«Бог – мой Судья»

Образ пророка Даниила в искусстве

Юношей его забрали в вавилонский плен. Из пленника он стал царским советником и служил пяти царям. За верность вере своих отцов получил от Бога особый пророческий дар и шестью столетиями ранее Рождества Иисуса Христа предсказал пришествие Спасителя. С арамейского имя его переводится как «Бог – мой Судья». 30 декабря (по новому стилю) Русская Православная Церковь отмечает память одного из четырех великих пророков Ветхого Завета – пророка Даниила. «Прихожанин» решил рассказать своим читателям о том, как события жизни пророка Даниила отразились в искусстве.

Православные верующие могут перечитать Книгу пророка Даниила в Ветхом Завете, а я лишь расскажу о трех эпизодах из его жизнеописания.

Как известно в 597 году до Рождества Христова вавилонский царь Навуходоносор осадил Иерусалим. Город пал без боя. Царя Иудейского Иоакима, по приказу Навуходоносора казнили, и 3023 знатных иудейских юношей были угнаны в вавилонский плен. Из этого числа были отобраны четверо юношей, которых Навуходоносор приказал на протяжении трех лет воспитывать во дворце, обучать халдейским наукам, кормить с царского стола, чтобы они потом стали его слугами… Это были Даниил и трое его товарищей – Анания, Азария и Мисаил. Правда, по приказу царя, им дали привычные вавилонские имена: Даниила стали называть Валтасар, а его друзей – Седрах, Мисах и Авденагó. Находясь в плену, юноши, тем не менее,  не изменили вере своих отцов. И за это Господь даровал им мудрость, а Даниилу – дар прозорливости и способность толковать сны и видения. И благодаря этому дару Даниил был приближен к царю.

Однажды Навуходоносор увидел поразивший его сон, но, проснувшись, царь его забыл. Созвал он халдейских гадателей и чародеев и приказал, чтобы они сделали невозможное – не только помогли ему вспомнить этот сон, но и сумели бы его истолковать. Растерялись чародеи, а царь разгневался и собрался всех их казнить. Но эта ситуация по воле Божией открылась Даниилу, и он через начальника царских телохранителей попал к царю. Даниил не только в точности описал царю его сон, но и истолковал его.

В том сне царь Навуходоносор увидел страшного истукана. «У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки  его – из серебра, чрево его и бедра его – медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные, – говорится во 2-й главе Книги пророка Даниила. – Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукан, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда всё вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукан, сделался великой горою и наполнил всю землю» (Дан. 2:32–35).

Этому эпизоду из жития пророка Даниила посвятил свою картину знаменитый итальянский художник эпохи барокко Маттиа Прети.

Пророк Даниил толкует сон Навуходоносору. Музей Гозо, Мальта.
Пророк Даниил толкует сон Навуходоносору. Музей Гозо, Мальта

Пораженный сидит на троне Навуходоносор, рядом стоят ошеломленные чародеи и халдейские гадатели, слушая юного Даниила, который легко и просто толкует загадочный сон царя. Как рассказал Даниил, истукан, состоящий из четырех металлов, – это четыре языческих царства, сменяющих друг друга, от вавилонского до римского, а камень – это Мессия, Спаситель, Который однажды явит себя миру, а гора та – Царствие Небесное, которое станет последним царством и будет стоять вечно.

Выслушал вавилонский царь Навуходоносор слова отрока Даниила и «пал на лице свое и поклонился Даниилу и велел принести ему дары и благовонные курения. И сказал царь Даниилу: истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну» (Дан. 2:46–47).

* * *

Второй эпизод касается другого вавилонского царя – Валтасара. В октябре 539 года до Рождества Христова царь Валтасар, потомок Навуходоносора, устраивает в своем дворце грандиозный пир для приближенных. И в какой-то момент захмелевший царь приказывает принести священную золотую утварь, которую Навуходоносор, разграбив Иерусалим, забрал из Иерусалимского храма. Продолжая пировать, Валтасар пьет вино из священных сосудов… И вдруг в одно мгновение в воздухе появляется рука, которая начинает писать на стене царского чертога золотые буквы… Буквы, которые никто из присутствующих не может понять.

Вот как об этом говорится в Книге пророка Даниила: «В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колена его стали биться одно о другое» (Дан. 5:5–6). Страшно испугался царь Валтасар; он призвал всех мудрецов халдейских и гадателей и обещал им царские дары, если они сумеют прочесть надпись, но никто не сумел этого сделать. И тогда жена царя посоветовала послать за Даниилом, тем самым мудрецом, которого уважал сам Навуходоносор.

Пир Валтасара, 1635. Лондонская национальная галерея .
Пир Валтасара, 1635. Лондонская национальная галерея

Читатель, перед тобой знаменитое полотно голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна «Пир Валтасара». На ней не видно пророка Даниила, зато художник замечательно передал изумление и дикий страх, который охватил и царя, и всех его придворных. Центральное место на полотне занимает сам Валтасар и рука, которая за его спиной чертит на стене огненные буквы.

Интересна и сама надпись, сделанная художником. По совету своего друга еврея Манассе бен-Израиля, Рембрандт расположил надпись не так, как принято писать в еврейской письменности, – горизонтально справа налево, а вертикально, столбцами, причем на последнее слово приходится два столбца. Таким способом художник хотел показать, что таинственная надпись была зашифрована, и потому никто не мог ее разгадать, кроме пророка Даниила, которому тайну открыл Сам Господь.

На работу над картиной «Пир Валтасара» у художника ушло два года, при этом Рембрандт, чтобы точно передать атмосферу и образы на полотне, в ходе создания своего шедевра постоянно советовался с раввинами еврейской общины Амстердама. В образе испуганной царицы Рембрандт запечатлел свою жену Саскию.

>Пир Валтасара, 1821. Частная коллекция.
Пир Валтасара, 1821. Частная коллекция

А вот иное художественное творение – работа английского художника Джона Мартина, написанная в 1821 году. Это громадное полотно (1,6 х 2,5 м) было выставлено в Британском институте и получило приз как лучшая картина года. Она была столь популярна у зрителей, что ее пришлось оградить от толпы специальными барьерами.

На картине мы видим гигантский дворец царя Валтасара с колонами и анфиладами комнат, уставленный столами, за которыми пируют сотни приближенных царя. На переднем плане царский стол, за которым царица и наложницы… В верхней части полотна на темном фоне, словно на контрасте с золотой роскошью дворца, освещенные луной, виднеются вавилонская башня и зиккурат (вавилонское религиозное сооружение).

На левой стене дворца, у самой вершины, горят и сияют золотом слова, начертанные невидимой рукой. От их ослепительного света бегством спасаются придворные.

Центральная фигура картины – пророк Даниил. Вот он, в темной одежде,  стоит возле царского стола, лицом он обращен к царю и придворным, а поднятой рукой указывает на горящую надпись. Сам царь Валтасар в страхе бежит в сторону – и от надписи, и от пророка, – словно не желая слышать предсказание и надеясь где-нибудь укрыться. На лицах людей – отчаяние и страх. Еще ближе к зрителю в темных одеждах халдейские колдуны, чародеи и прорицатели, которые сами безуспешно пытаются разгадать таинственную надпись.

Знаменитые слова «Менé, менé, текéл, упарси́н» (в церковнославянской транскрипции «мани́, текéл, фáрес») навсегда вошли в библейскую историю. Вот как в Книге пророка Даниила сам Даниил раскрывает их таинственный смысл: «Вот – и значение слов: МЕНЕ – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ТЕКЕЛ – ты взвешен на весах и найден очень легким; ПЕРЕС – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам» (Дан. 5:26–28). Как и обещал, царь Валтасар наградил пророка Даниила, но самого царя это уже не спасло, – в ту же ночь он был убит.

* * *

И, наконец, третий эпизод из жизнеописания пророка Даниила, которому многие художники посвятили свои полотна, – пророк Даниил в львином рву.

После падения Вавилона власть в царстве оказалась, как и предсказал пророк Даниил, в руках персов и мидян, и на царский престол в Вавилоне сел царь Дарий Мидянин. Он очень уважал иудейского пророка и определил Даниила на особый правительственный пост – сделал его одним из трех князей, которые должны были управлять царством. Такое отношение царя к Даниилу вызвало со стороны многих приближенных сильную зависть, и другие «князья и сатрапы» стали искать способ, как погубить Даниила. Они уговорили царя Дария подписать указ, согласно которому любому человеку запрещалось в течение тридцати дней с молитвами обращаться к Богу или к кому-либо еще, кроме царя, и просить о чем-нибудь. Нарушившего указ должны были бросить в ров ко львам. Царь указ подписал.

Даниил же, не боясь никого и ничего, три раза в день у окна, обращенного к Иерусалиму, преклонял колени и молился Богу. Чиновники подсмотрели за молящимся Даниилом, донесли об этом царю Дарию и напомнили о подписанном указе. Очень не хотелось царю Дарию отправлять Даниила на смерть, ибо любил и уважал он пророка за честность и мудрость. Но отказаться от царского слова Дарий тоже не мог.

Как записано в Книге пророка Даниила, «Тогда царь повелел, и привели Даниила и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя! И принесен был камень и положен на отверстие рва…» (Дан. 6:16).

Кто только из художников ни посвящал свои полотна и графические работы этой библейской теме: Брейгель Младший и Рубенс, Гюстав Доре, Орас Верне, Бритон Ривьера, Винсент Мало, Дэвид Тенирс Младший… Остановимся лишь на трех из них.

Даниил во рву со львами, 1615.
Даниил во рву со львами, 1615. Национальная галерея искусств. Вашингтон

Начнем с великого фламандского художника Питера Пауля Рубенса. Его картина «Даниил во рву со львами», написанная в 1615 году, висит в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Как считают специалисты, в этой работе видно, какое сильное влияние на Рубенса оказали великие мастера итальянского Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Караваджо… Благодаря тому, что Рубенс был придворным художником, он имел доступ в зверинец и рисовал львов с натуры. Порой, по словам очевидцев, он специально щекотал льва кистью, чтобы тот открыл пасть… Художник стремился в полной мере передать угрозу, которая исходила от диких зверей.

Картина поражает своей реалистичностью и при этом некоторой театральностью. Рубенс в своей манере тщательно прописывает тело Даниила и тела хищников. Правда, пророку Даниилу на картине лет 25, хотя на самом деле на момент описываемых событий ему было более 80 лет. При этом сам пророк изображен в позе молитвы, хотя в Книге пророка Даниила об этом не упоминается. Все полотно буквально пронизано золотым светом, который ярко освещает и фигуру пророка Даниила и окружающих его львов.

Прежде чем попасть в Национальную галерею искусств в Вашингтоне, картина Рубенса «Даниил во рву со львами» много попутешествовала и сменила немало хозяев. Это полотно было одно из любимых у короля Карла I и висело в его дворце в Уайтхолле, потом принадлежало семейству герцога Гамильтона, британскому пэру Гарольду Пирсону и ряду других высокопоставленных особ.

Даниил в логове львов.
Даниил в логове львов

Совсем противоположное полотну Рубенса гравюра Гюстава Доре – одна из 241 гравюр, написанных гениальным французским художником для серии «Священная Библия». Мы видим могучих и грозных львов как символ темной силы и Даниила, спокойно стоящего в луче света, проникающего в логово львов через отверстие сверху. Но этот свет не просто свет зари, – это Божественный свет, который накрывает и защищает великого пророка и делает покорными львов. Потому один из зверей спит у ног Даниила, а другому пророк положил руку на массивную голову, словно собираясь почесать ему за ухом, как большой кошке.

Традиционно под каждой своей гравюрой Доре писал цитату из Библии. И здесь выбранная фраза далеко не случайна. Как мы помним из Книги пророка Даниила, с рассветом царь Дарий поспешил к львиному рву «и, подошед ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал царь Данилу: Даниил, раб Бога живого! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов? Тогда Даниил сказал царю: царь! во веки живи! Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и пред тобою, царь, я не сделал преступления» (Дан. 6:20–22). Гюстав Доре свою гравюру дополнил фразой: «Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне», и Божественный свет, разгоняющий тьму и усмиряющий диких львов, как раз и символизирует Ангела Господня, которого Бог послал защитить своего пророка.

И, наконец, в качестве третьего художника (из многих, писавших на этот библейский сюжет), о котором я хочу рассказать читателям «Прихожанина», я выбрал английского живописца XIX века Брайтона Ривьера. Вот две картины этого талантливого художника. И несколько любопытных фактов.

Даниил, 1872.
Даниил, 1872

Факт первый. Брайтон Ривьер написал практически две одинаковые картины с разницей почти в 20 лет. Первая картина, на которой пророк Даниил стоит лицом ко львам, создана в 1872 году, а вторая, где он смотрит на небо, – в 1890 году.

Факт второй. Если все другие художники традиционно описывали сюжет «Даниил во рву со львами», то Брайтон Ривьер в итоге сделал акцент совсем на другом: пророк Даниил, находящийся под защитой Бога, своим поведением и своей верой дает ответ царю-язычнику.

Ответ Даниила царю, 1890.
Ответ Даниила царю, 1890. Манчестерская художественная галерея

Факт третий. То, как изображен пророк Даниил. На более ранней картине он словно дрессировщик, который пытается заставить диких зверей повиноваться себе. Львы рычат, скалятся, беспокойно кружатся, и только их вожак, который смотрит в глаза Даниилу, понимает, что они бессильны перед пророком. И совсем другое дело – то, как стоит Даниил на картине 1890 года: спиной ко львам, обращенный лицом к небу. Он словно полностью вручает себя воле Всевышнего. И так же, как Даниил, львы вместе с ним смотрят вверх, на небо, их глаза также обращены к Богу, потому что и дикие звери понимают, что ничего не может случиться в этом мире без воли Божией. В самой позе пророка Даниила раскрывается смысл его имени – «Бог – мой Судья».

Петр Селинов


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!