Страдалец за веру

Мария Козлова,
кандидат искусствоведения
экскурсовод Данилова монастыря

В середине 80-х, когда Данилов монастырь представлял собой строительную площадку, в обитель зашла женщина лет семидесяти, интеллигентного вида. Она пришла не с пустыми руками. В дар монастырю она принесла икону довольно приличного размера – 117,5 х 79 см. На ярком киноварном фоне изображение Богородицы и Богомладенца Христа даны крупно. Фигура Божией Матери словно не вмещается в отведенное для нее иконное пространство. Киноварь фона, масштаб фигур, контрастно моделированные лики создают драматическое напряжение. Дарительницей оказалась дочь графа Владимира Алексеевича Комаровского (1883-1937) Антонина. Отец ее – художник, реставратор, иконописец – написал образ Донской Божией Матери в 1919 году и поместил его в часовне, расположенной на деревенском кладбище в Переделкине.

В конце 1920-х деревянную часовню разрушили. Одна из крестьянок деревни Рассказовка забрала себе эту икону и использовала ее в качестве столешницы. Что потом стало с иконой, никто не знал. Но Антонина Владимировна не теряла надежды найти образ. В поисках ей стал помогать искусствовед Валерий Николаевич Сергеев, сотрудник Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева.

 .
Икона Донской Божией Матери

И чудо произошло! В 1970 году икона была обнаружена в сарае близ одного из деревенских домов. Дочь графа Комаровского выкупила ее, увезла в Москву и отдала в руки опытных реставраторов. Именно этот образ в книге «Богословие иконы Православной Церкви» Леонид Александрович Успенский назвал выдающимся произведением иконописи ХХ века. Передавая его безвозмездно братии Данилова монастыря, Антонина Владимировна попросила монахов о молитве – о вечном поминовении её отца. Выбор монастыря был не случаен. По материнской линии дарительница принадлежала к древнему дворянскому роду Самариных. Назвали ее в честь бабушки – Антонины Николаевны Самариной, урожденной княжны Трубецкой. В некрополе Данилова монастыря были захоронены десять представителей рода Самариных. Могилы большинства из них находились рядом с юго-западным углом храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Среди них и могила известного философа-славянофила Юрия Федоровича Самарина. Мама Антонины, Варвара Федоровна, приходилась ему племянницей. Весной-летом 1931 года древнейший некрополь Москвы был стерт с лица земли, а с ним и все могилы Самариных.

Икону Донской Божией Матери поместили в нижней, Покровской, церкви храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, в левом приделе, освященном в честь ветхозаветного пророка Даниила. Находясь на левой стене придела, близ иконостаса, икона не сразу открывается взору молящихся.

Однажды, в 2004 году, икона ненадолго покинула свое привычное место. Она стала центром экспозиции выставки, проходившей на Бутовском полигоне, названном Патриархом II «Русской Голгофой». Мы знаем, что на Бутовском полигоне было расстреляно 374 церковно- и священнослужителя Русской Православной Церкви. Среди них и митрополит Серафим (Чичагов), автор «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Но мало кто знает, что там по сфабрикованному весной 1934 года делу «боевой террористической группы московских художников» расстреляли почти сто человек. Это были как известные живописцы, скульпторы, графики, так и скромные шрифтовики, текстильщики, оформители витрин; авангардисты и соцреалисты, в том числе и руководители Российской ассоциации пролетарских художников.

Иконописец Владимир Алексеевич Комаровский был расстрелян на Бутовском полигоне 5 ноября 1937 года по другому сфабрикованному делу – делу «Истинно-православной церкви». Ему было 54 года. А через 20 дней под Ленинградом расстреляли его близкого друга, священника Павла Флоренского. Сохранилось два интересных портрета религиозного философа, богослова, написанных Владимиром Комаровским. Сам же отец Павел оставил такие строки о художнике: «Он идет от французов и русской иконы. Это большой художник...Он ищет конкретного выражения в живописи самого сердца реальности и достиг успехов, которым трудно поверить, не видя его работ».

В 1910 году в Музее императора Александра III (ныне Русский музей) открылся отдел древнерусского искусства. Комаровский, вольнослушатель Академии художеств в Санкт-Петербурге, был потрясен красотой древнерусской иконы, заново открытой реставраторами. Он стал делать копии со старинных образцов, изучать технологию иконописи, благо хранителем музея был его родственник и друг – художник, историк искусства Петр Иванович Нерадовский. Владимир Комаровский – один из основателей общества «Русская икона», член редакционного совета сборника «Русская икона». Он стал не только художником-иконописцем, но и выдающимся теоретиком иконописи. «Икона, написанная хотя бы и со вкусом, но без творческого осознания законов иконописного тела, производит впечатление совсем обратное тому, какое она должна производить. Как бы она ни походила на древнюю икону высокого стиля, она фальшива и тем более, чем более отдельные ее элементы походят на древние», – такие глубокие наблюдения оставил нам Комаровский.

В 1914 году Владимир Алексеевич как иконописец участвует в создании интерьера храма во имя преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле. Инициаторы возведения храма и донаторы – семья Олсуфьевых, родственники Комаровского. Архитектор – Алексей Щусев.

Революция 1917 года. Комаровские переезжают на подмосковную дачу – в усадьбу Самариных Измалково, где помогают близким людям и родственникам скрываться от преследований ГПУ-ОГПУ. В их числе князь Евгений Николаевич Трубецкой, автор книг «Россия в ее иконе», «Умозрение в красках: Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи».

В первый раз арестовали Владимира Алексеевича осенью 1921 года по обвинению в контрреволюционной деятельности. После второго ареста в мае 1925 года Комаровского отправляют в ссылку в Тюменскую область, в город Ишим, где он проводит три года. В 1928-м Комаровский возвращается в Москву. Затем аресты идут один за другим – 1929, 1930, 1931, 1934, 1937 годы. И несмотря на ссылку и беспрерывный шквал арестов, граф Владимир Комаровский продолжал писать иконы, делать эскизы к росписям и даже расписывать храмы, писать портреты своих друзей и родных, трудиться в Комиссии по охране памятников искусства и старины Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

В 2000 году реставраторам удалось расчистить росписи свода и нескольких фрагментов на стенах московского храма Софии Премудрости Божией, что на Софийской набережной. Вот экспертная оценка, данная работе, проводимой в этой церкви Комаровским в 1928-29 гг: «Сохранившиеся фрагменты росписи храма должны рассматриваться как уникальный памятник русского церковного искусства ХХ века и как реликвия Церкви, достойная особого поклонения».

Особого поклонения достойны и вера, стойкость, мужество, благородство Владимира Алексеевича Комаровского. Среди современных иконописцев он почитается как страдалец за веру. В день его гибели служат панихиды; получают распространение изображения Комаровского, выполненные в иконописной технике. В Ростове Великом в церкви Вознесения можно видеть образ «Владимир иконописец», созданный в 2014 году. И мы, современные прихожане Данилова монастыря, глядя на образ Донской Божией Матери, с сердечной молитвой вспомним иконописца Владимира!


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить