О покаянии

Архимандрит Лука (Пинаев)

Проповедь в понедельник первой седмицы Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Милостью Божией, дорогие братья и сестры, мы вступили на путь Великого поста.

Великий пост – это время покаяния, время очищения, время обновления человеческой души. Для более полного осознания грехов Святая Церковь предложила нашему вниманию Великий канон прп. Андрея Критсткого, в котором явлены библейские образы кающихся грешников.

В каноне представлена широкая панорама мыслей и чувств кающихся людей и духовные искания праведников, чтобы на их примерах и переживаниях и нам самим возможно было обрести дух сокрушения, осознания своей греховности и беспомощности без Бога.

Слова «Помилуй мя Боже, помилуй мя» являются лейтмотивом Великого покаянного канона.

Великий пост в жизни христианина играет важную роль как период жизни максимального внутреннего сосредоточения, духовного напряжения и телесного подвига.

Пост, как разумное ограничение, накладывается на всю человеческую природу, на ее физическую и духовную составляющую.

И главной мотивацией необходимости поста является избавление человека от греха и возрастание в духовной жизни.

Евангелие говорит, что накануне своего общественного служения Сам Господь постился 40 дней. Постились также и святые апостолы накануне важных событий в своей жизни.

Но пост, о котором мы говорим, не является просто ограничением в пище или увеселениях, он имеет религиозное измерение, а это значит, что он связан с покаянием и другими Евангельскими добродетелями. И эта истина проистекает из христианского учения о человеке. Согласно учению Церкви, изначально человек являлся прекрасным и совершенным творением Божиим, наделенным бессмертием.

Но в своей красоте и совершенстве он не был самобытным существом, а целиком и полностью зависел от своего Творца – Бога, который был для него Источником жизни и блаженства.

Это единство первых людей и Бога основывалось на соблюдении людьми основного духовного закона послушания, подчинения Верховному Законодателю. Но ложное представление о свободе первых людей привело их к разрыву с Богом и, как следствие, – к искажению образа Божия, повреждению человеческой природы.

Нарушение этого духовного закона стало называться грехом, а поскольку это был первый грех, то именоваться он стал первородным.

В результате разрыва с Богом человек стал злым, жестоким, сластолюбивым, лживым, гордым, тщеславным.

Человеческую природу поразило множество страстей. Человек стал смертным.

Человека нужно было спасать, и это спасение совершил Господь наш Иисус Христос, который Своим жертвенным служением, своими страданиями и воскресением спас человека от вечной гибели. Он исцелил и обновил человеческую природу, восстановил падший человеческий образ.

Но человек должен был усвоить это спасение.

И это спасение усваивается через важнейшую христианскую добродетель – покаяние.

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», – говорит Господь. То есть покайся и ты будешь спасен. Свт. Игнатий (Брянчанинов) так говорит о такой близости покаяния и Царства Небесного:

«Господь наш Иисус Христос все совершил для нашего спасения, поэтому нет никакого промежуточного подвига, промежуточной добродетели. Он соделал все для нашего спасения. Он примирил нас с Богом и приобрел своим подвигом для нас Царство Небесное. Для нас остается предпринять только один труд: труд – принять спасение, труд покаяния».

Но что такое покаяние? Когда прп. Исаака Сирина спрашивали, что есть покаяние, он отвечал: «Сердце сокрушенное и смиренное».

Покаяние проистекает из глубокого осознания своей греховности и неправоты перед Богом, когда бездна греха и порока вдруг открывается перед внутренним взором человека и приводит его к изменению жизни.

«Начало покаяния – осуждение грехов», – говорит свт. Иоанн Златоуст.

Добродетель покаяния была известна еще в древние ветхозаветные времена. Каялся праотец Адам и пророк Иона, св. прав. Иов и царь Давид. Но во всей глубине эта добродетель открылась в новозаветные времена.

Общественное служение св. прор. Иоанна Предтечи и Самого Господа Иисуса Христа началось с призыва: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Эту традицию проповеди покаяния продолжили и святые апостолы.

В своей знаменитой речи в день Пятидесятницы апостол Петр говорил народу: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2, 38).

В своей речи в Афинском ареопаге апостол Павел говорил афинскому народу: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить Вселенную» (Деян. 17, 31).

«Покаяние – это первая новозаветная заповедь и первая христианская добродетель», – говорит свт. Игнатий (Брянчанинов).

Она есть основание всех христианских добродетелей и неразрывно связана с верой. «Покайтесь и веруйте во Евангелие», – говорит Господь.

Притом покаяться человеку не так сложно, так как «свойство покаяния и свойство веры насаждено изначально в человеческую природу», – говорит свт. Игнатий.

Покаяние, таким образом, есть естественная потребность человека. Это действие его совести. И потому, если человек захочет покаяться, ему нетрудно это сделать. Вспомним евангельские образы кающихся грешников.

«Я пол-имения, – говорит Закхей, – отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо», «Боже, милостив будь ко мне грешному, – молился мытарь», «Отче, я согрешил против неба и пред тобой и уже не достоин называться сыном твоим», – говорил блудный сын отцу.

Но если мы говорим, что человеку естественно каяться, то, с другой стороны, каяться бывает трудно, когда покаянию препятствует себялюбие, зависть, осуждение, тщеславие, гордость, любовь к благам мира сего и многие мирские привязанности. Все это мешает человеку иметь правильный взгляд на свое внутреннее состояние.

Поэтому в молитве Ефрема Сирина мы просим: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».

Покаяние лежит в основе всего духовного подвига от начала до конца. В нем совмещаются все заповеди Божии, говорят святые отцы.

Покаяние нельзя отлагать, так как мы не знаем своего смертного часа. Нужно каяться и просить милости Божией, чтобы избавиться от власти греха.

Покаяние должно объять всю нашу природу: ум, чувство, волю. Имея истинный дух покаяния, Господь приведет нас к спасению и вечной жизни. Будем молиться, дорогие братья и сестры, словами церковного песнопения:

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, и спаси мя». Аминь


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить