Вифлеем

Событие Рождества Христова описано двумя евангелистами – Матфеем (см.: 1, 18–2, 23) и Лукой (см.: 2, 1–20). «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна» (Лк. 2, 1–5).

Перепись населения

В 746 году от основания Рима Цезарь Октавиан Август, завоевавший к тому времени Палестину, издал указ о переписи населения. Для участия в ней евреям необходимо было прийти в те города, откуда происходили их роды, так как по древнему иудейскому обычаю перепись велась по коленам и родам. Иосиф и Мария принадлежали к роду царя Давида и должны были прийти в Вифлеем, на родину своего предка, расположенный примерно в 160 километрах от Назарета. Их почти двухнедельное путешествие в священную для всех иудеев землю проходило по горным дорогам центральной Палестины через Ездрилонскую долину, Галилею и Самарию, затем Акраввимскую возвышенность. Оставив в стороне Иерусалим, который находился в девяти километрах южнее Вифлеема, святое семейство достигло цели как раз в то самое время, когда Богомладенец вот-вот должен был появиться на свет.

Путь в Вифлеем. Святое семейство

Не найдя свободных мест в гостинице, Иосиф и Мария вынуждены были поселиться в пещере, неподалеку от городских ворот, где в холодное время года пастухи держали скот. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы и родился Богомладенец Иисус Христос.

***

Новозаветная история Вифлеема продолжилась бережным почитанием первыми христианами места Рождества – скалистого Вертепа, давшего приют Младенцу Иисусу.

Поклонение, оказываемое этому месту, было таково, что римский император-язычник Адриан был вынужден построить над гротом храм Адониса, дабы прекратить паломничество верующих к этой святыне. Его тщание привело к противоположным результатам: в империи, гнавшей христиан, был воздвигнут «памятный знак», обозначавший место Рождества Христова. Простояло это языческое капище до того времени, когда равноапостольная царица Елена в 326 году, почти сразу после утверждения христианства государственной религией империи, возвела над Вертепом величественный Храм Рождества. Базилика, построенная в Вифлееме в IV веке, простояла два столетия.

Базилика Рождества

При императоре Юстиниане в древнем Сихеме произошло восстание самаритян, недовольных распространением христианства. Одним из его результатов стало разрушение древней Базилики Рождества Христова. Только в 529 году здание усилиями императорской власти было восстановлено.

В 614 году Святая Земля была захвачена персами, разорившими многие святыни в Палестине, включая и Храм Гроба Господня. Но по Промыслу Божию Вифлеемская Базилика осталась нетронутой: Хозроя, предводительствовавшего захватчиками, остановило изображение трех персов-волхвов над входом в храм.

Место рождения Христа

Было еще несколько мусульманских нашествий на Святую Землю, приведших к тяжким последствиям. Так турки, захватившие Палестину в 1517 году, нанесли Базилике существенный урон: они выламывали мраморную облицовку храма, растапливали свинцовую кровлю, используя полученный металл для отливки пуль.

Но, несмотря на все, порой, разрушительные, события многовековой истории великой христианской святыни, она сохранилась до сих пор.

В Храме можно слышать песнопения, прославляющие появление на свет чудесного Младенца. Сюда, как и раньше, съезжаются многочисленные паломники со всего христианского мира, чтобы увидеть нетленный свет Рождества Спасителя.

Материал подготовила Екатерина Орлова


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить