Секуляризм: когда о Боге и не поговорить

Владимир Басенков

Я разговариваю с соседом по подъезду. Слушаю английскую речь в языковой группе. Наблюдаю за работой мастеров на автостанции. Односложно отвечаю на вопросы собеседника. Мне немного скучно. Здесь везде непринято говорить о Боге, непринято даже молчать о нем.  Люди отказываются делать Его Спутником своих дел. Или вообще отказываются от Него.

«Если с человеком нельзя нормально поговорить о Боге, с ним не о чем говорить». Пугающая и в то же время правдивая для верующего внутренняя установка. Противоречивая, на первый взгляд, и фундаментальная, если посмотреть глубже. Епископ Андрей (Ухтомский) как-то написал, что его поражает, какими бесполезными занятиями и разговорами вроде образованные и достойные люди наполняют свой день. Если Бога нет, всё напрасно.

Бытовой секуляризм, видимо, ставший следствием советской борьбы с религией, знаком каждому верующему. Наверняка вы часто сталкивались с ситуацией, когда на каком-нибудь корпоративе или домашнем застолье вам вдруг становилось скучно. Вы пытались понять, почему на празднике жизни обсуждают покупки и приобретения, ну, еще, может, людей, но не евангельские притчи, теорию креационизма или, на худой конец, смену правящего архиерея. Попытка поднять тему религии, кстати, иногда приносит интересные плоды: за 5–10 минут вам становится в некотором смысле понятным мировоззрение включившегося в разговор собеседника. Религиозная тема на самом деле наиболее острая из существующих, поэтому, говоря о Боге, можно очень быстро «вытащить» из человека клубок противоречий, который был спрятан до поры где-то очень глубоко.

В какой-то момент можно отчетливо понять, что ты сидишь за столом с язычниками. Ну что ж, бывает – почему нет? И разговор о религии вскоре заканчивается. Но чаще люди всё же не очень хотят разговаривать о Боге. Обсуждение общественно-политических событий, трагедии личной жизни или нового фильма Тарантино даются собеседнику куда легче, чем разговор о вечном. Здесь, кстати, кроется и один из ответов на вопрос о причинах появления храмоборцев, да и вообще накрывшей некоторую часть общества морока «мягкой» борьбы против Церкви (читай – против Бога). Люди не хотят пускать Бога в пространство своей жизни. Это, в общем, результат свободного выбора души после грехопадения. Проблема в том, что увиденные купола храма или благообразный вид встретившегося на улице христианина ударяет по самолюбию безбожника. Хотя сам он не осознает, почему напоминание о Боге каждый раз вызывает в нем бурю негативных эмоций. Пробуждающийся голос совести наталкивается на болезненное самолюбие. Начавшаяся внутренняя борьба на поверхности порождает гнев и недовольство. Самолюбие быстренько придавливает и так уже «замордованную» совесть.

Особенностью дня сегодняшнего можно назвать то обстоятельство, что секуляризм стал свойством как людей нецерковных, так и православных христиан. Да, мы научились писать популистские тексты и монтировать короткие «видосы» про 10 заповедей или 5 правил жизни святого. Но, пожалуй, к этому информоружию пришло время добавить живую проповедь. Слово Божие может сегодня звучать не только громко, пафосно и назидательно. Настоящей проповедью для человека, который чем-то опечален, станет утешение словами «Бог не оставит», напутственное прощание «С Богом!», выражение благодарности «Да сохранить тебя Господь!» Мы в состоянии вернуть Бога в повседневное общение. У нас для этого есть силы и возможности. Мы должны начать смело разговаривать о Господе с людьми, не навязывая им свое мировоззрение и в то же время отказываясь от предлагаемого общественного табу на веру и право иметь ее лишь в качестве воскресного «хобби».


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить