Мать выносит ясли с Младенцем в мир, людям…

Оксана Головко
Рождество Христово в картинах русских художников – от XVIII века до XXI
Время Рождественского поста – это подготовка души человека к важнейшему событию Боговоплощения. В ожидании Рождества «Прихожанин» предлагает своим читателям вспомнить, как его представляли и описывали художники-христиане, жившие в прошлые века и наши современники. Надеемся, что их творения еще раз напомнят нам всем о смысле грядущего праздника и вдохновят подобающим образом подготовиться к встрече с Младенцем Христом.
Рождество Христово – зримое событие в истории человечества, изменившее его историю. Не удивительно, что художники разных эпох и разных стран вновь и вновь возвращались и возвращаются к этой теме, пытаясь представить, как оно было тогда, в Вифлееме, когда в самой простой и скромной обстановке появился на свет Божественный Младенец. Попробуем посмотреть, как изображали Рождество Христово некоторые русские художники.
Владимир Боровиковский (1757-1825) в работе «Рождество Христово» 1790-е словно впускает всех – и зрителей, и живущих в год Рождества Христова – в пространство, где родился Спаситель, делая это пространство максимально открытым (справа – огромный вход). Как будто весь мир становится свидетелем происходящего глобального события. Хотя, казалось бы, совсем бытовая сцена: Мать, пеленающая Младенца. Но эта сцена значима для каждого человека, для всех людей. С другой стороны – этот огромный вход словно подчеркивает беззащитность, уязвимость Богомладенца, Которому в будущем предстоят крестные муки… В работе два ярких световых пятна – особенно светящееся – около Матери и Младенца, и как его отзвук, менее насыщенное – в правом углу, там, где изображено явление Ангела пастухам, сообщающего: «ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:11).
В работе Александра Иванова (1806-1858) «Славословие пастухов» (1840-1850-е), как и во многих других библейских эскизах художника – некая светоносность, даже, если так можно сказать – светостремительность.
То, что действие разворачивается в достаточно узком пространстве, между стенами, еще больше усиливает стремительность движения, которое словно начинается там, на Небесах, и развивается течет, как бурлящая река.
Радость и ликование движущихся в этом человеческом потоке – в ритме поднятых вверх голов, вскинутых рук, которые словно касаются лучей, исходящих сверху. Мы не только видим, а буквально слышим счастливое славословие идущих.
Реалистически точен Илья Репин (1844-1930) в работе «Рождество Христово» (1890): посмотрите, как написаны одеяния Богородицы, праведного Иосифа, предметы быта. Смыслово картина перекликается с типом икон Божией Матери «Умиление», где показаны нежные отношения между Матерью и Ее Сыном. У Репина Младенец смотрит на Свою Мать, Она обнимает Его, но смотрит и на Него и дальше, в Себя, Свои мысли, словно размышляя о том, что ждет Его здесь... И в уютной семейной сцене начинают слышаться нотки трагизма, которые звучат и в иконах «Умиление». Спаситель пришел на землю, но впереди – гибель Вифлеемских младенцев, Его мучения, казнь, ужасная смерть и только потом – Воскресение.
Все в работе Михаила Нестерова (1862-1942) «Рождество Христово» (1890-1891, эскиз для росписи алтаря северного придела собора св. Владимира в Киеве) строится вокруг Младенца, лежащего в яслях. Все и всё группируются вокруг Него, на Которого показывает свет Рождественской звезды. Изящные плавные линии, шаги в сторону стремления к декоративности – черты, характерные для эпохи модерна.
Действие разворачивается не внутри пещеры, а снаружи, куда вынесены ясли с Божественным Младенцем. Вынесены для того, чтобы Ему поклонились пришедшие, вынесены к людям, в большой мир, куда однажды Он должен будет уйти. И это понимает Его Мать: жест Ее руки по направлению к Сыну одновременно и жест материнской нежности, и жест будущего «отдавания» Сына в мир. Она знает, для чего Он пришел…
Гелий Коржев (1925-2012) назвал свою работу 1999 года «Мария с Сыном». В ней – ощутимая почти на тактильном уровне вещность мира картины, то есть его реальность. Как и во многих других работах Коржева – мы буквально чувствуем, ощущаем, из чего сделан кувшин, материал корзины, в которой лежит Младенец, качество ткани одежды Марии.
Художник изобразил Деву Марию неюной, с руками много и тяжело работавшей немолодой женщины. В 90-е художник пишет много картин на остро-социальные темы, и каким-то образом пытается осмыслить современность через работы на тему Библейской истории. В том, что Мария оказывается старше в его работе, возможно, размышление и о судьбе русских женщин, о том, говоря словами Михаила Исаковского, «какая безмерная тяжесть// На женские плечи легла!..» на протяжении всего ХХ века. Но социальное – это лишь тонкий поверхностный пласт, за которым – главное, глубокое (а уж сознательно это делал художник или нет – значения не имеет). Грузная фигура, немолодые руки – все это подчеркивает ту невероятную ответственность за весь мир, которую приняла на себя Дева Мария, произнеся «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38) Темный (хотя и теплый) фон, серые одежды Матери, аскетичность, бедность обстановки, работа наполнена любовью и светом...
Работа современного художник Елены Черкасовой (р.1959) – празднична и радостна. В ней художник использует прием, характерный для иконы: показ разновременно происходящих событий: от явления Бога в виде трех Ангелов Аврааму до Входа Господня в Иерусалим. И в центре – Богородица с Младенцем, слева от Нее – надпись – строчки кондака Рождества «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Синий фон – подчеркивает вселенскость, комичность свершившегося События. Некоторые участники событий, произошедших до Рождества Христова показываются развернутыми к центру, а там, где показывается произошедшее уже после Рождества – повернуты строго направо. То есть, Рождество Христово – веха, точка, к которой все стремилось и от которой потом история начала разворачиваться дальше, уже по-новому.
Кажущаяся простота работ Елены Черкасовой своими корнями уходит к раннему христианству, коптскому искусству, к росписям Каппадокии. И за этой кажущейся простотой – глубина богословских размышлений, стремление художника-христианки как можно точнее сказать о главном…
Каждый художник, прикасаясь к теме Рождества Христова, пытается рассказать о ней, используя те художественные средства выражения, стилистику, которые актуальны для конкретной эпохи, и вместе с тем каждый раз сердце каждого художника отзывается по-своему. Даже если он задумывает просто постановочную работу на религиозную тематику, или пытается с помощью нее решить какие-то более внешние задачи, сама тема настолько глубока, и, если художник работает по-настоящему, она все равно зазвучит у него глубоко и емко. Так же, как и в поэзии. Рождеству посвящены множество прекрасных стихотворений поэтов разных эпох, но мне хочется процитировать Афанасия Фета – эти строчки отзываются и понятны и ребенку, и взрослому.
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних,
Вот пропели петухи,
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник,
И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ладан.
РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!