергий затронул важный, очень тонкий вопрос о «чувствах» при молитве, а также объяснил ошибку распространенного мнения, что «молитва не должна быть формальной». Те высокие состояния, плач, сокрушение, воспоминание адских мук, к которым многие отцы Добротолюбия советуют прибегать при подготовке к молитве, для большинства людей нынешнего поколения будут «патологичными состояниями, которые рождаются не естественным образом из жизни сердца, как у святых, а искусственно нашим грешным и еще душевным сердцем». В связи с этим путь в молитвенном делании для современного христианина, как монаха, так и мирянина, должен начинаться с «сухого, где-то некрасивого, вовсе не теплого призывания имени Божия», но такая молитва будет естественной, искренней и не прелестной. Все дается со временем при неотступном понуждении себя, как и в овладении любым навыком.

Интересное сравнение привел отец Сергий, сказав о том, что занятие молитвой сравнимо с овладением искусством иконописи: у начинающего иконописца произведения порой и иконой назвать нельзя, настолько далеко всё отстоит от идеала; но со временем, благодаря неотступному труду, приобретается техника, и икона становится произведением искусства. Но и это не главное. Упорством можно научиться писать «хорошую» икону, а для написания «великой» иконы к человеческому упорству должна приложиться благодать Божия, которая дается смиренным. То же и в стяжании молитвы: от нас – терпение сухости, упорство и смирение столько времени, сколько определит Сам Бог, а за этим приходит благодать Божия, которая делает наше человеческое призывание истинной молитвой, то есть «беседой с Богом». Таким образом, и отец Сергий, и ранее отец Нектарий одними из главных факторов приобретения молитвы определили упорство и смирение.

«Терпя, потерпех Господа, и внят ми»

Тема внимания при молитве оказалась намного глубже, чем могло представляться в начале беседы. В связи этим отец Нектарий продолжил начатые отцом Сергием размышления на тему остановки мыслей при молитве. Очень близкими батюшке оказались и понятия о «глубоком» и «внешнем» сердце. Отталкиваясь от уже сказанного, отец Нектарий отметил, что современный человек часто живет в потоке своих мыслей и эмоций, которые являются порождением греховного сердца. Происходит это потому, что человек сосредоточен «на своей голове», рассудке. Поэтому одной из самых главных ошибок людей, начинающих заниматься молитвой, является попытка усилием воли остановить поток своих мыслей. Но ведь молитва совершается не только в голове. Внимание при молитве приходит оттого, что в сердце начинает рождаться покаянный дух и сочувствие к словам молитвы. Прежде чем такое внимание приобрести, человеку нужно много потрудиться и поскорбеть, а для этого должно пройти время. Иеромонах Нектарий, подытожив сказанное, отметил, что новоначальный христианин чаще всего спешит в духовной жизни и в делании молитвы, он пытается изменить что-то на уровне своих мыслей и эмоций. Из этого порой рождаются ложные состояния духовности, о которых ранее говорил отец Сергий. «Изменение сердца происходит не так быстро и вовсе не от того, что мы постигаем какие-то истины умом. Ведь необходимо, чтобы сердце с ним согласилось. Если этого не происходит, христианин часто впадает в уныние, опускает руки и перестает молиться, хотя здесь-то и необходимо самое главное – терпение. А человек просто не может дождаться, что его сердце изменится вслед за тем, что понял ум», – завершая свое слово, заметил иеромонах Нектарий.

«Центр человеческого бытия – в глубоком сердце»

Приближаясь к завершению встречи, отцы подчеркнули более тонкие моменты уже сказанного и выделили самое важное. Так, протоиерей Сергий вернулся к вопросу о глубоком и внешнем сердце, обратившись и к теме рассудка и ума. Хотелось бы привести сказанное батюшкой дословно: «Есть разница между рассудком и умом. Рассудок – это та часть нашей душевной природы, которой мы анализируем, но это лишь часть ума. Ум совмещает в себе и рассудочную часть, и сердце, то есть их единство и гармонию. А некоторые ошибочно думают, что ум – это только рассудок. Когда-то прочитал слова, сказанные по завершении научной карьеры покойной профессора Бехтеревой, руководителя Института мозга в Санкт-Петербурге: “Я всю жизнь занималась мозгом, а надо было сердцем”.  Это не в том плане, что надо было стать кардиологом, но в том, что она профессионально пришла к тому, что ум – это не только рассудок». Подводя итог, отец Сергий сказал о том, что центр человеческого бытия заключен именно в глубоком сердце, а не в рассудке. Далее же батюшка напомнил об очень важном, но не очевидном факте, связанном с молитвой Иисусовой. Он вспомнил о словах святителя Григория Паламы, зачинателя и «вождя» исихастского движения: Бог в Своей сущности непознаваем, но Своими энергиями Он выходит в пространство этого мира и не заполняет его гармонично в одинаковой мере, но проявляется «имиже веси судьбами» где-то сугубо, а где-то меньше. То есть Своими энергиями Бог наполняет весь мир, но в отдельных его частях эти энергии проявляются сугубо, как, например, в чудотворной иконе, в святых мощах, или – в полной мере – в Святых Дарах. Также Господь может наполнять Своей благодатью не только форму материи, но и форму слова, поэтому мы и говорим «Священное Писание», – в том смысле, что Библия сугубо наполнена благодатью Святого Духа. Этими рассуждениями отец Сергий подводил слушателей к тому, что подобный закон работает и по отношению к молитве Иисусовой, ведь в самом Имени Божием сугубо присутствует благодать. Когда человек твердит Имя «Иисусе Христе», он приобщается Божественной энергии.

Иеромонах Нектарий в свою очередь внес дополнение в сказанное ранее о смирении. Батюшка отметил, что для истинной молитвы нужна подготовка всей жизнью, в которой необходимо навыкать самоукороению. При этом отец Нектарий вспомнил о святом праведном Иоанне Кронштадском, дневники которого являются ярким примером того, как человек ежедневно утверждал свою мысль во смирении. Также батюшка поделился назидательным примером из жизни, подчеркивающим, сколь важно смирение в молитвенном делании. Главным же выводом из этих слов стало то, что человек при молитве должен поставлять себя «грешной душой пред Богом», и именно это – фундамент, на котором человек способен безопасно устоять, не уклоняясь ни в прелесть, ни в расслабление.

«Дух Твой благий наставит мя на землю праву»

Кажется, что встреча естественным образом выстраивалась от меньшего к большему, и в завершение отец Сергий затронул самую, наверное, неприятную, но при этом важную в духовной жизни тему – несение скорбей. Но и в этой, думается, всем известной теме опытный духовник расставил интересные акценты, которые могут помочь подвизающемуся не отчаиваться и не унывать напрасно. В человеке настолько силен инстинкт самосохранения, что в критической болевой точке чрезвычайного покаяния, которое сравнимо с адским пламенем, он останавливается и не идет дальше. Своими силами войти в то, чем жил преподобный Силуан Афонский, – «Стой на краю ада и не отчаивайся» – невозможно, боязнь боли останавливает, жалость к себе пересиливает. «Настоящее покаяние и смирение может прийти только от внешнего фактора – Промысла Божия, который вторгается в жизнь иногда настолько страшно… Но это не во власти человека, остановить это ему не под силу. И Господь доведет Своим благим Промыслом человека до критической точки, из которой потом рождается истинное смирение», – сказал отец Сергий. Еще одним внешним фактором, приводящим к истинному покаянию, батюшка отметил строгого духовника, который не снисходит к немощи и не потворствует страстям, но мудро помогает своему чаду избавляться от чуждого Богу и возрастать во смирении.

Ничто человека не делает мудрым, как только скорби, и ничто не делает человека легкомысленным, как отсутствие скорбей. В связи с этим каждому христианину нужно сознавать необходимость скорби, принимая всё без страха и малодушия, с мужеством и сознанием действия в нашей жизни Божия Промысла. Но надо помнить главное: добродетели, в том числе покаяния, простоты и смирения даются нам Богом, а не собственными усилиями. Исправляет нас только Господь, но Он помогает нам в ту меру, в которую мы сами прилагаем усилия к исправлению.

* * *

По окончании беседы отцам были заданы вопросы относительно рассеянности при молитве, молитвы в миру и о чтении толкования Псалтири. Думается, подобные разговоры «глаза в глаза» вдохновляют и, что очень важно, дают ясное представление о том, что является главным, а что второстепенным. Ведь и апостол Иоанн Богослов писал: Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2 Ин. 1:12). Хочется верить, что радость от полученной духовной пищи у присутствовавших на встрече была, действительно, «полна».

Дарья Филатова
Фото: Владимир Ходаков


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!