И сказал Христос Фоме: «…Не будь неверующим, но верующим»

Есть такое известное выражение – «Фома неверующий». Так обычно говорят о человеке упрямом, во всем сомневающемся, который жестко отстаивает свою позиции и которого весьма сложно в чем-то переубедить. Это выражение знают даже те, кто никогда в жизни не брал в руки Библию, хотя эти люди плохо понимают, о ком идет речь. 19 октября (по новому стилю) Русская Православная Церковь вспоминает одного из 12-ти ближайших учеников Христа апостола Фому. «Прихожанин» решил напомнить своим читателям некоторые моменты его жития.

Начнем с того, что в Новом Завете об апостоле Фоме говорится немного, но даже те немногочисленные эпизоды, которые все мы знаем, имеют большое значение. Можно предположить, что Господь далеко не случайно отводит Своему ученику вполне определенное место в евангельской истории.

Помимо Священного Писания, существует несколько апокрифических произведений, приписываемых апостолу Фоме, в частности «Деяние Фомы», где рассказывается о его путешествии в Индию для проповеди слова Божия, и древний апокриф «Евангелие от Фомы». Этот документ, построенный в стиле вопросов и ответов из бесед со Спасителем, был обнаружен в 1945 году в египетской «библиотеке Наг-Хаммади»; ученые полагают, что это так называемое «пятое Евангелие» было написано во второй половине I века от Рождества Христова.

С именем апостола Фомы в новозаветной истории связано несколько загадок, которые богословам и ученым пока прояснить не удалось. Одна из них заключается в его имени. В переводе с еврейского имя Фома означает «близнец», об этом даже упоминает евангелист Иоанн: «…Фома, иначе называемый Близнец…» (Ин. 11, 16). На греческом имя апостола звучит как Дидимос и тоже переводится как «близнец». А в «Деяниях Фомы» ученик Христа называет себя даже так: Иуда Фома Дидим.

Почему «Близнец»? На это богословы и религиозные исследователи однозначно ответить не могут. Есть лишь ряд версий. По одной, наиболее распространенной, понятие «близнец» следует толковать не в привычном для нас смысле. Здесь близнец – это не один из братьев одной матери, внешне абсолютно похожих друг на друга и появившихся на свет в один день (тем более что нигде не упоминается, что у апостола Фомы был брат-близнец). Близнец Фома  – это человек, как бы раздваивающийся внутри себя, человек внутренней двойной природы. Если исходить из этой точки зрения, то тогда все действия апостола Фомы во многом становятся понятны.

«Уверение апостола Фомы»

Образ апостола Фомы, каким нам его представляет Священное Писание, рисует человека глубоко верующего, очень храброго и деятельного. И в то же время человека скептического склада характера и аналитического ума, не привыкшего верить на слово, а требующего доказательств.

То, что апостол Фома-Близнец был храбр и деятелен, можно заключить из евангельского эпизода с воскресением Лазаря. Как помнит читатель, в Вифании сильно заболел Лазарь, брат Марфы и Марии, он практически находился на грани жизни и смерти. И Христос, узнав об этом, собирается туда к Лазарю, предсказывая, что «эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий» (Ин. 11, 4). На что некоторые ученики пытаются удержать Спасителя, отговорить Его от того, чтобы идти в Вифанию, так как Его жизни угрожает опасность от рук иудеев, которые стремятся схватить Его. На что апостол Фома, обращаясь к колеблющимся ученикам Христа, горячо возражает: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Ин. 11, 16).

А вот о сомнениях Фомы, его скептицизме, критически настроенном уме говорит тот самый знаменитый эпизод, связанный с явлением Христа ученикам после Вознесения, от которого пошло столь известное всем выражение «Фома неверующий». Это в советские времена поэт Сергей Михалков, выполняя идеологический заказ, решил объяснить выражение «Фома неверующий» простым стихотворением, которое так и называлось «Фома». Но люди верующие отлично знали евангельскую историю о скептически настроенном апостоле, который объявил, что не поверит в Воскресение Христово, пока своими глазами не увидит Христа Воскресшим.

Евангелист Иоанн рассказывает о том, как Христос по Воскресении из мертвых явился Своим ученикам, но апостола Фомы на тот момент не было с другими апостолами. Те, увидев Христа, обрадовались и поверили. А после поведали об этом Фоме, но скептик Фома-Близнец отказался в это верить, сказав такие слова: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). Вероятно, Спаситель, отлично понимая скептический настрой апостола Фомы, именно его выбрал, как в случае с Воскресшим Лазарем, «к славе Божией».

Одни люди верят сразу и безоговорочно подобно Симону Петру или апостолу Иоанну, которые мгновенно поверили в Воскресение Христа, едва вошли во гроб и увидели лежащие пелены и пустой плат. Другим людям, подобно скептику Фоме, нужно всё потрогать своими руками, увидеть своими глазами, и только тогда они смогут поверить. Чтобы укрепить веру вот таких сомневающихся, критически настроенных людей, Христос и задержал в удалении апостола Фому…

Воскресший Спаситель явился к Своим ученикам и после слов «Мир вам!» сразу обратился к скептику Фоме, предложив тому воочию убедиться, что перед ним стоит живой Христос. «Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20, 27), – пишет евангелист Иоанн. Надо отдать должное апостолу Фоме-Близнецу: он мгновенно отбросил свои сомнения, неверие и сразу же поверил: «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой» (Ин. 20, 28).

Картина Караваджо «Уверение святого Фомы»

Второй похожий эпизод, в котором ключевое значение имеет апостол Фома, связан с Успением Пресвятой Богородицы, о котором упоминали многие древние авторы: Никифор Ксанфопул, Мелитон Сардийский, Дионисий Ареопагит, Иосиф Аримофейский, святой Иоанн Дамаскин… Когда Архангел Гавриил возвестил Божией Матери о Ее скором переселении из земной жизни в жизнь Небесную, Она Своими молитвами умолила Своего Сына Иисуса Христа дать Ей возможность перед Успением увидеть всех апостолов, которые в эти дни в разных странах проповедовали слово Божие.

И Господь внял молитвам Богоматери и в одно мгновение перенес всех учеников из разных земель в Иерусалим так, чтобы они могли повидать Матерь Божию. И лишь одного апостола Фому Христос удержал и не позволил Фоме прибыть в срок в Гефсиманию на погребение Богородицы.

Апостол Фома пришел лишь три дня спустя после погребения, с горькими слезами пал он пред гробовой пещерой и громко выражал сожаление, что не удостоился последнего благословения Пресвятой Богородицы и прощания с Ней. Другие апостолы, видя такую его скорбь, решили открыть пещеру и дать возможность Фоме-Близнецу поклониться святым останкам Богородицы. Но, когда гроб был открыт, глазам всех предстали лишь погребальные пелены. Так все апостолы, включая Фому, убедились в вознесении Пресвятой Девы на Небо.

…Все дальнейшие события в жизни апостола Фомы связаны с его путешествиями и проповедованием слова Божия у язычников. И при описании этих событий исследователи опираются, как уже было сказано, на ряд апокрифических источников, в частности на труд «Деяния Фомы». Известно, что он написан в III веке на сирийском языке от третьего лица и состоит из 13-ти глав и отрывка, который называется «Мученичество Фомы». Но богословы до сих пор не знают, кто из последователей или учеников апостола Фомы написал этот немалый труд, относящийся к пяти крупнейшим апокрифам, связанным с жизнью апостолов Христа.

Известно, что после схождения Святого Духа все апостолы собрались вместе в Иерусалиме, чтобы определить, кому в какие земли идти проповедовать. Святому апостолу Петру выпало нести Слово Божие жителям Иерусалима и Рима; Андрею – Вифиния и Пропонтид, земли скифов; Левию Матфею предстояло отправиться в Эфиопию; Иоанну – в Эфес и города Малой Азии… А апостолу Фоме выпала самая дальняя дорога – в Индию.

В «Деяниях Фомы» рассказывается, что поначалу, узнав о таком жребии, апостол Фома огорчился и даже возмутился, говоря: «Не имею я сил для этого, ибо слаб я, и муж я еврейский – как индийцев могу я учить?» Но в ту же ночь Христос явился апостолу Фоме и ободрил его словами: «Не бойся, Фома, ведь благодать Моя с тобой».

Очень может быть, что на русском языке мы имеем дело с сокращенным текстом древнего источника, потому что в русскоязычном варианте приводится только восемь деяний и разбиты они вовсе не на 13 глав. В тексте описаны самые разные эпизоды из индийских странствий Фомы: о том, как апостол проповедовал среди язычников слово Божие, как осененный благодатью Христа лечил больных, оживлял мертвых, сражался с индийскими жрецами, изгонял бесов из одержимых и даже сражался с диаволом, принявшим вид громадной черной змеи. Но чаще всего авторы, рассказывающие о путешествии в Индию апостола Фомы, останавливаются на двух наиболее показательных эпизодах.

По воле Божией апостол Фома примкнул к некоему индийскому купцу по имени Хаббан, которого индийский раджа (в тексте «Деяний Фомы» его называют царем) Гундофар послал сыскать искусного плотника для строительства дворца.

После долгого путешествия странники прибыли к царю Гундафару, и тот, узнав, что Хаббан привел искусного плотника, приказал апостолу Фоме построить громадный и красивый дворец. Выделив деньги на строительство, Гундафар уехал, а апостол Фома стал ходить по индийским селам, раздавая царские деньги нищим и больным, говоря при этом, что это царь Гундафар посылает им помощь.

Когда царь вернулся, он не нашел никакого дворца и в гневе спросил апостола Фому: «Где же твой дворец, строитель?» На что апостол ответил, что дворец построен, но только царь сможет увидеть лишь после смерти. В страшный гнев пришел царь Гундафар: он повелел бросить в темницу и Фому, и купца Хаббана, а сам стал думать, какой бы более изощренной смерти их подвергнуть.

В ту же ночь внезапно скончался брат царя по имени Гад, а позже он явился царю Гундафару в видении… и стал просить: «Милостивый брат, прошу тебя окажи мне последнюю милость – продай мне твой прекрасный дворец, который я увидел на небесах». «Какой дворец?» – удивился Гундафар. «Тот, что построил для тебя христианин».

Царь приказал тотчас же выпустить из темницы пленников. Видение с братом и его слова так потрясли Гундафара, что он принял святое Крещение из рук апостолы Фомы и стал горячим его последователем. А апостол Фома пошел дальше, неся свет Христовой истины. Как считают исследователи, во время своего долгого путешествия из Иерусалима на Восток апостол Фома побывал и основал христианские общины во многих странах: в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии. Говорят, что он даже дошел до Китая.

Апостол Фома практически повторил путь царя Александра Македонского, который грозный завоеватель совершил за четыре века до того, как Фома-Близнец отправился в свой проповеднический путь. Только Александр Македонский шел во главе громадного войска, неся смерть на своем пути, а апостол Фома шел один, поддерживаемый лишь благодатью Божией и неся свет и жизнь в языческие царства. 

И наконец еще одна история связана с мученической кончиной апостола Фомы. Это произошло в индийском городе Мелиапоре (более позднее название – город Каламин, в наше время это город носит название Ченнаи. – Ред.), где правил индийский раджа (в «Деяниях Фомы» его тоже называют царем) Маздай. Придя в этот город, апостол Фома остановился в доме обращенного в христианство военачальника Сифура. К нему приходили люди, он лечил их и проповедовал слово Божие, рассказывал им о событиях, происшедших в далеком Иерусалиме, об Истинном Боге.

Слушателей становилось всё больше и больше, многие просили апостола Фому окрестить их. В итоге христианами стали многие царские сановники, включая жену царя и одного из его сыновей по имени Визан.

Царь Маздай страшно рассердился и решил расправиться с апостолом Фомой, но, побоявшись сделать это при народе, приказал стражникам: «Возьмите его, поднимитесь с ним на гору и там заколите его». За Фомой шли его последователи; они пытались вырвать апостола из рук солдат, но сам Фома остановил их. Он понимал, что пришло его время отойти ко Господу. Он только попросил дать ему помолиться на горе. И, став на колени в окружении своих учеников, он обратился к своему Учителю с такими словами: «Господь мой и Бог мой, и Надежда моя, и Спаситель мой, и Проводник мой, и Путеводитель во всех землях, которые прошел я с именем Твоим, Ты будь со всеми слугами Твоими, и Ты сделайся Проводником также и моим, дабы к Тебе пришел я, Тебе ибо вручаю я душу мою, и никто из рук Твоих не возьмет ее. Не дай помешать мне грехам моим. Вот, Господь мой, я исполнил волю Твою и стал рабом ради этой свободы, которую ныне получаю. Ты, Господь Иисус, дай (ее) мне и исполни ее во мне, ибо я не сомневаюсь нисколько в истине Твоей и любви Твоей, но ради тех, которые стоят, чтобы слышать, говорю я пред Тобою». А после сказал стражникам, чтобы они выполнили приказание своего царя… И пятеро стражников ударили апостола Фому копьями одновременно.

И военачальник  Сифур, и сын царя Визан, и многие другие индийцы, ставшие христианами, сидели в ту ночь  на горе и горько плакали о святом человеке, принесшем им свет Истины.

Как считают ученые богословы, мученическая смерть апостола Фомы произошла между 68 и 72 годами от Рождества Христова. Мощи апостола находились в Индии на протяжении четырех столетий. Многие путешественники, включая знаменитого Марко Поло (к слову сказать, Марко Поло называл местных жителей «христианами апостола Фомы»), упоминали в своих записках о посещении могилы святого апостола Фомы.

Потом мощи перевезли в Эдессу, где когда-то проповедовал Фома, а позже они попали на греческий остров Хиос, а уже оттуда в итальянский город Ортон в провинции Кьета. И здесь, начиная с 6 сентября 1258 года, они покоятся в базилике святого Фомы. Говорят, что частицы мощей святого апостола Фомы-Близнеца есть в Грузии в Сионском соборе, в Венгрии, на Святой Горе Афон и, конечно же, в Индии, которой святой Фома помог встать на путь христианства.

Петр Селинов

РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить